News

Нарушение прав и беспрецедентный контроль: в каких условиях проходила COP27 в Египте

Протесты в Египте во время Арабской весны. С тех пор количество политических заключенных в стране выросло до 60 тыс.
Протесты в Египте во время Арабской весны. С тех пор количество политических заключенных в стране выросло до 60 тыс.
oxfamnovib

Опубликовано: 25/11/2022

Автор: Беллона

Конференция состоялась в стране, где более 60 тыс. политзаключенных.

Запугивания, преследования и слежка за активистами и представителями гражданского общества стали основным фоном климатического саммита COP27 в Шарм эль Шейхе. Конференция прошла в Египте – стране, где насчитывается более 60 тысяч политических заключенных. Кроме того, здесь существуют серьезные проблемы с загрязнением воздуха, доступом к чистой воде и преждевременными смертями, вызванными экологическими факторами. Тем не менее, независимые египетские активисты предпочли не поднимать многие острые вопросы, обоснованно опасаясь за свою безопасность.

Самое известное имя

За месяц до начала климатической конференции ООН канадская журналистка, писатель и борец за права человека Наоми Кляйн опубликовала статью “From Bla, Bla, Bla to Blood, Blood, Blood”. По-английски аллитерация “bla” – “blood” звучит впечатляющие, на русский же название можно перевести как «От болтовни к кровопролитию». Кляйн подчеркивает проблему существования в Египте политических заключенных, ненадлежащих условий их содержания и даже гибели, приводя в пример самого известного египетского правозащитника, героя Арабской весны – Алаа Абд Эль-Фаттаха (Alaa Abd El Fattah).

Фаттах был разработчиком свободного программного обеспечения, поддерживал создание и распространение технологий, защищающих конфиденциальность и свободу слова. Он подвергался преследованиям еще до Арабской весны при президенте Хосни Мубараке, однако после свержения последнего репрессии против активиста продолжились. Большую часть из 8 лет, прошедших с тех пор, как в марте 2014 года президентом Египта стал генерал Абдул Фаттах аль-Сиси, активист провел в тюрьме.

В момент проведения COP27 он отбывал срок за «распространение фейковых новостей». Ранее стало известно о том, что он объявил голодовку. Время от времени Фаттах отправляет из тюрьмы письма, в которых рассуждает о мировых проблемах. В последнем письме он объясняет свою голодовку протестом против недостаточных мер по борьбе с глобальным изменением климата, последствия которого становятся все более разрушительными. Так, он приводит в качестве примера недавнее наводнение в Пакистане, из-за которого 33 млн человек были вынуждены покинуть свои дома, а более 1100 человек погибли.

Люди в белом

Египетский форум по правам человека (Egyptian Human Rights Forum) опубликовал в твиттере следующее сообщение: «Четверг: Мы присоединяемся к призывам 10 ноября срочно провести Всемирный день солидарности с политическими заключенными Египта. Поскольку Египет принимает #COP27, мы будем одеты в белое, чтобы обозначить наш отказ участвовать в гринвошинге в отношении прав человека».

В знак солидарности с политическими заключенными представители 12 крупных правозащитных организаций пришли на саммит в белом, а также провели молчаливую забастовку перед входом в здание COP27.

Однако официальный Каир попытался помешать этим протестам. Как отметила участница саммита, главный редактор журнала «Экология и Право» Ангелина Давыдова, на некоторых мероприятиях, где так или иначе упоминалась тема ущемления прав человека в Египте, местные делегаты вставали и говорили: «Почему вы, Запад, учите нас жизни?»

Alaa_Abd_El-Fatah Алаа Абд Эль-Фаттах, египетский активист, имя которого стало символом протестов против политических репрессий в Египте Credit: manalaa.net

Во время мероприятия Amnesty International один из египетских делегатов заявил выступающей на нем сестре Фаттаха Саане Сеиф (Saana Seif), что ее брат преступник и не заслуживает снисхождения. Когда охрана выводила мужчину из зала, он утверждал, что находится на Египетской земле и здесь его правила.

В этот раз все протесты во время COP27 проходили исключительно на территории конференции, отметил руководитель климатической программы российского отделения Гринпис Василий Яблоков. Он уточнил, что даже традиционный климатический марш впервые проходил в стенах здания, а не на улицах города, как обычно.

Аресты и подслушивание

Гардиан пишет, что в Египте был арестован архитектор и активист Ажит Раджагопал (Ajit Rajagopal) из Кералы в южной Индии. Раджагопал намеревался совершить восьмидневный пеший переход из Каира в Шарм эль Шейх. Это должно было стать частью глобальной кампании по привлечению внимания к климатическому кризису.

Правозащитная организация DIGNITY – Danish Institute Against Torture сообщила о депортации из Каира представителя некоммерческой организации MENA Джорджио Караккиоло, несмотря на подтвержденное разрешение на посещение саммита. Помимо этого, за последние две недели было задержано несколько ведущих египетских журналистов, в том числе Манал Аграма, Мохаммед Мостафа Муса, Амр Шнин, Махмуд Саад Диаб и Ахмед Файез. По данным египетской правозащитной организации ECRF (Egyptian Commission for Rights and Freedoms), накануне COP27 в Каире и других городах были арестованы как минимум 67 человек.

«Такого количества контроля, явной и неявной слежки, запретов выступлений и акций я в общем-то в истории климатических саммитов ООН не вспомню. К моим знакомым наблюдателям переговоров в кафе за соседний столик подсаживались люди и практически в открытую начинали записывать на аудио их разговор, после, будучи уличенными, извинялись и уходили», – пишет Ангелина Давыдова.

Несколько представителей НКО – участников саммита в Египте отметили, что официальное мобильное приложение COP27 якобы допускало отслеживание и прослушивание делегатов. В материале The Intercept подтверждается эта информация, а также говорится, что 800 такси Шарм-эль-Шейха были оснащены системой видео- и аудионаблюдения.

На самом саммите было отмечено столько случаев слежки за делегатами со стороны египетской службы безопасности, что правительство Германии подало официальную жалобу в оргкомитет. «Мы ожидаем, что все участники конференции ООН по климату будут иметь возможность работать и вести переговоры в безопасных условиях»,говорится в заявлении министерства иностранных дел Германии.

52497301694_6a5308986e_k Приуроченный к COP27 марш египетских экологических активистов в изгнании с требованием освободить Алаа Абд Эль-Фаттаха и других политических заключенных, 12 ноября, Вестминстер, Англия. Многие активисты из Египта были вынуждены покинуть страну, опасаясь за свою свободу и жизнь

Чего боится официальный Каир?

В июне Human Rights Watch взяла интервью у 13 египетских активистов, ученых и журналистов, занимающихся климатическими и другими экологическими проблемами. Все опрошенные подчеркнули резкое сокращение пространства для независимой работы с тех пор, как в 2014 году президентом стал генерал Абдель Фаттах ас-Сиси.

«Египетское правительство ввело необоснованные препятствия для финансирования, исследований и регистрации, которые ослабили местные экологические группы, вынудив некоторых активистов покинуть страну, а других отказаться от важной работы», – подчеркивает Ричард Пирсхаус (Richard Pearshouse), директор по окружающей среде Human Rights Watch.

Однако экологические проблемы в Египте никуда не исчезли. Последние 30 лет среднегодовая температура в стране росла на 0,53 градуса в десятилетие. За последние 20 лет в результате стихийных бедствий погибло почти 1500 человек, а экономический ущерб от них составил 346,7 млн долларов – такие данные приводит Всемирный банк. От изменения климата страдают водные ресурсы, сельское хозяйство, рыболовство, здравоохранение, жилищное строительство, биоразнообразие, телекоммуникации, энергетика, туризм и прибрежные зоны, сообщается в докладе организации.

40% сельскохозяйственных земель Египта находятся на севере страны, поясняет член совета директоров CAN AW Ханин Шахин. Они же производят 40% продовольствия. Этим землям угрожает подъем уровня моря, связанный с изменением климата.

«Перед страной стоит вызов – обеспечение продовольственной безопасности. Кроме того, населению Египта уже не хватает водных ресурсов. Что касается энергии, то у Египта с этим все хорошо – построено много солнечных панелей, но нет возможности хранить эту энергию и поставлять другим странам. Правительство намерено разрабатывать большие запасы газа, которые есть в Египте, и отправлять их на экспорт», – говорит Шахин. Она указывает на еще одну серьезную проблему – волны жары. Они губят урожай, как и подъем уровня моря.

Тем не менее, «наиболее остро власти реагируют на экологические проблемы, показывающие неспособность правительства защитить людей от ущерба, причиненного корпорациями. Эта повестка включает вопросы водной безопасности, промышленного загрязнения, а также экологические последствия застройки, развития туризма и агробизнеса»,говорится в заявлении Human Rights Watch.

Опрошенные организацией активисты подчеркивают, что многие из этих корпораций так или иначе связаны с вооруженными силами Египта, пришедшими к власти в стране в результате военного переворота 2013 года, ознаменовавшего конец Арабской весны.

Военные реализуют масштабные инфраструктурные проекты, производят потребительские товары от продуктов питания до бытовой техники, промышленные химикаты и транспортное оборудование, а также импортируют основные товары для гражданского рынка. В их сферу деятельности входят самые разнообразные сектора экономики – от разведки золота и производства стали до управления религиозными пожертвованиями и паломничеством. Параллельно с этим тысячи отставных старших офицеров занимают руководящие должности в государственном аппарате и государственных компаниях.

Среди деятельности военных, оказывающей наиболее разрушительное воздействие на окружающую среду, активисты называют добычу полезных ископаемых, работу заводов по разливу воды и производству цемента, а также реализацию крупных инфраструктурных проектов, таких как возведение новой административной столицы страны.

«[Эти национальные инфраструктурные проекты] являются красной линией, – приводит Human Rights Watch слова египетского активиста, пожелавшего остаться анонимным. – Я не могу работать над ними». В итоге несколько собеседников Human Rights Watch заявили, что их организации, считающиеся ведущими в Египте, сильно ослаблены ограничениями и угрозой репрессий и фактически не могут продолжать свою работу. Лишним подтверждением отношения официального Каира к решению экологических проблем стало давление на египетских и иностранных участников COP27.

Central_business_district_,_Egypt's_new_administrative_capital Строительство новой столицы Египта. Местные экологические активисты не имеют возможности заниматься решением экологических проблем, связанными с этим крупнейшим инфраструктурным проектом Credit: Youssef Abdelwahab

Гринвошинг по-КОПовски

Впрочем, претензии экологического сообщества к организаторам конференции не ограничились неудачным выбором страны для ее проведения. Так, журналисты портала openDemocracy обнаружили, что пиар на мероприятии поручен американской компании Hill+Knowlton, клиентами которой являются Coca-Cola, а также нефтяные гиганты Exxon Mobil, Shell, Chevron и Saudi Aramco.

«Hill+Knowlton распространяли дезинформацию в пользу табачных компаний, а теперь они продолжают вводить в заблуждение общество и политических деятелей в угоду добывающим компаниям»,приводит openDemocracy слова исполнительного директора движения Clean Creatives Дункана Мейзела (Duncan Meisel).

Пикантности ситуации добавляет тот факт, что Coca-Cola – основной загрязнитель окружающей среды пластиком – является одним из главных спонсоров климатического саммита в Египте.

Важное открытие сделала некоммерческая ассоциация «Подотчетность корпораций» (Corporate Accountability). Ее специалисты подсчитали, что на COP27 прибыло 636 лоббистов ископаемого топлива, связанных с крупнейшим нефтяным и газовым бизнесом. Это не только на 25% больше, чем на прошлогодней климатической конференции ООН в Глазго (Шотландия), но и больше общего количества делегатов из 10 наиболее пострадавших от изменения климата стран.

Исчезающая Россия

Военный конфликт России и Украины служил еще одним фоном для COP27. Но, как и в случае с египетскими активистами, российские граждане также не рисковали прямо выступать против своего правительства.

По словам опрошенных «Беллоной» участников саммита, досмотр на сайд-ивенте России был особенно тщательным. Надо сказать, что на других мероприятиях саммита не досматривали вовсе.

Опасаться нападения участникам дискуссии «Российские подходы к адаптации и смягчению воздействий изменения климата» не стоило. Хотя мероприятие и было один раз прервано украинскими активистами, однако они ограничились лишь словесными обвинениями в адрес агрессии России. «Вы преступники, вы убиваете людей! Ваши климатические обязательства ничего не значат»,кричали активисты, пока их не попросили удалиться из зала.

Климатический редактор BBC Джастин Роутт (Justin Rowlatt) задал вопрос российской делегации, намерена ли Россия платить украинцам репарации за нанесенный во время вторжения экологический ущерб. Делегаты проигнорировали вопрос, а журналиста удалили из зала.

Если вы захотите посмотреть видео российского ивента на COP27, то не сможете найти его на сайте саммита. Запись была удалена по просьбе России. От мероприятия остались только ролики с протестами.

***

Каждая конференция ООН по климату сопровождается активными протестами представителей гражданского общества и экологических активистов. Они указывают на то, что принимаемые здесь решения недостаточны для преодоления климатического кризиса, а наиболее подверженные влиянию изменения климата группы и сообщества не получают возможности для того, чтобы быть услышанными и повлиять на ход переговоров.

«Беллона» принимала участие в климатических конференциях с самого их зарождения – с Саммита Земли в 1992 году в Рио-де-Жанейро, но, пожалуй, впервые на нашей памяти это мероприятие сопровождалось таким количеством обоснованной критики. Проведение климатических конференций в странах, где за слова сажают в тюрьму, а экологические проблемы стараются замалчивать, поскольку их виновники аффилированы с правительством, не только бросает тень на ООН, но и ставит под вопрос целесообразность и эффективность всего мероприятия, так как делает невозможной открытую честную дискуссию, необходимую для преодоления климатического кризиса.

Об официальных результатах конференции и мнении экологических активистов и природоохранных организаций мы расскажем в следующий раз. А о позиции «Беллоны» и о том, с чем мы приехали на COP27, можно почитать здесь.