News

Водный и Лесной: два сапога — пара

Опубликовано: 12/12/2005

Автор: Кристина Ракитянская

Проект Водного кодекса, так же как и Лесного, испытывается судьбой. Возникает множество возражений по тексту проекта не только у экологов, но и у самих чиновников, депутатов, управленцев.

В данный момент в России существует острая необходимость наделения регионов, субъектов федерации большими полномочиями, в том числе и в области управления водными ресурсами в этих регионах. В реальности же напротив — субъекты не несут ответственности за использование водных ресурсов в регионах. При этом проект Водного кодекса в его последней версии говорит о еще большем отчуждении водных ресурсов от субъектов, когда все рычаги управления и контроля переходят на федеральный уровень.

Ст. 8 гласит: «1. Водные объекты, кроме обособленных водных объектов, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). 2. Обособленные водные объекты могут находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в собственности граждан и юридических лиц».

То есть где-то на Сахалине именно федеральные органы исполнительной власти несут ответственность за использование водных объектов и контролируют исполнение водного законодательства. Ст. 46 говорит об этом так: «Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов независимо от формы собственности возлагается на уполномоченный правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти».

«Основное последствие принятия Водного кодекса — дальнейшее отчуждение людей от той территории с прилегающей акваторией, на которой они живут, — говорит председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Зеленого Креста Юрий Шевчук в интервью газете «Петербургский Час Пик». — Теперь можно сколько угодно загрязнять воду, если рядом нет федерального инспектора. А чего стесняться? Это озеро, эта река — уже не местные, они уже федеральные, «московские». Вот пусть москвичи и думают, как их защитить. Еще пару лет действия этого кодекса — и по стране развернется соревнование за право называться зоной экологического бедствия, чтобы под это дело вытащить деньги из федерального бюджета».

Так же как и в случае с Лесным кодексом, у граждан возникают сомнения, смогут ли они пользоваться привычными водными объектами — отдыхать на озерах и реках, брать воду из реки для дачных нужд и т.д. Или это смогут делать только законные владельцы водного объекта, или для этого потребуется разрешение федеральной власти? Ст. 30. говорит: «Водные объекты предоставляются в пользование… по решению федерального органа исполнительной власти по управлению водными объектами». Единственное, что не может не радовать, это то, что, в отличие от проекта Лесного кодекса (где предусматривается аренда лесов до 99 лет), «водные объекты или их части (акватории) могут предоставляться в пользование на предельный срок двадцать лет» (ст. 21).

6dd9cb3dc5aa5f9fa1861f2600b6c202.jpeg

Общее водопользование
Согласно ст. 12 проекта водного Кодекса РФ, «каждый гражданин вправе свободно пользоваться водными объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, …водные объекты, за исключением предоставленных в особое пользование водных объектов и находящихся в собственности граждан и юридических лиц обособленных водных объектов, являются объектами общего водопользования граждан. А ст. 10 разъясняет: «Находящиеся в обороте обособленные водные объекты, расположенные полностью на земельных участках, принадлежащих на праве собственности гражданам и (или) юридическим лицам, находятся в собственности граждан и юридических лиц». Вот здесь-то и возникает опасность, что вас, желающих искупаться в озере, не пустят на берег, потому что имеют на него все права.

Так что речка не твоя — и не думай в ней плескаться! Но — важно, что речь идет только об обособленных объектах, полностью расположенных на земельных участках. Читаем: «Обособленный водный объект — поверхностный непроточный естественный или искусственный замкнутый водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами». Таким образом, река для купания всей деревни вряд ли подходит под это определение. А если и имеется такой спорный водоем, то сначала необходимо получить в собственность земельный участок с таковым, а потом говорить о том, что это твое. А тут уж все зависит от размера озерка, земельного участка и кошелька! …Думайте сами, считайте сами!

Откуда паника-то?
Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам пресной воды, примерно половина из них, по заключению экологов, не соответствует санитарным нормам, а в регионах с развитой промышленностью вода вообще непригодна для питья. По сведениям Сергея Шойгу, в России три тысячи потенциально опасных водных объектов, у которых, к тому же, нет хозяев. Оценка главы Минэкономразвития Германа Грефа еще пессимистичнее: несколько десятков тысяч заброшенных дамб и плотин.

Что будет происходить после принятия последнего варианта Водного кодекса — трудно представить. Но граждане и общественные организации настаивают лишь на одном: «Соблюдайте законы, товарищи-законотворцы!» А именно, проект Водного кодекса должен получить заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

Объединение РСР несколько раз обращалось и в комитет ГД по природным ресурсам и природопользованию, и в Минэкономразвития с просьбой учесть результаты общественной экологической экспертизы (заключение которой, кстати, было отрицательным) и провести ГЭЭ проекта Водного кодекса. Минэкономразвития категорически отказывается проводить ГЭЭ, настаивая на том, что проект Водного кодекса не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, что он не подлежит прохождению ГЭЭ, так как законопроект не относится к намечаемой хозяйственной деятельности.

Комитет по природным ресурсам и природопользованию Госдумы РФ сообщает, что запросил у правительства РФ сведения о том, проводилась ли ГЭЭ проекта. Ответ: «Нет, не проходил». На этом свои функции комитет считает выполненными.

Комитет также отмечает, что ст. 105 Регламента Государственной Думы не обязывает субъектов права законодательной инициативы представлять в Государственную Думу вместе с законопроектами заключения экологической экспертизы. Таким образом, полагает Комитет, все, что имеет отношение к проведению ГЭЭ, входит в компетенцию правительства РФ, и правомерность действий или бездействия правительства РФ в данном случае может быть оспорена только в судебном порядке. РСР и намерено в дальнейшем обратиться в суд.

Елена Колпакова, координатор РСР, говорит: «Мы неоднократно обращались в ГД и всегда получали ответы. Последний — отказ от прохождения ГЭЭ проектом Водного кодекса… Мы не согласны с планируемым введением права частной собственности на водные объекты. Ведь в этом случае необходимо в кодексе точно прописывать ограничения собственника в его правах: с одним хозяином не будет проблем, а другой — засыплет свое озеро песком и откроет на этом месте платный гараж!»

Костромская областная дума, например, обращалась и к президенту РФ: «Анализ документов… выявил серьезные нарушения Конституции РФ, ущемление законных прав и интересов граждан России. Статьей 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Ст. 42 Основного закона России закрепляет права ее граждан на благоприятную окружающую среду. Ст. 55 запрещает издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Однако проекты Лесного и Водного кодексов РФ, внесенные правительством, грубо нарушают эти конституционные установления».

А Дума приняла водный кодекс в первом чтении…

Комментарий юриста:
В соответствии с Конституцией РФ, водные ресурсы имеют жизненно важное значение для всего населения Российской Федерации, а поэтому необходимо, чтобы относящиеся к ним решения принимались с учетом интересов Российской Федерации и ее субъектов.