News

Как дела, «зеленая» журналистика?

Опубликовано: 12/01/2011

Автор: Лина Зернова

В конце прошлого года в подмосковном Дубровском прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Экологическая модернизация России: роль науки и гражданского общества». На состоявшемся в ее рамках круглом столе журналисты, лидеры экологических организаций, представители пресс-служб НКО обсудили роль и место «зеленой» журналистики в общественно-политической жизни страны. Насколько заметным фактором воздействия на общественное мнение являются сегодня «зеленые» СМИ? Как привлечь внимание россиян к темам экологии? Имеются ли у НКО ресурсы, которые могут быть использованы для работы с «внешними» СМИ?

Есть ли в России «четвертая власть»?

Лина Зернова, главный редактор журнала «Экология и право», член правления Ассоциации журналистов-экологов Союза журналистов (СЖ) России: В конце 1980-х – начале 1990-х СМИ величали «четвертой властью». Сегодня, по данным председателя совета директоров Независимого института коммуникативистики Иосифа Дзялошинского, 87% российских СМИ имеют сервильный характер, являясь, по сути, сферой обслуживания. Около 10% трансформировались в современные, информационные издания, и лишь оставшимся 3% удается оставаться независимыми. То есть СМИ, как ипостась власти, сегодня не существуют. Им отведена роль инструмента воздействия на общественное сознание.

 

Учитесь быть интересными

Григорий Пасько, Русско-немецкое бюро экологической информации, член правления Ассоциации журналистов-экологов СЖ России: По-видимому, не случайно экологическая тема уже давно перекочевала в нишу некоммерческих организаций (НКО). Но давайте признаемся: реализуясь лишь на страницах «зеленых» масс-медиа, она не имеет значимого влияния на общественность.

Сергей Симак, председатель Самарского СоЭС: Согласен – силами СМИ, выпускаемых «третьим сектором», невозможно оказать влияние на население страны. Между тем наше экспертное сообщество обладает информацией, которую пресса не сможет получить ни в каких других источниках.

Выход один: всеми способами транслировать нашу информацию вовне – во «внешние» СМИ. Она должна стать доступной для самого широкого круга россиян. При этом не обижайтесь, если газеты не будут публиковать наши критические материалы. Ведь нынешние СМИ – игроки на информационном рынке, их интересуют, прежде всего, материалы информационного плана. Причем интересные! Нам надо понять, какие материалы будут проходными, надо учиться быть интересными.

 

Создать у журналистов мотивацию

Альбина Ближенская, экоцентр «Дронт», редактор газеты «Берегиня»: Мы не только издаем большую экологическую газету, но и работаем с журналистами. Скажу так: прессу Нижнего Новгорода интересует экология. Мы собираем районных журналистов на семинары. В прошлом году обсуждали тему отходов. Журналистка из Первомайска, вернувшись после семинара, подняла в своем городе такую кампанию, что администрация вынуждена была установить бачки и навести порядок с отходами.

Сергей Наумкин, Гражданский фонд «Правозащита, информация, культура» Башкортостана: У нас на региональном канале НТВ вышло немало качественных экологических сюжетов. И все благодаря тому, что перед каждой записью мы несколько часов работаем со съемочной группой. Эти репортажи потом выходят на федеральном канале.

Сергей Симак: Хорошие примеры. Тесная работа с журналистами, налаживание личных контактов, вооружение их качественной, эксклюзивной информацией содействует тому, что у журналиста возникает мотивация писать на темы экологии. Это важно – такие люди становятся нашими единомышленниками.

Лина Зернова: Вероятно, усилить позицию эко-СМИ могла бы господдержка – как-никак руководство страны ведет речь о модернизации…

Григорий Пасько: В проекте Основ государственной экологической политики РФ до 2030 года есть намек на возвращение к системе экологических фондов, возрождение экологической экспертизы, а вот о поддержке экологических СМИ и не говорится…

Дмитрий Шевченко, «Экологическая вахта по Северному Кавказу»: С госфинансированием средств массовой информации категорически не согласен. Никакие проблемы в России не решаются деньгами. Все сведется к перехватыванию средств и отчетам. А вот лидерам НКО работать с журналистами просто необходимо.

 

Кто влияет на умы?

Ангелина Давыдова, «Бюро экологической информации»: Согласно последним опросам, 78% россиян первым источником получения информации называют телевидение. При этом следует учитывать, что ТВ-передачи не очень запоминаются. Информация хорошо фиксируется, если потом читатель все-таки ее видит в газетах. Надо работать комплексно.

Сергей Симак: Есть еще такие цифры: в регионах федеральным СМИ оказывают предпочтение 20% опрошенных, региональным – 60%, и 20% респондентов читают в основном местные СМИ. Это надо учитывать при распространении экологической информации.

Ангелина Давыдова: Вместе с тем хочу возразить предыдущим ораторам – экологические материалы последнее время стали появляться, как тут было сказано, во «внешних» СМИ – например, в РИА Новости, в интернет-изданиях Газета.Ру, Лента.Ру. Газета «Ведомости» открыла рубрику для экологов, которую ведет Максим Трудолюбов. Сегодня появляется возможность работать с каналами федерального телевидения.

Александр Федоров, председатель Ассоциации журналистов-экологов СЖ России: Недавно экологию взял на вооружение Интерфакс, который договорился с некоммерческой организацией – Независимым экологическим рейтинговым агентством – о публикации «зеленого» рейтинга российских предприятий. Это серьезный фактор влияния на бизнес – прочитав о «грязнуле», отравляющем окружающую среду вредными выбросами, покупатель может и не захотеть приобретать его продукцию. То есть компании будут просто вынуждены постепенно разворачиваться лицом к экологии. Вот какой мощный ресурс имеется в руках «зеленой» прессы.

 

Новые возможности

Ангелина Давыдова: Согласно официальным данным, все больше россиян получают информацию не из газет, а Интернета. Печатные СМИ пытаются не сдавать позиции, открывая свои онлайн-пространства. РИА Новости, «Коммерсант», «Ведомости» развивают «гражданскую журналистику» – в электронные издания сообщают новости самые разные люди с мест…

Николай Рыбаков, исполнительный директор ЭПЦ «Беллона»: На мой взгляд, привлечение «гражданских журналистов» – самый перспективный на сегодня метод работы. Интернет, безусловно, дал новые возможности некоммерческому сектору.

Дмитрий Верхотуров, журналист, член Красноярской региональной общественной экологической организации «ПЛОТИНА»: Мы используем интернет-ресурсы против строительства крупных плотин на реках Сибири.

Бизнес никогда не идет на диалог с общественностью. К примеру, Русгидро или Роснефть проталкивают свои опасные проекты, за которыми зачастую стоят только финансовые интересы корпораций. Главная их цель – устранить с дороги озабоченную общественность. Вот почему наши кампании приобретают характер боевых действий. Интернет дает нам «скорострельность» – в течение нескольких часов мы стараемся ответить на заявления или действия наших оппонентов.

Благодаря возможностям Сети нам удалось убедить в нецелесообразности строительства Эвенкийской ГЭС население Эвенкии, местную администрацию, экологов, крупнейшие НКО страны, российских ученых. В итоге одержана победа – Русгидро была вынуждена отказаться от ущербного проекта.

Евгений Усов, Гринпис России: Последнее время все большую популярность приобретает YouTube. Видеоролики на нашем сайте по Химкинскому лесу посмотрели 1 миллион 200 тысяч человек. Мы выставили также ролик с выступлением президента Дмитрия Медведева, который, во время своего визита во Францию, выразил поддержку защитникам Химкинского леса. Думаем, что эти видео сыграли свою роль в формировании настроения миллионов россиян.

 

Обречена на развитие

Лина Зернова: Вслед за Интернетом наиболее обсуждаемые темы вынуждены подхватывать российские СМИ – не могут же они оставаться в стороне от жизни. Получается, благодаря Сети экологическое сообщество вынуждает постепенно «зеленеть» контролируемую прессу?

Юрий Широков, президент Межрегионального общественного экологического фонда «ИСАР-Сибирь», главный редактор журнала «Медвежий Угол»: Наша организация вошла в альянс «Экодело», объединивший НКО от Камчатки до Новосибирска. Мы собираемся реализовывать важные идеи, в частности хотим открыть школу для блогеров. Кто готов с нами сотрудничать – милости просим. Наш сайт – www.ecodelo.org.

Александр Федоров: «Зеленая» журналистика, существующая как в секторе НКО, так и за его пределами, обречена на развитие. Дело в том, что наша страна вступает в период техногенных катастроф и тяжелых последствий политики деэкологизации. Существующая система государственного управления подходит к точке нулевой эффективности. И общество уже начинает на это реагировать…