Комментарий: Приразломное — легенды и мифы арктического шельфа

aa3ec93c7b61eda67f82e858d626b66f.jpeg

 

 

20 сентября на BarentsObserver.com появилось сообщение, что, по мнению топ-менеджеров «Газпрома», Приразломное заработает в 2006 году. Такой прогноз выглядит излишне оптимистичным. Проблемы технического характера — например, то, что для строительства платформы на Приразломном в России не хватило квалифицированных рабочих — способны затянуть запуск месторождения.

В то же время, Министерство природных ресурсов считает реальным сроком 2008 год. С аналитиками министерства согласен главный редактор журнала «Нефть и капитал» Сергей Савушкин. Однако он уточняет: «Если платформу не начнут буксировать к месторождению уже в ближайшие дни, то эта история затянется еще минимум на полгода».

Если пристально вглядеться в ситуацию, то станет очевидным, что и 2008 год как начало разработки — это очень оптимистичный прогноз. Во-первых, по информации заместителя редактора журнала «Эксперт Северо-Запад» Сергея Агеева, танкеры для Приразломного строятся на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге по заказу компании «Совкомфлот». Если к тому моменту, как корабли будут готовы, они еще не будут нужны на Приразломном, «Совкомфлот», успешно занимающийся транспортировкой нефтепродуктов, найдет, где их занять.

Для освоения такого месторождения, как Приразломное, нужны деньги. Очень большие деньги.Вспомним хотя бы начало истории. «Газпром» обещал запустить Приразломное в 2003 году, но до тех пор, пока к проекту не подключилась «Роснефть», технически проект не сдвинулся с мертвой точки. По-видимому, достаточных денег ни у «Газпрома», ни у «Роснефти» сейчас нет.

–> «Российским компаниям нужны прежде всего даже не инвесторы, а партнеры, обладающие необходимыми технологиями. Нужны норвежцы, которые умеют добывать нефть с подобных условиях, нужны японцы, которые умеют делать танкера. На мой взгляд, на Приразломном будут работать норвежские технологии. Это не только позволит использовать адаптированные технологии, но и снимет политическую напряженность», —сказал корреспонденту «Беллона вэб» директор по аналитике и информации ИГ «Регион» Анатолий Ходоровский.

Проекту необходимы иностранные инвестиции. Кто будет партнером российских компаний на шельфе Баренцева моря — до сих пор неизвестно. До того, как выяснится этот вопрос, разговоры о сроках начала промышленной разработки Приразломного кажутся преждевременными.

Опасения экологов
Вряд ли с приходом в проект иностранных партнеров изменится и технико-экономическое обоснование проекта, общественные слушания по которому прошли в прошлом году и не удовлетворили экологов «Беллоны». Стоит также отметить, что пресс-служба НК «Газпром» в течение трех дней не нашла времени для ответа корреспонденту «Беллона вэб», сославшись на то, что вопрос о дате пуска месторождения Приразломное является сложным и требует комментария специалиста.

С точки зрения экологов разработка Приразломного вызывает большие опасения по ряду причин. Во-первых, в настоящее время в России не существует технических и экологических стандартов, гарантирующих безопасность работы в подобных экстремальных условиях.

–> Во-вторых, платформа для добычи нефти на Приразломном строится на основе платформы Hutton, которая была построена и установлена американской компанией Conoco в британском секторе Северного моря в 1984 году. В 1994 году Conoco передала платформу и месторождение американской энергетической компании Oryx, которая в свою очередь была куплена американской компанией Kerr-McGee в конце 1998 года.

В 2002 году эксплуатация месторождения завершилась, и платформа была продана за $29 миллионов компании Monitor TLP Ltd, зарегистрированной на Каймановых островах, которая тут же перепродала платформу в Россию уже за $67 миллионов.

Предприятие «Севморнефтегаз» (созданное в 2002 году дочерними предприятиями «Роснефти» и «Газпрома»), купившее эту платформу, проводит реконструкцию платформы на заводе «Севмашпредприятие» в Северодвинске.

Но, как выяснилось, для того, чтобы своевременно выполнить работы, на предприятии не хватает квалифицированных рабочих, что уже помешало закончить работы по реконструкции платформы в срок. При таких условиях строительства платформы сама надежность оборудования вызывает обоснованные сомнения.

Кроме того, очевидно, что для стабильной и экологически безопасной транспортировки нефти потребуется несколько танкеров не просто ледового, а арктического класса, EC-10 и EC-15.

Таких танкеров в России нет, и они значительно дороже тех кораблей, которые есть. Из них ближе всего по техническим характеристикам к нужным судам танкеры класса 1А Супер.

Тремя такими кораблями владеет «Совкомфлот», тремя — Приморское морское пароходство. Если «Севморнефтегазу» удастся договориться с этими компаниями, то проблему безопасной транспортировки нефти можно считать относительно решенной.

Если же, как и в случае с платформой, предприятие решит «сэкономить», последствия для экологии Арктики могут быть катастрофическими.

Мария Саплинова