News

Протекающие крыши. Как защитить свои права?

Опубликовано: 25/01/2011

Автор: Александр Шуршев

Вслед за уже всем известными проблемами нынешней зимы в виде заснеженных улиц и дворов, наледи и свисающих с крыш сосулек, многие жители Петербурга столкнулись ещё с одной напастью – протекающими кровлями, а вследствие и с протечками в своих квартирах. В этом году повторилась прошлогодняя ситуация, и протечки уже зафиксированы в тысяче домов города.

Как и в прошлом году, многие пострадавшие в результате протечек обращаются на сайт zalivaet.spb.ru, где на специальной интерактивной карте города уже отмечены сотни «горячих точек». Как ни странно, большое количество обращений повторяют прошлогодние: те же дома, те же квартиры. Самое удивительное, что почти в половине случаев после прошлогодних катаклизмов крыши были отремонтированы, но этой зимой вновь потекли. По этим фактам муниципальные депутаты от городского «Яблока» уже обратились в прокуратуру с просьбой проверить, как проводился ремонт кровель.

И всё же, что же делать, если в результате повреждения кровли квартире образовалась протечка? Первое, что необходимо сделать, это обратиться в аварийную службу управляющей организации (или как многие продолжают называть жилконтору). Обращение может быть сделано в письменной форме или устно. Для надежности и более эффективного контроля исполнения лучше сообщение сделать в письменной форме – для этого при себе нужно иметь сразу два экземпляра: один сдается диспетчеру, принимающему заявки в управляющей организации, а на втором проставляется отметка о принятии заявки. При подаче обращения необходимо указать свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид предоставляемой услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя, отчество), регистрационный номер заявки и время её приема. Если в обслуживающей организации отказываются принимать вашу заявку, то вы самостоятельно в присутствии свидетелей делаете запись об этом на вашем экземпляре. Свидетели должны расписаться под этой отметкой. Вы также можете отправить заявку по почте заказным письмом с уведомлением.

После регистрации обращения представители управляющей организации обязаны прийти на место аварии и составить акт о протечке крыши и нанесении ущерба имуществу жильца.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда определен срок устранения протечки кровли — 1 сутки. Причём срок исчисляется с момента обнаружения неисправности или заявки жителя.

Часто управляющие компании отказываются устранять неисправности или делают это не в срок. Так, прошлой зимой многие столкнулись с тем, что управляющие организации отказывались устранять протечки и предлагали подождать до весны. Это незаконно. В случае, если обслуживающая организация не выполняет или затягивает выполнение своих законных обязанностей, следует обратиться в Государственную жилищную инспекцию и в районную прокуратуру.

Как только обслуживающая организация устранит причину протечки, жители вправе требовать устранить и последствия аварии. Здесь есть два варианта: либо согласиться на ремонт квартиры силами управляющей организации, либо требовать денег для возмещения ущерба. В любом случае собственник должен написать заявление на ремонт или на возмещение материального ущерба. Нужно иметь в виду, что четких сроков выполнения работ нет.

В случае возврата денег необходимо обратиться в управляющую компанию для составления сметы расходов. Наиболее спорные ситуации возможны при подсчете ущерба самостоятельно, т.к. в большинстве случаев управляющие компании не соглашаются с подсчетами собственников. Тогда жильцам необходимо будет проводить независимую экспертизу. Если виновник протечки крыши так и не согласится с размером причиненного ущерба, то у жителя есть только один выход из сложившейся ситуации – обратиться в суд.

При обращении в суд можно требовать не только возмещения убытков, но и возмещения ущерба, нанесенного здоровью, а также моральной компенсации.