Петербургский Западный скоростной диаметр: можно ли предотвратить удар по природной среде Санкт-Петербурга?

ingressimage_3-3..jpg Photo: Новая газета в Санкт-Петербурге

Одним из наиболее аргументированных возражений против строительства ЗСД (точнее, против конкретной его прокладки) является мнение, высказанное доцентами кафедры физической географии и ландшафтного планирования Санкт-Петербургского государственного университета Григорием Исаченко и Андреем Резниковым в их научном труде «Северный участок ЗСД: можно ли предотвратить удар по природной среде Санкт-Петербурга?». Авторы анализируют Северный участок проектируемой автотрассы (его возведение отнесено в основном к 3-й очереди) и многообразные экологические последствия, которые может повлечь его строительство и эксплуатация. После чего предлагают другой – менее «экологически вредный», – вариант прокладки.

Северный участок – наиболее протяженная часть ЗСД длиной около 24 км. Согласно проекту, он идет от правого берега Большой Невки до транспортной развязки на пересечении с автомобильной дорогой «Скандинавия» вблизи Белоострова. Участок проектируется по параметрам скоростной автомобильной магистрали с расчетной скоростью движения 120 км/ч, 4-6 полосами движения при ширине земельного полотна 28 м.

Анализируя, как повлияет строительство ЗСД на природные комплексы Приморского, Выборгского и Курортного районов Петербурга и качество среды обитания в городе, авторы доклада отмечают, что севернее пересечения с Яхтенной улицей, трасса ЗСД пройдет по залесенной и заболоченной территории, располагающейся между улицами Планерная и Камышовая и примыкающей с востока к заказнику «Юнтоловский». Это – самая крупная по площади (более 3 кв. км.) рекреационная зона в Приморском районе, но при строительстве и эксплуатации ЗСД гидрологический режим этой территории, по мнению авторов, будет существенно нарушен. А именно: загрязняющие вещества, в частности, тяжелые металлы, станут мигрировать по торфяному массиву в пределах всей зеленой зоны. Будет полностью уничтожено единственное сохранившееся в Приморском районе верховое болото с популяцией охраняемого растения – кустарника восковника болотного.

В результате, экосистема лесов, болот и водоемов по левому берегу реки Каменки, служащая своеобразным буфером для Юнтоловского заказника будет полностью разрушена в наиболее сохранившейся пока части. Из-за шума и загрязнения, связанного со строительством и эксплуатацией магистрали, качество природной среды в наиболее посещаемой части зоны отдыха резко ухудшится и ее рекреационная ценность снизится более чем наполовину. Кроме того, и от этой нарушенной зеленой зоны жители будут отрезаны трассой ЗСД: пересечь ее без специальных переходов практически невозможно и опасно, а будут ли построены эти переходы и в каком количестве – неизвестно. Поскольку в Приморском районе наблюдается дефицит зеленых насаждений общего пользования, сокращение площади рекреационных территорий приведет к дальнейшему снижению качества жизни жителей района…

Что касается непосредственно Юнтоловского заказника, это – самая крупная особо охраняемая природная территория (ООПТ) Санкт-Петербурга: ее площадь чуть меньше 10 квадратных километров. Юнтоловский заказник – уникальный комплекс мелководий Лахтинского разлива, болот разных типов и заболоченных лесов. Это водно-болотное угодье международного значения, где ежегодно останавливаются на пролете и гнездятся десятки видов водоплавающих птиц (в том числе 29 видов, включенных в «Красные книги»), встречаются такие редкие виды зверей, как лесной хорек, ласка и кутора; произрастают 15 редких и охраняемых видов растений и грибов.

Проектируемая трасса ЗСД пройдет на расстоянии около 150 м от северной границы заказника. Детальные исследования, проведенные географами и биологами институтов РАН и СПбГУ – авторами монографии «Юнтоловский региональный комплексный заказник» (СПб., 2005), позволяют утверждать, что шумовое воздействие магистрали приведет к ухудшению условий обитания животных, в частности, к снижению численности гнездящихся птиц. Будут нарушены условия миграции наземных животных (млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных), практически непреодолимым барьером трасса ЗСД станет для таких крупных млекопитающих, как лоси. В процессе строительства дороги, а также при возможных авариях на ней резко возрастет загрязнение рек Каменка и Черная: основных водных артерий заказника. Поскольку сток по этим рекам идет от ЗСД в сторону Лахтинского болота и разлива, это не может не сказаться на состоянии флоры и фауны заказника, в том числе популяций редких видов растений и животных.

Сразу после пересечения КАД трасса ЗСД вступает на территорию крупнейшего лесоболотного массива Петербурга площадью более 30 км2, сохранившегося в относительно ненарушенном состоянии, на котором ведется проектирование регионального комплексного заказника «Левашовский лес». Это единственный лесной массив в черте Петербурга, где постоянно обитают не только крупные копытные, но и хорь, барсук, другие виды зверей семейства куньих, гнездится около 80 видов птиц, встречаются редкие растения, включенные в «Красные книги». Трасса ЗСД перережет территорию, планируемую для создания ООПТ «Левашовский лес», почти посередине, на протяжении 4,5 км. И, как полагают авторы, «не нужно быть профессионалом-экологом, чтобы оценить, какой удар при этом будет нанесен по «легким Петербурга». Кроме загрязнения воздуха выхлопными газами, особенно гибельного для хвойных лесов, загрязнения поверхностных вод, будут перерезаны маршруты миграции крупных животных, что приведет к резкому сокращению их численности, а затем и к полному исчезновению. Ухудшатся условия миграции и для небольших животных.

Наконец, уже в пределах Курортного района ЗСД на протяжении 1,5 км пройдет по границе проектируемого регионального комплексного заказника «Сестрорецкий». Эта ООПТ площадью 21,6 км2 включает крупнейший болотный массив в черте Петербурга, не затронутый техногенным воздействием, и часть акватории озера Сестрорецкий Разлив. Последствия строительства и эксплуатации ЗСД для экосистемы ООПТ аналогичны тем, что уже отмечены для заказника «Юнтоловский».

Исаченко и Резников считают, что реализация существующего проекта Северного участка ЗСД наносит существенный ущерб трем существующим и проектируемым особо охраняемым природным территориям и крупнейшей рекреационной зоне Приморского района. Вместе с этим ставится под удар экологическое благополучие населения Приморского и Курортного районов за счет увеличения шумового загрязнения, загрязнения воздуха окислами азота и углерода и другими продуктами выбросов автотранспорта, а также резкого уменьшения доступа к рекреационным ресурсам.

Наконец, – что представляется важным, потому что почти не обсуждается в питерских СМИ, – в докладе Исаченко и Резникова отмечается существенное противоречие, изначально заложенное в концепции ЗСД. А именно: если ее приоритетная цель – связать северные и южные районы Петербурга, то зачем превращать дорогу в транзитную магистраль международного значения, угрожающую природной среде города и экологическому благополучию его жителей? Строительство магистрали с подобными функциями с западной стороны Петербурга, вплотную к жилым кварталам и со стороны преобладающих ветров неразумно с экологической точки зрения. Естественное направление транзитных потоков из Скандинавии и Финляндии в сторону Москвы и Киева – по восточному полукольцу КАД, а в сторону Таллина – по западному полукольцу (через Финский залив).

Авторы отмечают, что такой же вывод содержится в заключении государственной экологической экспертизы по обоснованию инвестиций в строительство ЗСД, проведенной еще в 2002 году: там говорится, что принятый подход к проектированию ЗСД противоречит общепринятой стратегии вывода транзитных транспортных потоков из населенных пунктов и строительства транспортных обходов городов. А если решение транспортных проблем города невозможно без создания ЗСД, то, по их мнению, надо хотя бы попытаться предложить такой вариант, который выполнял бы транспортные функции с возможно меньшим ущербом уязвимой природной среде Петербурга.

Один из возможных альтернативных вариантов Северного участка трассы, предлагаемый авторами – выведение ЗСД с Васильевского острова по мосту-эстакаде не в створ Планерной улицы, а примерно в 3 км западнее, к западному берегу оз. Лахтинский Разлив, на предусмотренную Генпланом развязку с Приморским шоссе и его «дублером», проходящим севернее железнодорожной линии. Далее трасса ЗСД будет обходить с востока массивы одноэтажной застройки Лахты и Ольгино, с запада огибать строящийся коттеджный поселок «Северный Версаль» и планируемый район жилой застройки «Медвежья лапа» на р. Юнтоловке. Затем трасса пересекает реку Черная (впадающую в Лахтинский разлив) и использует существующий коридор Горского шоссе (3,2 км). Южнее Новоселок трасса поворачивает на северо-запад и на протяжении 6,5 км проходит через осушенные болота и заболоченные леса, пересекая Левашовский канал и реку Черная (приток р. Сестры), до переезда через железную дорогу Петербург-Выборг, где соединяется с магистралью, намеченной существующим проектом ЗСД. С экологической и социальной точек зрения, считают авторы, этот вариант имеет преимущества: он не угрожает особо охраняемым и рекреационным территориям (а также не препятствует доступу жителей к последним), и не проходит по существующим жилым кварталам и вблизи них.

Вывод видится вполне обоснованным – вот только, как уже сказано, питерские власти практически не прислушиваются к мнениям ученых, когда они вступают в противоречие с их желаниями или коммерческими интересами.

Борис Вишневский