News

Тритиевая экспансия

Опубликовано: 04/07/2011

Автор: Валерий Иванов

У жителей Балаково накопилось немало претензий к Балаковской АЭС, начиная от размещения атомных блоков и заканчивая достоверностью и своевременностью информирования населения. Сегодня Анна Виноградова – председатель Балаковского отделения ВООП – рассказывает о проблеме тритиевого загрязнения, которую город пытается решить последние 20 лет. Пока безрезультатно…

Ведомственная глухота?

Еще в 1992 году научно-общественная экспертиза, организованная местными органами власти, в своих выводах рекомендовала атомщикам (тогда Минатому) обратить внимание на следущее: изучение влияния трития и мягких излучателей на биоценозы; изучение воздействия малых доз радиации в условиях токсикогенного воздействия химических веществ через системы трофических цепей питания человека. Реакции не последовало.

Много лет спустя, в 2005 году, эксперты организованной экологическими организациями Общественной экологической экспертизы назвали оценку радиационного влияния действующих блоков Балаковской АЭС (БАЭС) на окружающую среду и население региона в проекте 2-й очереди станции «требующей основательной независимой проверки, включая методологию получения данных». К примеру, в проектной документации на полном серьезе утверждалось, что содержание радионуклидов в биосфере региона с пуском БАЭС стало меньше, чем до ее строительства.

Авторитетное мнение

Между тем в книге видного ученого-ядерщика, бывшего замминистра Минатома Виктора Сидоренко говорится, что «одним из наиболее существенных недостатков, связанных с применением в водо-водяных реакторах борного регулирования, является загрязнение теплоносителя тритием… Как химический аналог водорода он не задерживается на очистных системах спецводо­очистки, абсолютные значения сбрасываемой активности оказываются большими. Неудаляемость трития химическими средствами и большое время полураспада (12,3 года) приводят к тому, что любые меры удержания его в системах АЭС не могут дать практически никакого эффекта. Весь образовавшийся в первом контуре тритий будет сброшен за пределы станции» (Сидоренко В. Вопросы безопасной работы реакторов ВВЭР. М.: Атомиздат, 1977).

Мы вправе утверждать, что в проекте станции отсутствует корректная информация о нарабатываемом и сбрасываемом за пределы реакторных установок Балаковской АЭС трития. А также не учитывается облучение тритием персонала станции. Впрочем, как и местного населения, проживающего в зоне воздействия сбрасываемой с блоков АЭС радиоактивности и не подозревающего о «тритиевой экспансии».

Официально…

Сбросы и выбросы трития Балаковская АЭС осуществляет в форме газообразных сбросов в атмосферу, а также в виде тритиевой воды в пруд-охладитель. Через него загрязненная вода попадает в Саратовское водохранилище, а дальше в Волгу – источник питьевого и водохозяйственного назначения. Мы не получили от атомщиков ответа на вопрос: «Какое количество трития поступает в природную среду?» – ни на общественных слушаниях, ни на свои запросы.

Об официальной точке зрения Концерна «Росэнергоатом» на тритиевую проблему можем судить по публикациям в СМИ:

«…Тритий не представляет радиационной опасности для человека, в том числе для населения, проживающего вблизи АЭС, и потому сбросы и выбросы трития с АЭС в окружающую среду не нормируются практически ни одной страной, развивающей ядерную энергетику», – заявил Ю. А. Егоров, представитель Концерна «Росэнергоатом» (Региональная экология. 2002. № 1-2).

Главная головная боль

Между тем еще в 1994 году эксперты МАГАТЭ признали, что наличие трития вокруг АЭС вскоре станет «главной головной болью». Однако детального изучения вопроса загрязнения окружающей среды тритием на БАЭС за 20 лет так и не произошло. Также остался неизученным вопрос сочетанного воздействия радионуклидов и других химических загрязнителей, присутствующих в окружающей среде.

Мы убеждены, что не учитывать далее влияние трития, его органических соединений – не просто ошибка, а преступление перед своим персоналом, местным населением и страной.