News

Пожары-зомби атакуют Якутию

Gene Page/AMC

Опубликовано: 23/12/2021

Автор: Елена Ростовская

В середине декабря в средства массовой информации попали снимки якутского фотографа, который снял столбы дыма, поднимающиеся из снега. Необычное явление наблюдалось при температуре -60°С за Полярным кругом в якутском Оймяконе.

На видео, снятом местным жителем, опубликованном The Siberian Times, запечатлен один из таких пожаров. «Я знаю как минимум еще один зомби-торфяник, горевший несколько лет в районе Мундуллаха, недалеко от Оймякона. Он был потушен таянием снега и проливными дождями, и четыре года назад на том месте образовалось озеро», – рассказывает автор видео, житель Оймякона Семен Сивцев.

Важно упомянуть, что Оймякон – самый холодный населенный пункт на планете, температура здесь иногда опускается ниже -70°С. Несмотря на это огню удается «спрятаться» под глубоким слоем снега и льда. Глава Якутии Айсен Николаев предупредил, что подобные пожары в настоящий момент действуют и в ряде других районов региона.

О такого вида пожарах в прошлом году начала активно писать американская и канадская пресса – тогда выехавшим покататься на снегоходах по снежной равнине очевидцам удалось запечатлеть, как из-под снега пробивался дым.

С легкой руки журналистов это явление окрестили «пожарами-зомби», потому что кажется, что все давно потушено, но огонь вновь и вновь как бы воскресает из мертвых.

После тушения пожара на поверхности огонь может тихо гореть под землей, питаясь торфом и метаном. Такие пожары могут действовать всю зиму, скрытые под слоем снега, а весной, когда температура повышается, снег тает, и почва высыхает, огонь готов перекинуться на лес. «Из-за низкого уровня кислорода под снежным покровом зимние пожары тлеют медленно, а затем вспыхивают снова, когда тает снег, и весной наступают засушливые условия», – рассказывает Ребекка С. Шолтен из Амстердамского свободного университета, соавтор исследования о «пожарах-зомби» за Полярным кругом.

Новое исследование, опубликованное европейскими учеными в журнале Nature, показало, что пожары-зомби могут быть ответственны за треть от общей площади выгорания в лесах за Полярным кругом. В последнее время такие пожары все чаще наблюдаются в России, Канаде и США – отмечают эксперты. Авторы отчета обеспокоены тем, что изменение климата и повышение температуры на Земле могут увеличить количество пожаров-зомби в будущем.

В рамках исследования ученые изучили спутниковые данные из Арктики, собранные в период с 2002 по 2018 год. Они обнаружили, что хотя пожары-зомби на первый взгляд кажутся не очень опасными – в среднем они ответственны за 1% от общей площади выгорания за период исследования, но при этом показатели варьируются по годам, и в отдельные годы такие пожары становились причиной выгорания 38% площади, пройденной огнем.

«Ранее перезимовавшие пожары считались редким необычным явлением,рассказывает Ребекка Шолтен, – но в последнее время после жаркого лета наблюдается больше зимних пожаров. В 2010 году, например, они были ответственны за 22% от общей площади выгорания на Аляске».

В 2007, 2008 и 2010 годах на Аляске на пожары-зомби пришлось более 5% площадей, пройденных огнем, и выбросов углерода. Голландские ученые выяснили, что в 2008 году на Аляске в результате одиночного пожара-зомби, действовавшего всю зиму, было выжжено более 33000 акров земли или 40% от общей площади, пройденной огнём в том году.

Ученые также обнаружили, что ранней весной возгорания с большей вероятностью возникали после сильных пожаров предыдущего осеннего периода рядом с ранее выжженными участками. В рамках своего исследования они смогли разработать алгоритм, позволяющий обнаруживать пожары-зомби и помогать пожарным тушить их до того, как огонь начнет распространяться.

«Вы можете отслеживать местоположение прошлогодних пожаров с самолетов или спутников и тушить их, когда они еще небольшие», – говорит Сандер Веравербеке из Амстердамского свободного университета. Он первым выдвинул гипотезу, что действующие зимой пожары-зомби ответственны за дальнейшее возникновение возгораний уже весной. Сканируя спутниковые снимки для более раннего исследования, в котором изучалась роль молнии в возникновении арктических пожаров, Веравербек заметил новые пожары именно рядом с территориями, которые горели в прошлом году. По словам исследователя, местные пожарные подтвердили, что они тоже наблюдали подобное явление. Тем не менее, было неясно, насколько широко оно распространено и становится ли оно чаще с ходом изменения климата.

Сильнее сосредоточившись на теме зомби-пожаров, исследователи обнаружили, что в арктической зоне они наблюдались в течение как минимум шести зим после самых жарких летних периодов, в то время как после семи наиболее холодных не было обнаружено ни одного такого пожара. По мере повышения глобальной температуры в некогда надежно замерзших арктических регионах России, США и Канады пожары-зомби возникают все чаще, и, как предупреждают ученые, есть риск, что условия для возгорания смогут сохраняться постоянно круглый год.

С ростом температуры увеличивается и количество пожаров в целом. Так, в июне и июле 2020 г. температура во всем мире были одной из самых высоких за всю историю наблюдений, и за Полярным кругом, на территориях, которые ранее не считались пожароопасными, произошло более 100 лесных пожаров.

Как установила служба Коперника по мониторингу атмосферы, арктические пожары выбросили в атмосферу рекордные 244 мегатонны углекислого газа и уничтожили миллионы гектаров лесов в Сибири, на Аляске, в Гренландии и Канаде.

Лето 2021 также стало одним из самых «горячих» – лесные пожары 2021 года на территории России признали крупнейшими за всю историю наблюдений из космоса. В этом году ученые впервые наблюдали, как дым от них достиг Северного полюса. По данным Гринпис на середину августа, леса горели на площади 17 млн га, что больше, чем в последние годы (в прошлом и позапрошлом году горело 16,5 млн га).

Ученые называют пожары на северных территориях и зомби-пожары очень наглядным свидетельством изменения климата: на их примере хорошо видно, как с каждым годом огонь смещается все дальше и дальше на север.

И чем больше пожаров, тем больше парниковых газов и черного углерода выбрасывается в атмосферу. Помимо того, что сами торфяники являются отличным топливом для огня, они также хранят в себе огромное количество углерода. По некоторым оценкам, торфяники содержат в два раза больше углерода, чем все леса мира вместе взятые. Когда торф горит, этот углерод выбрасывается в атмосферу, тем самым способствуя глобальному потеплению. Выгорание обширных бореальных лесов также ускоряет данный процесс.

Беда ещё и в том, что, если до сих пор горели в основном осушенные торфяники, а их всё же не так много, то с изменением климата пожары смогут возникать и на обычных, неосушенных болотах. В таких торфяниках обычно много воды, и пожары случаются там очень редко: раз в сотни, даже в тысячи лет. Однако если долгие засухи и малоснежные зимы будут случаться чаще, это приведет к тому, что такие торфянники будут сильнее высыхать, а значит и чаще гореть.

Торфяные пожары могут начаться на болотах, которые находятся очень далеко на севере, на труднодоступных или вообще недоступных территориях. Они смогут действовать и возобновляться в течение многих месяцев. От них будут снова и снова загораться леса, и даже если пройдут дожди, они не смогут потушить горящий торф. Этот процесс может стать круглогодичным. Будет происходить постепенное выгорание запасов органики, которые накопились в этих болотах примерно за 10 тысяч лет.

«Это гигантские запасы, и их горение может стать настоящей катастрофой,пишут представители Гринпис России. – Например в Западной Сибири есть Васюганские болота, их площадь – десятки тысяч квадратных километров, это больше, чем площадь Дании. Только разведанных запасов торфа там примерно миллиард тонн. Сейчас эти торфяники иногда горят по краям, но если они начнут гореть по-настоящему, это станет реальным бедствием.

Проблема еще и в том, что при таких пожарах происходят огромные выбросы парниковых газов. Они ускоряют изменения климата, а это, в свою очередь, создает условия для новых пожаров. Дым, который приходит от торфяных пожаров в города, самый токсичный и очень опасен для людей. В его составе угарный газ, из-за которого растет смертность в городах, очень мощный канцероген бензапирен и формальдегид».

«Я думаю, сам факт того, что это происходит, действительно показывает, что этот регион меняется так катастрофически быстро, – говорит Веравербеке. – Это действительно свидетельство быстрого потепления в Арктике и северных регионах».

Недавние исследования показали, что существует возможность потушить эти пожары. Для этого ученые создали специальный состав с поверхностно-активным соединением, который способен проникать через почву равномерно, не формируя каналов, огибающих очаги возгорания. Но это лишь временное и локальное решение проблемы. В глобальном же масштабе очень важны усилия стран по борьбе с изменением климата и выполнение государствами самых амбициозных планов в рамках Парижского соглашения.