News

Проект по созданию хранилища отработанного топлива в Тихом океане набирает обороты

Опубликовано: 27/08/1997

Автор: Игорь Кудрик

При поддержке Министерства по атомной энергии РФ компания US Fuel & Security Inc. направила запрос в администрацию США на предмет получения в лизинг атолла Wake в Тихом океане, с целью создания там хранилища отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и завода по производству свежего топлива. Принимая во внимание политику, проводимую Россией в области обращения с ОЯТ, Минатом, оказывая поддержку проекту, может преследовать свои определенные цели.

В май месяце этого года на Web-страницах объединения Bellona уже сообщалось, что проект трехлетней давности о создании хранилища отработанного ядерного топлива на атолле Тихого океана получил новое развитие. Минатом участвовал в переговорах по проекту с международными компаниями, работающими в области ядерных технологий, Siemens, General Electric и Westinghouse. На сегодня проект обретает все большую конкретику: инициатор проекта компания US Fuel & Security Inc. (USFSI) обратилась в июле месяце в правительство США с просьбой рассмотреть возможность передачи компании атолла Wake, расположенного в 600 км к северу от Маршалловых о-вов в Тихом океане.

До направления обращения в адрес президента и конгресса США, представители USFSI во второй половине июня прибыли в Москву для проведения дополнительных переговоров с Минатомом. Помимо этого, были организованны встречи с депутатами Госдумы.

—Изначальный критерий как для промышленности и экологов, так и для государств — прекратить страдать х-ней (примерный перевод с англ., прим. автора) и обратиться к фактам, — так начал презентацию идеи на одной из пресс- конференций директор проекта Алекс Копсон

А факты были таковы, что имея выбор между переработкой ОЯТ или его контейнезированным хранением, USFSI считает приемлемым второй вариант. Параллельно с остановкой опасного процесса переработки ОЯТ, USFSI предлагает решение и проблемы нераспространения расщепляющихся материалов. Дело в том, что, по замыслу USFSI, комплекс на атолле Wake будет включать не только хранилище ОЯТ, но и завод по производству свежего топлива, делая возможным организацию "замкнутого топливного цикла". ОЯТ будет не продаваться атомным станциям, а сдаваться в лизинг, подразумевающий возвращение этих материалов после выработки ресурса и размещение их в хранилищах атолла.

—Я предлагаю назвать компанию "США-Минатом". Компания будет владеть, строить и эксплуатировать комплекс. Это будет служба по предотвращению распространения расщепляющихся материалов. — заявил Алекс Копсон. — Я хотел бы сделать для экологического сообщества очень четкое сообщение: единственные люди, способные остановить коммерческую переработку (ОЯТ, прим. автора), которая подрывает глобальную безопасность, — это мы и Минатом.

По словам представителей USFSI, стоимость работ по возведению комплекса составит 10 миллиардов долларов США минимум, 50 миллиардов — максимум. Компания провела переговоры с крупными банками в Европе и США, которые подтвердили готовность начать финансирование, как только будут заключены долговременные контракты на хранение ОЯТ с атомными электростанциями.

Странный проект, странная поддержка

—Проект встречает сопротивление у администрации США. Уж очень он неожиданный. Мы со своей стороны готовим экспертное заключение и должны получить разрешение правительства России. Минатом РФ принял официальное решение о поддержке проекта, — заявил в интервью "Независимой газете" заместитель министра по атомной энергии Валерий Богдан.

Открытая поддержка проекта Минатомом выглядит более чем странно.

В то время как проектная емкость хранилища составляет 50 тыс. тонн ОЯТ, в мире к 2000 году будет накоплено около 220 тыс. тонн этого материала, к 2020 году — около 600 тыс. тонн. Предложенная монополия на производство топлива и последующая его сдача в лизинг атомным станциям, не принимает во внимание, к примеру, топливо для атомных подводных лодок, количество ядерных энергетических установок на которых составляет около 300 единиц. Принимая во внимание только эти два аргумента, можно сделать вывод, что политика нераспространения ядерного оружия не будет усилена этим проектом.

Второе преимущество проекта — остановку коммерческой переработки топлива — также можно повергнуть сомнению, поскольку у Минатома нет и, по всей видимости, не будет намерения отказаться от этой практики. Доказательством является тот факт, что в Красноярске-26 продолжается строительство нового завода по регенерации топлива РТ-2.

Вопрос о компетенции новых американских партнеров Минатома также является немаловажным.

—Мы — уникальная компания. И мы ищем уникальные проекты в любой области. Это наш бизнес, — сказал Алекс Копсон в интервью "Независимой газете". Странно, что подобный уровень компетенции удовлетворил высокопоставленных чиновников Минатома, которые наладили тесное сотрудничество с компанией и вышли с этим проектом на правительственный уровень.

Минатом преследует свои цели?

Принимая во внимание несостоятельность планов компании по монополизации производства свежего и хранения отработанного топлива, отсутствие у России планов отказа от регенерации ОЯТ, исключение из поля зрения проекта топлива для военных ЯЭУ (атомных подводных лодок), — активное проталкивание проекта рядом высокопоставленных чиновников Минатома настораживает. В этой связи можно предполагать, что Минатом преследует иные, пока что неназванные, цели.

На фоне проведения переговоров с USFSI, продолжается работа над проектом по создания могильника РАО на архипелаге Новая Земля, бывшем ядерном полигоне СССР. Разрекламировав идею создания хранилища на тихоокеанском атолле и получив предсказуемое "нет" от администрации США, Минатом может тут же выйти с альтернативным местом расположения хранилища ОЯТ. Альтернативой может являться Новая Земля. Таким образом, для Минатома тихоокеанским проект, очевидно, является не более, чем способом привлечь в дальнейшем внимание к проекту создания хранилища на Новой Земле. Хотя, как говорится, время покажет.