News

Власти Мурманской области проиграли очередные общественные слушания

yandex.ru

Опубликовано: 02/11/2012

Автор: Алексей Павлов

На этот раз они касались строительства «Мурманского транспортного узла» - амбициозного проекта, реализация которого позволит переваливать через местный порт миллионы тонн угля, нефти, газа и других экспортных грузов.

На этих слушаниях жители поселка Молочное высказывали свое отношение к строительству новой железнодорожной ветки. Эта линия должна соединить Октябрьскую железную дорогу с угольным терминалом «Лавна», который планируется построить на западном берегу Кольского залива в рамках проекта транспортного узла.

Без этой дороги просто невозможно создать гигантский транспортный узел, но она, в свою очередь, сделает жизнь поселка невыносимой. Во-первых, по дороге будут перевозить уголь, который всегда пылит. Во-вторых, её предлагается проложить совсем близко с жилыми домами.

— У нас все будет покрыто угольной пылью, все это будет лететь в окна. И чем мы будем дышать?  — возмущается  жительница Молочного Зоя Соколова. — Да, нам обещают сделать программу развития поселка. Но я читала на форумах — людям тоже сулили золотые горы, а взяли да построили вредоносное производство.

Компенсаторных мер будет достаточно?

И правда, проект строительства железнодорожной ветки предусматривает ряд компенсационных мероприятий. Так, например, планируется расселить крохотный соседний поселок Выходной, видимо, чтобы расширить за счет снесенных домов находящуюся там узловую станцию. А в Молочном — возвести ряд социальных объектов.

«Предполагается строительство  амбулатории и  музыкальной школы, спортивной площадки, хоккейного корта, — сообщил собравшимся министр транспорта и связи Мурманской области Юрий Чуйков.

Но эти меры явно не решат ещё одну проблему. Как бы не пришлось правительству области переселять ещё и жителей Молочного.

— Старые дома в Молочном могут не выдержать вибрации от грузовых составов, — считает депутат поселкового совета Наталья Сазонова. — Я в этом уверена, потому что в 6 домах, которые находятся в непосредственной близости от существующей железнодорожной ветки, уже есть трещины с первого по пятый этажи на фасадах домов и внутри квартир.

Кстати, эти опасения депутата подкрепляет тот факт, что помимо угля, по этой дороге планируется перевозить нефть, хлор, аммиак и газ. Эти подробности, озвученные на собрании, ещё больше подлили масла в огонь, но не смутили представителя компании-проектировщика.

Недоверие к проектировщикам и обещаниям властей

— Мы предлагаем возродить старую ветку, построенную в середине прошлого века для стратегических целей оборонки. Я не знаю, чем вам ракеты там с ядерными боеголовками кажутся менее опасными, чем уголь и газ? — вопрошал представитель проектировщика Сергей Гейдт.

Он также напомнил, что все законодательные и санитарные нормы соблюдены, и даже в лучшую сторону. Например, расстояние от домов до ветки  превосходит  нормативы в 1,5 раза.

Возмущение проектировщика вызвано тем, что без одобрения жителей данный проект не может быть внесен на государственную экспертизу. А это значит, что будет потеряно много времени, которое как известно стоит денег.

— Вы нам опять не верите! Что я должен сделать? У меня есть проектная документация, я её согласовываю и захожу в госэкспертизу. Пожалуйста, вместе с нами участвуйте в этом, — просил селян представитель государственного заказчика Михаил Степанов.

Вообще то, заказчик и проектировщик программы комплексного развития «Мурманского транспортного узла» почти 8 месяцев не могут договориться с населением Молочного. Но кроме самих себя, им винить некого. За все это время они крайне мало информировали жители о своих планах.

В итоге людям пришлось самостоятельно выяснять в различных инстанциях, чем может грозить такое соседство, выполняются ли санитарные нормы, кому и что известно о ходе продвижения проектных работ. Сколько будет составов в сутки и что будут возить.

— Мы запрашивали акты обследования надёжности конструкций данных домов. Акты не получили. Тогда пригласили представителей Жилинспекции, — говорит член инициативной группы жителей поселка Наталья Сазонова.

Кстати, нынешнее обсуждение было инициировано тоже жителями поселка. Но на этот раз к ним присоединились члены регионального правительства и депутаты областной Думы. Мнения последних, кстати, разделились.

Так, председатель Кмитета по экологии и охране окружающей среды Мурманской Областной Думы, член фракции «Справедливая Россия» Наталья Лещинская встала на защиту жителей: «На сегодня провести железнодорожную ветвь через поселок Молочный — это означает приговорить его к дальнейшей деградации. Я бы назвала это так. Потому что экологическое воздействие, социальное воздействие на поселок, оно будет губительным», — заявила она.

— Надо помнить, что всё делается во благо Мурманской области. И в этой  проблемной ситуации мы должны очень чётко учесть интересы жителей посёлка. Это и социальная нагрузка при строительстве, и много не решённых вопросов в здравоохранении, — сказал заместитель председателя Мурманской областной Думы от «Единой России» Андрей Чернев.

Заместитель губернатора Игорь Сабуров вспомнил опыт поселка Междуречье и предложил создать рабочую группу из жителей поселка, представителей власти, заказчиков и проектировщиков.

— В поселке Междуречье, где тоже пройдет эта дорога, была практически аналогичная ситуация. Но когда люди оценили до конца все преимущества, то поддержали внесенный проект. Понятно, что нужно учитывать все. И мнение людей, и уклад жизни. Но нужно думать и о развитии поселка и области. Потому что все эти поселки глубоко дотационные. И чем лучше живет область, чем больше поступлений в бюджет, тем лучше живут и эти депрессивные поселки. Я думаю, мы найдем общий язык.

Итоги слушаний

Однако участники публичных слушаний отвергли предложение вице-губернатора. Изучив кроме главного варианта ещё два альтернативных, они остановились на третьем, самом дорогом и наиболее удаленном от поселка.

«В результате открытого голосования зарегистрированных участников публичных слушаний принято решение: Понимая значимость строительства объекта комплексное развитие Мурманского транспортного узла для социально-экономического развития Мурманской области, жители городского поселения Молочный выступают за реализацию проекта в целом, но полностью не согласны с вариантом, предложенным ООО «НПО Мостовик»…. И предлагают изменить трассу планируемой железнодорожной ветки станция Выходной — Лавна, проходящей по территории г.п. Молочный, на вариант номер 3», — было написано в протоколе слушаний.

Это решение было принятое почти единогласно. Из 286 присутствующих: «За» проголосовали 283 человека. Нужно отметить, что строительство железнодорожной линии по этому варианту потребует прокладки туннеля, и в результате может обойтись на 200% дороже.

— Да, действительно третий вариант, он дорогостоящий. Но когда идут огромные инвестиции, когда реализуется проект, рассчитанный на десятки лет, наверное, надо думать о людях, что у них единственное жильё, единственная их малая Родина — это посёлок Молочный, — прокомментировала решение депутат Лещинская.

Как известно, по российским законам, решения общественных слушаний имеют рекомендательный характер. Окончательный вердикт выносит муниципальный совет депутатов. Пойдет ли он против народа мы узнаем совсем скоро.