News

Росрегистрация и НКО встретились в Петербурге

Опубликовано: 01/11/2007

Автор: Нина Поправко

Взаимоотношения государства и некоммерческих организаций (НКО) обсуждались сегодня на форуме «Социальный Петербург».

Сегодня же председатель правления ЭПЦ «Беллона» Александр Никитин подписал письмо в Росрегистрацию с просьбой уведомить о результате проверки, проведенной Росрегистрацией в «Беллоне» со 2 июля по 20 августа. По правилам, Росрегистрация должна принять решение по результатам проверки в течение месяца после получения возражений со стороны организации. Юристы «Беллоны» отправили свои возражения ещё 5 сентября.

Естественным образом недавние изменения в «Закон об НКО» и новый виток в правоотношениях между государством и НКО, который можно назвать просто и емко – «закручивание гаек», обсуждались на сегодняшнем форуме.

На форуме, организованным Центром развития некоммерческих организаций и администрацией города, выступили представители Росрегистрации. Вслед за этим выступлением, свою точку зрения на сложившуюся ситуацию высказали представители НКО.

На мой взгляд, ситуация характеризуется следующими особенностями. Во-первых, с 18 апреля 2006 года регистрация НКО носит не заявительный, а разрешительный порядок.

Если ранее для НКО (кроме общественных организаций) фактической регистрацией являлась постановка на налоговый учет, то сейчас НКО, так же как и общественные организации, проходят тщательную правовую экспертизу представляемых документов в Росрегистрации. Это означает, что Росрегистрация всегда может отказать НКО в регистрации по формальным основаниям.

На сегодняшнем форуме представители НКО, в том числе ЭПЦ «Беллоны», говорили о том, что подготовка документов в соответствии с требованиями Росрегистрации, как правило, может быть выполнена только юристом.

В случае отказа в регистрации действия Росрегистрации можно обжаловать, в том числе и в суде, но для этого тоже нужен юрист. Не всякое НКО может позволить себе вложить от 35 тысяч рублей на оплату услуг юриста на начальном этапе регистрации, да и сама регистрация иногда затягивается на неопределенное время.

Кроме того, теперь, с 18 апреля Росрегистрация наделена функцией осуществления контроля деятельности НПО, где предметом проверки является не только соответствие деятельности организации уставным целям, в том числе и в части расходования денежных средств, но и всему законодательству РФ.

Это означает, что после очередной проверки контролирующих органов (МВД, прокуратуры, налоговой и т.д.), организацию может проверить еще и Росрегистрация, причем по тем же самым основаниям. Выходит, что организация фактически подвергается двойному контролю.

В соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом № 380 от 25.12.06 Министерства юстиции РФ, проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми, те есть НКО может находиться в стадии проверки практически постоянно.

Сегодня «Беллона» заявила о том, что «Росрегистрация толкует нормы законодательства, вырывая из контекста статей закона, применяемого при проверках, отдельные абзацы, искажая суть нормативного акта в целом» . В результате Росрегистрация делает вывод о несоответствии правоотношений, существующих в организации, нормативной базе. Кроме того, Росрегистрация иногда фактически переквалифицирует предмет сделки во внесудебном порядке. Хотя и соответствующий Приказ Минюста РФ (от 03.12.04 г. № 183 «Об утверждении общего положения о территориальном органе федеральной регистрационной службы…»), и иные нормы действующего законодательства таких прав Росрегистрации не дают.

Можно добавить, что по результату произведенных в организации проверок Росрегистрацией составляется акт, который отнесен к документам, содержащим информацию ограниченного доступа.

Таким образом блокируется возможность доступа средств массовой информации к результатам проверок НКО и возможность критики органов Росрегистрации в случае нарушения ими законодательства, что является одной из форм давления на НКО, поскольку НКО, и без того крайне ограниченные в способах защиты от государства, лишаются возможности использовать и то немногое, что осталось — информационное поле.

Правоприменительная практика нового законодательства об НКО показывает, что существующий «Закон об НКО» нуждается в серьезной доработке.

Например, потому, что в соответствии со ст.30 Конституции России, «каждый имеет право на объединение… Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Предусмотренное этой статьей право препятствует узурпации власти государством.

Согласно ч.1 ст.22 Международного пакта о гражданских и политическом правах, являющегося частью правовой системы России, «свобода и гарантии деятельности общественных объединений, как и ее ограничение, также осуществляются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Пакт объявляет, что вмешательство органов государственной власти в деятельность НКО недопустимо, за исключением случаев «предусмотренных законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц».

Мы надеемся, что в закон будут внесены изменения. Реалии сегодняшнего дня таковы, что нам необходимо защищать свои права всеми разрешенными законом способами, вплоть до Европейского суда, так как целый ряд положений нового закона об НКО противоречит праву на свободу объединения.

А это право, согласно ст.11 Европейской конвенции по правам человека, включает и право на создание организаций с целью осуществления деятельности в сфере общих интересов.

Чтобы подсластить пилюлю, горечь которой ощутили все НКО после внесения изменений в «Закон об НКО», в Министерстве экономического развития и торговли РФ разрабатывают поправки в закон, предусматривающие ряд льгот для НКО, но общественники опасаются, что это будет ничего не значащей уступкой государства, осуществляющего тотальный контроль, а проще говоря, сыром в мышеловке.

Затронут ли данные изменения всю систему взаимодействий НКО и органов государственной власти, пока не ясно.

Поживем – увидим.