News

Атомфлот: санкции не влияют на утилизацию атомных судов

Демонтаж и выгрузка реакторов на СРЗ «Нерпа»
Демонтаж и выгрузка реакторов на СРЗ «Нерпа»
ФГУП «Атомфлот»

Опубликовано: 01/12/2022

Автор: Анна Киреева

Сейчас принимается решение о способе утилизации ледокола «Арктика».

Утилизация атомных ледоколов всегда осуществлялась за счет средств Российской Федерации из федеральной целевой программы или специального резервного фонда №3 Госкорпорации «Росатом». Иностранные партнеры никогда не проявляли интереса к выводу из эксплуатации этих судов. Для вывода из эксплуатации судов ФГУП «Атомфлот» ничего не изменилось.

В прошлом году предприятие закончило работы по утилизации атомохода «Сибирь», сейчас принимает решение о способе утилизации ледокола «Арктика».

Этот и многие другие вопросы в области ядерной и радиационной безопасности обсуждались на конференции в Мурманске, за ходом которой мы следили в качестве стороннего наблюдателя.

Атомоход «Сибирь»

Первым выводимым из эксплуатации атомным ледоколом стал атомоход «Сибирь».

В октябре 2016 судно было переведено на СРЗ «Нерпа», где проводились демонтажные работы и выгрузка оборудования энергоотсека. Демонтированное оборудование было перемещено в изготовленную блок-упаковку. В 2018 году она была передана на долговременное хранение в губу Сайда.

По словам ведущего специалиста службы атомных паропроизводящих установок, утилизации и целевых программ ФГУП «Атомфлот» Александра Малышкина, такие работы никто никогда не выполнял: «Нерпа» должна была демонтировать два реактора, парогенераторы, оборудование энергоотсека.

«Тем не менее, несмотря на выполнение всех работ, обследование показало, что судно было грязным: некоторые элементы системы давали определенный фон. Например, система вентиляции и трубопроводы. Возможно, это связано с возрастом корабля, возможно – с его эксплуатацией», – рассказал Малышкин.

Поэтому в 2019 году для конечного демонтажа систем, загрязненных радионуклидами, судно снова было переведено на «Атомфлот», где были выполнены дополнительные работы по демонтажу.

Nuclear-powered icebreaker Siberia Атомоход «Сибирь» до утилизации Credit: ФГУП «Атомфлот»

Оборудование было демонтировано, выполнены работы по дезактивации. Работникам фактически приходилось шлифовать конструкции энергоотсека. Работы шли с 2019 по 2021 год. После этого для обследования была привлечена сторонняя организация (независимый «арбитр»), чтобы подтвердить эффективность выполненных работ – «Атомфлот» планирует продать судно на металлолом, и несет ответственность за его безопасность.

В 2021 году были завершены все работы, и судно было очищено от радиоактивного загрязнения. 31 августа 2022 года Ростехнадзор прекратил действие лицензии судна – оно выведено из категории «радиационный источник».

«Сейчас мы уверены в радиационной чистоте «Сибири», – заявил Малышкин.

Утилизация ледокола «Арктика»

Сегодня продолжаются работы по выводу из эксплуатации еще одного атомохода – «Арктика». Это второй атомный ледокол, который Атомфлот выводит из эксплуатации. Он был принят в эксплуатацию в 1975 и эксплуатировался до 2008 года.

В декабре 2018 года он был отдан в работу на СРЗ «Нерпа». В 2019 году завод приступил к выгрузке оборудования энергоотсека, чтобы в последующем блок-упаковку с радиоактивным оборудованием разместить на долговременное хранение в Сайде.

По словам Малышкина, в утилизации «Арктики» пошли по тому же пути: все оборудование выгружено, но, так как атомоход эксплуатировался дольше по времени, там другая радиационная обстановка – загрязнено дно энергоотсека.

Nuclear-powered icebreaker Arctica Ледокол «Арктика» Credit: ФГУП «Атомфлот»

«Арктика» нам покажет, сможем ли мы ее дезактивировать от поверхностного неснимаемого бета-загрязнения. Если сможем – будем руководствоваться концепцией по выгрузке всего оборудования. Это дешевле. Сейчас идет опытная дезактивация всех помещений. В конце декабря мы получим заключение о том, возможно ли дезактивировать «Арктику» на плаву также, как «Сибирь». Если этого не получится, у нас останется единственный вариант – поставить его на стапель на «Нерпе», разрезать на куски, грязные куски отправить в «Сайду», а чистые – на металлолом», – рассказал Малышкин.

В настоящее время на ледоколе проводятся работы по дезактивации помещений, которые не смогли дезактивировать на СРЗ «Нерпа». В дальнейшем его ожидает судьба «Сибири».

«Лепсе»

Международное сотрудничество по выводу из эксплуатации ПТБ «Лепсе» началось в 1994 году. Основной объем работ был начат только в 2011 году со старта разработки проекта утилизации.

В 2014 году ПТБ было переведено на стапельную плиту, судно было разделано на два блока: носовой и кормовой. Были сформированы две блок-упаковки. В 2016 году кормовая блок-упаковка была отправлена к месту своего долговременного хранения в губу Сайда. В 2018 году носовая блок-упаковка была переведена в защитное укрытие для выгрузки ОЯТ.

В 2019-2020 годах было выгружено 620 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) из баков-хранилищ ОЯТ. Чехлы были перегружены и вывезены шестью рейсами специального судна «Серебрянка» на территорию ФГУП «Атомфлот». В марте 2021 года все было отправлено на предприятие «Маяк» в Челябинскую область. Общая сумма утилизация «Лепсе» составляет под миллиард рублей (не считая стоимости строительства укрытия и обращения с РАО).

Но в кессонах оставались 19 ОТВС, которые были извлечены летом 2021 года и в 2022 году отправлены на переработку на «Маяк». В настоящее время работы по выводу из эксплуатации продолжаются.

lepse Бывшая плавтехбаза «Лепсе Credit: nfcl.ru

В 2022 году в рамках финансирования из средств резервного фонда №3 Госкорпорации «Росатом» была изготовлена оснастка для хранения ОТВС в Сайда губе. В 2023 году все вместе с носовой упаковкой будет транспортироваться на территорию Сайда губы. До конца 2024 года будет завершен весь комплекс работ по обращению с РАО, которое образовалось в результате выгрузки ОЯТ и формирования блок-упаковкок – финансирование на эти работы уже запланировано.

Сейчас у причалов «Атомфлота» находятся два судна, которые ожидают работ по выводу из эксплуатации.

Одно из них – атомный ледокол «Россия», который после завершения эксплуатации в 2014 г. был переведен в состав стоечных судов. Планируемый срок выполнения работ по его утилизации – в период до 2030 г.

Второе – атомоход «Советский Союз», эксплуатация которого завершилась в 2017 г. Планируемый срок выполнения работ по утилизации – также до 2030 г.