“Статус”, июнь 1997: Проект по плавтехбазе “Лепсе”

В работе над проектом объединили свои усилия представители России, США и ряда европейских стран. Основная часть финансового обеспечения проекта поступает от Европейского сообщества. "Лепсе" уже давно стал символическим пилот-проектом, который должен продемонстрировать способность западных стран и России сообща решать проблемы экологической безопасности.

Эта ежемесячная колонка "Статус" посвящена пилот-проекту по приведению в безопасное состояние птб. "Лепсе", его истории, развитию, перспективам и трудностям.

Теплоход "Лепсе"

Плавтехбаза "Лепсе" использовалась Мурманским морским пароходством для обеспечения перезарядки реакторов атомных ледоколов. Судно имеет 82,9 м в длину, 17,1 м в ширину, водоизмещение в полном грузу – 5600 т. Строительство теплохода "Лепсе" было начато в 1934 году на Николаевском судостроительном заводе, но в 1936 году оно было приостановлено и судно законсервировано. В 1937 году достройка судна была поручена Херсонскому судостроительному заводу. Однако его строительство не было закончено и в 1941 году судно было затоплено.

В 1945 году судно поднято и отбуксировано в порт Поти. В 1958 году судно прибыло на Адмиралтейский завод в С.-Петербурге, где его переоборудовали для проведения операций по перезарядке ядерного топлива на первом атомоходе "Ленин", построенном в 1961 году. "Лепсе" обслуживало "Ленин" до 1966 года.

Позднее хранилище плавтехбазы было переоборудовано для приемки топлива из реакторов нового типа. С 1971 по 1981 г.г. судно использовалось для проведения операций по перезарядке топлива новой ядерной установки ледокола "Ленин", а также ледоколов "Арктика" и "Сибирь". С 1981 года "Лепсе" не проводит операций по перезарядке, с вводом в эксплуатацию птб. "Имандра". В 1990 году птб. "Лепсе" переведена в категорию стоечных судов с сохранением в рабочем состоянии главного двигателя.

Характеристика хранилища ОЯТ

Хранилище ОЯТ представляет собой два бака диаметром 3,6 м и высотой 3,4 м каждый, в которых расположены по 366 глухих пеналов диаметром 67 мм и по 4 кессона диаметром 500 мм.

После аварии главной ЯЭУ атомного ледокола "Ленин" в 1966 году, в хранилище "Лепсе" были помещены 54 поврежденные топливные сборки. В течение последующих 30 лет эксплуатации птб. "Лепсе" принимала отработанное топливо, выгруженное из реакторов ледоколов и подводных лодок, при этом часть топлива имела механические повреждения. Сегодня в хранилище судна находится около 640 топливных сборок, около 30% из которых не могут быть извлечены с применением стандартных методов. Суммарная активность на борту судна оценивается в 28000 ТБк (750000 Ku). Из этого количества 630 ТБк приходится на трансурановые элементы.

В 1991 году с целью создания дополнительного инженерного барьера начато заполнение бетонными смесями межбакового пространства хранилища. Эти работы были завершены в 1993 году.

Согласно расчетам экспертов Мурманского морского пароходства, извлечение топлива из хранилища "Лепсе" стандартными методами невозможно, среди прочих причин, на том основании, что радиационные нагрузки на персонал будут таковы, что потребуется привлечь к выполнению данной работы около 5000 человек.

Ранее существующие планы по утилизации птб. "Лепсе"

В 1988 году отработанное топливо, хранящееся на борту "Лепсе", было официально переведено в разряд твердых радиоактивных отходов. Это означало, что ОЯТ не подлежит переработке на х/к "Маяк". В связи с этим был разработан и частично осуществлен комплекс мероприятий по утилизации судна и его подготовке к подземной изоляции на архипелаге Новая Земля. В качестве оптимального варианта представлялось провести демонтаж надстройки судна; заполнить бетонными смесями хранилище ОЯТ; отбуксировать судно к Новой Земле и провести его подземную изоляцию в условиях вечной мерзлоты. В то время вариант создания могильника радиоактивны отходов на Новой Земле рассматривался как наиболее приемлемый с экономической и экологической точек зрения.

Bellona инициирует проект "Лепсе"

Проблема птб. "Лепсе" затрагивалась объединением Bellona еще на первой встрече с представителями Мурманского морского пароходства в 1992 году. В то время важным моментом являлось получение информации, касающейся хранилищ судна, состояния отработанного ядерного топлива и т.д. Данные, собранные объединением Bellona, были представлены в первом докладе no.1:1994 "Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях".

До выпуска доклада, Bellona и представители ММП провели ряд встреч, на которых обсуждались различные пути решения проблемы "Лепсе". В качестве альтернативы проекту захоронения судна на Новой Земле, Bellona предложила провести выгрузку топлива, используя дистанционно-управляемую робототехнику.

Осенью 1994 года Bellona и ММП организовали конференцию на борту атомного ледокола "Сибирь", которую посетил комиссар ЕС по вопросам охраны окружающей среды Иоанис Палеокрассас, официальные представители МИДа Норвегии, представители штаба Северного флота. Одной из главных тем, обсуждавшихся на конференции, был проект по приведению птб. "Лепсе" в безопасное состояние. Позднее, Мурманск посетила группа экспертов Европейского сообщества, включая представителей Европейского фонда технического содействия странам СНГ (программа TACIS) и Главного директората XI (DG XI). В 1995 году, в рамках программы TACIS, под проект было выделено 300 тысяч экю и объявлено проведение тендера.

В тендере приняли участие компании, представляющее европейскую атомную промышленность. Участники тендера должна были предложить свои решения по приведению "Лепсе" в безопасное состояние. 23 мая 1995 года Bellona организовала встречу в Осло между DG XI и представителями ММП, что положило официальное начало работы над проектом.

По результатам тендера право работы над проектом получили английская компания AEA Technology и французская SGN. Позднее Bellona организовала встречу между представителями этих компаний и ММП в Лондоне. Встреча была необходима для прояснения ряда моментов в рамках проекта "Лепсе".

Предложения по выполнению проекта

Целью подготовки предложений по выполнению проекта, профинансированной в рамках программы TACIS, являлся поиск наиболее приемлемых способов извлечения и последующего обращения с топливом, находящимся в хранилище птб. "Лепсе".

Проведенное исследование представило концепцию проведения безопасного извлечения топлива из хранилищ судна. Это первая стадия проекта, под которую требуется 8,7 миллионов экю. На выполнение этой стадии отводится 3,5 года.

В июне 1996 года был организован Совещательный комитет по проекту "Лепсе", куда вошли представители 18 различных государственных органов Российской Федерации, Европейского Сообщества, Норвегии, Франции и США. На сегодня, Совещательный комитет добился выделения основных средств на выполнение проекта.

Кроме этого, по инициативе зам. министра Министерства по атомной энергии РФ г-на Егорова, проект "Лепсе" был включен в государственную программу по утилизации ядерно- и радиационно-опасных объектов. На пресс-конференции, проводившейся в июне этого года в Тромсе (Норвегия), представитель Минатома Виктор Охунов заявил, что в бюджете его ведомства 1997 года на "Лепсе" предусмотрено выделение около 1 миллиона долларов США.

И хотя сегодня выделены средства только на выполнение первой стадии проекта – извлечение ОЯТ, работы по проведению "Лепсе" в безопасное состояние были разбиты на 4 сегмента:

  • 1 сегмент: Операция по извлечению ОЯТ
  • 2 сегмент: Операция по транспортировке ОЯТ и его хранению
  • 3 сегмент: Утилизация радиоактивных отходов на борту "Лепсе"
  • 4 сегмент: Приведение корпуса судна в безопасное состояние (его утилизация)

Последние три сегмента были предложены российской стороной, поскольку, согласно законодательству РФ, проекты по утилизации должны предусматривать все стадии от начала операции и до конечного результата, подразумевающего полную безопасность объекта.

На сегодня, первый сегмент, являющийся наиболее важным, был детально проработан. При финансировании ЕС выполнена оценка безопасности и выработана технология выгрузки. Участники Совещательного комитета профинансировали подготовку описания проекта, где выполнение технологических операций, управление, контрактные и правовые вопросы разбиты на отдельные пакеты.

Обращение с выгруженным ОЯТ

Остальные сегменты проекта "Лепсе" были разработаны параллельно с первым. Здесь наиболее спорным является сегмент "Операция по транспортировке ОЯТ и его хранения".

В самом начале работы над проектом предусмаривалась отправка ОЯТ на х/к "Маяк" с целью его дальнейшей переработки. 27 февраля 1995 года между руководством ММП и представителями "Маяка" был подписан протокол за no.5- 8/952, где, в частности, говорилось, что на х/к "Маяк" "имеется опыт переработки дефектного ОЯТ" и что "комбинат имеет принципиальную возможность в небольших объемах производить переработку дефектного ОЯТ". На сегодня подход к этой проблеме несколько изменился. Ряд российских экспертов заявляет, что "Маяк" не имеет возможности переработать поврежденное топливо. Положение осложняется еще и тем, что действие лицензии "Маяка" на переработку ОЯТ приостановлено на неопределенный период времени. Как следствие, запасы доставляемого на переработку ОЯТ растут и комбинат, вероятно, не пойдет на осложнение ситуации, приняв дефектное топливо с птб. "Лепсе". Сегмент, касающийся дальнейшего обращения с топливом, несколько затрудняет продвижение проекта, поскольку детально он еще не проработан.

Принимая во внимание складывающуюся ситуацию, были предложены планы о включении в проект "Лепсе" инициативы AMEC (Военное сотрудничество в области охраны окружающей среды в Арктике). В настоящее время представители России, Норвегии и США работают над созданием прототипа контейнера, изначально разработанного для топлива реакторов типа РБМК, который можно использовать для долговременного хранения и транспортировки дефектного и стандартного топлива, извлеченного из реакторов подводных лодок и ледоколов. По предварительным соглашениям, достигнутым с представителями ММП, на территории РТП "Атомфлот" есть площадка, где возможно размещение подобных контейнеров. Таким образом, необходимость транспортировки ОЯТ на х/к "Маяк" отпадает. Контейнеры рассчитаны на хранение топлива в течение 50 лет. Через этот период времени будет возможно найти более экологически приемлемый способ обращения с ОЯТ, чем его переработка.

Дальнейшая работа над проектом

На сегодня подготовлены все основные контрактные соглашения по проекту. Их подписание ожидается осенью 1997 года. По словам представителя Минатома Виктора Охунова, его ведомство ведет переговоры с Министерством финансов РФ и Главным управлением таможни с целью добиться хотя бы частичного освобождения от налогов оборудования для извлечения ОЯТ, которое будет доставлено из Европы.

Вопрос об ядерной ответственности до сих пор остается неурегулированным. В настоящее время МИД Норвегии предпринимает усилия в этом направлении, но прогресс пока незначительный.

Оценивая ситуацию в целом, западные и российские участники проекта признают, что процесс двигается медленнее, чем предполагалось. В то же время, обе стороны настроены оптимистично, справедливо полагая, что положительный результат этого проекта явится подтверждением возможности взаимовыгодности сотрудничества в вопросах решения проблем ядерной безопасности России.

Игорь Кудрик