News

Факты о 30-летней работе «Беллоны» в России

«Беллона»

Опубликовано: 12/12/2022

Автор: Беллона

Каких успехов организации удалось добиться в защите окружающей среды.

«Окончание нашей работы в России – трагедия, – говорит основатель и президент «Беллоны» Фредерик Хауге, – но война делает невозможным её продолжение». «Беллона» сыграла важную роль в обеспечении прозрачности информации о состоянии окружающей среды в России в период гласности. Давайте вместе пройдемся по самым заметным датам нашей российской истории.

1989: «Беллона» впервые отправляется в Россию вместе с инициативной группой из Киркенеса «Остановите облака смерти из СССР», чтобы остановить большие выбросы двуокиси серы от производства никеля на границе России и Норвегии.

1991: Экологи из «Беллоны» плывут на собственном судне к советскому ядерному полигону на Новой Земле, но на подходе к нему их останавливает береговая охрана. После этого организация получает известность в России. С этого похода начинается работа «Беллоны» по проблемам опасных ядерных отходов, хранившихся на военных базах Кольского полуострова. Позже отчеты «Беллоны» легли в основу ряда финансируемых международным сообществом проектов по приведению в безопасное состояние многочисленных ядерных отходов России.

1992-1993: «Беллона» посещает Мурманск на борту судна «Гениус».

Организация представляет международному сообществу не известные широкой общественности данные из доклада Администрации Президента РФ «Факты и проблемы, связанные с захоронением радиоактивных отходов в морях, омывающих территорию Российской Федерации» («Белая книга»). В документе сообщается, что в Баренцево море сброшено большое количество жидких радиоактивных отходов, а в Карском море затоплены подводные лодки с ядерным топливом в реакторах, а также множество контейнеров с радиоактивными отходами.

lepse Плавтехбаза (ПТБ) «Лепсе» долгие годы служила хранилищем для отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО). Её случайное затопление могло вызвать масштабное радиоактивное загрязнение

«Беллона» обнаруживает, что для энергопитания российских маяков вдоль всего российского побережья используется большое количество плохо защищенных радиоизотопных термоэлектрических генераторов электроэнергии (РИТЭГ), работающих на радиоактивном изотопе стронций-90. В результате международного сотрудничества и финансирования, последовавших за обнародованием этого факта, по всей стране были изъяты и приведены в безопасное состояние около 1000 таких источников излучения.

Экологи из «Беллоны» отправляются в Челябинск, чтобы изучить условия на объекте по производству плутония и других ядерных установках на ПО «Маяк». Организация публикует отчёт об опасном состоянии этих объектов, который вызвал международный скандал на экологической конференции ООН в Рио-де-Жанейро в том же году. Позже «Беллона» раскрывает сведения о ещё двух установках по наработке плутония в Томске-7 (ныне Северск) и Красноярске-26 (с 1994 года – Железногорск).

1994: «Беллона» при поддержке Мурманского морского пароходства организует на борту атомного ледокола конференцию по налаживанию европейского сотрудничества и финансирования для очистки от ядерных отходов Северо-Западного региона России. В ней принимает участие комиссар ЕС по охране окружающей среды. После конференции Мурманск посетила группа экспертов Евросоюза, включая представителей Европейского Фонда технического содействия странам СНГ Евросоюза (TACIS) и Главного директората XI (DG XI).

andreyevascary andreeva bay Губа Андреева до работ по приведению ее в безопасное состояние. Здесь находилось около 22 000 отработавших ядерных тепловыделяющих сборок, часть из которых была повреждена

Плавтехбаза «Лепсе», перевозившая отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) и радиоактивные отходы (РАО), стала первой крупной проблемой, рассматриваемой на этом совещании. На судне хранилось множество аварийных отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), использовавшихся ранее в качестве топлива в реакторах атомных ледоколов. Судно было полностью утилизировано, и его остатки были приведены в безопасное состояние в 2021 году. «Беллона» была важным координирующим звеном на протяжении всего времени выполнения этого проекта.

«Беллона» объявляет об открытии своего первого зарубежного офиса в Мурманске.  В этом же году сотрудники «Беллоны» представляют свой первый доклад на русском языке «Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях», где впервые были собраны имеющие сведения о ситуации с состоянием объектов использования атомной энергии на Северо-Западе России.

1995: ФСБ проводит обыски в Мурманске и Санкт-Петербурге в помещениях, где работали сотрудники «Беллоны», а также в квартирах, где они жили. Силовики изымают компьютерную и другую технику вместе со всеми документами.

kd1diiC06zA «Синий» доклад «Северный флот. Потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона»

1996: Сотрудник «Беллоны» Александр Никитин, капитан 1 ранга запаса, служивший ранее на атомных подводных лодках и в инспекции ядерной безопасности Министерства обороны, арестован ФСБ и обвинен в государственной измене в форме разглашения государственной тайны и шпионажа.

Поводом послужил доклад «Беллоны» «Северный флот. Потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона», соавтором которого выступил Никитин. Это дело стало серьезным испытанием для российской правовой системы. Власти пытались сохранить обвинения против Никитина в секрете, отказать ему в самостоятельном выборе адвоката и принять законы, которые осудили бы его задним числом. На тот момент юридически ему грозила смертная казнь.

«Беллона» использует огромные ресурсы на защиту Никитина. В 2000 году он был окончательно оправдан Верховным судом России и на сегодняшний день остается единственным человеком, когда-либо выигравшим подобное дело против российских спецслужб.

1998: «Беллона» открывает новые офисы в Санкт-Петербурге – Экологический правозащитный центр «Беллона» и в Мурманске – «Беллона-Мурманск». В Санкт-Петербурге команда юристов и экологов работает над оказанием бесплатной юридической помощи российским гражданам по вопросам охраны окружающей среды и защиты их экологических прав, в том числе судебной.

Мурманский офис был сосредоточен на вопросах ядерной и радиационной безопасности в регионе, впоследствии к ним добавились промышленное загрязнение и возобновляемая энергетика.

Aleksandr Nikitin Александр Никитин (слева) после оправдания Верховным судом РФ. Судебный процесс длился с 1995 по 2000 гг.

С 90-х годов деятельность «Беллоны» была направлена на скорейшую утилизацию и обеспечение безопасности более 120 выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок в российской Арктике (всего более 200 по всей России); безопасную утилизацию самого опасного радиоактивного судна в мире – «Лепсе»; безопасное хранение ядерных материалов и радиоактивных отходов на бывших военно-морских базах на побережье Кольского полуострова –  в губе Андреева, губе Сайда и в  Гремихе (Островной). Только в губе Андреева находилось около 22 000 ОТВС, часть из которых была повреждена, в связи с чем дальнейшие операции с ними были потенциально опасны и затруднительны.

В целом активная работа «Беллоны» способствовала тому, что проекты по приведению ядерно и радиационно опасных объектов в безопасное состояние получили около 2,5 миллиардов долларов международной помощи.

«Беллона» активно содействовала созданию сухого хранилища в губе Сайда в Мурманской области, где в настоящее время хранятся 117 реакторных отсеков утилизированных АПЛ Северного флота России. Организация сыграла важную роль в налаживании сотрудничества в разработке специальных транспортных контейнеров ТУК-18, позволяющих безопасно перевозить топливные элементы, что упрощает работу по очистке территорий от опасных ядерных отходов.

После дела Никитина «Беллона» усердно работала над налаживанием контакта и диалога с российской атомной отраслью, бизнес-структурами и администрациями различных уровней.

Guba Andreeva Участники российско-норвежской делегации, в которую вошли сотрудники «Беллоны», во время экскурсии по технической базе в Губе Андреева Credit: Никита Петров

С 2011 года и до вторжения России в Украину в феврале 2022 года «Беллона» играла важную роль в Общественном совете Российской государственной компании «Росатом», где Александр Никитин возглавил Комиссию по экологии. «Беллона» использовала свое влияние в Общественном совете, чтобы призвать «Росатом» к большей прозрачности и совершенствованию процессов участия общественности в процессе принятия решений при обращении с ядерными и радиоактивными отходами и при создании новых объектов.

В то же время «Беллона» внимательно следила за работами по очистке территорий в приграничных районах между Норвегией и северо-западом России, а также за тем, как Россия справляется с проблемой опасных отходов и загрязнения в других частях страны.

С 2014 по 2021 год организация проводила уникальный проект по развертыванию зарядной инфраструктуры в российской Арктике с целью популяризации электромобилей в этом регионе. Теперь из Норвегии в арктическую столицу России Мурманск можно без проблем доехать на электромобиле. «Беллона» также разработала технический план для установки зарядных устройств, необходимых для путешествий между Мурманской областью и Санкт-Петербургом.

bellona charge murmansk Credit: «Беллона»

С тех пор как «Беллона» начала работать в России, она привлекла более 15 000 студентов к работе в области экологического права, оказала бесплатную юридическую помощь тысячам россиян, провела более 800 экологических занятий для более чем 16 000 российских школьников и опубликовала более 10 000 статей и более 100 докладов об экологических проблемах и их решениях. Более 30 из этих докладов касались ядерной безопасности. Организация также издала 84 номера экспертного журнала «Экология и право», которому в этом году исполнилось 20 лет.

«Беллона» проработала в России более 30 лет. Теперь эта деятельность прекратилась. Организация открыла новый офис в Вильнюсе, в Литве, где сотрудники «Беллоны», в том числе и переведенные из российских офисов, продолжат работу.

Организация будет использовать опыт, накопленный в течение 30 лет в области обеспечения безопасности ядерных и радиоактивных отходов в России, чтобы после войны помочь Украине в этой же области и решить другие экологические проблемы путем поиска технических решений и международного финансирования для проектов, направленных на охрану окружающей среды и защиту экологических прав граждан.