News

Бывший почетный консул Непала захватил береговую линию в Ленобласти. Активисты подали на него в суд

Табличка на заборе «консульской резиденции» в Орехово
Табличка на заборе «консульской резиденции» в Орехово
Анна Доронина

Опубликовано: 14/10/2021

Автор: Ирина Андрианова

В отношении Почетного консула Непала возбудили административное дело: забор вокруг его резиденции препятствует доступу на береговую полосу озера Большое Борково (Орехово, Ленинградская область). Владельцу предписано «очистить» берег в срок до 31 октября.

Все вышесказанное могло бы показаться абсурдом в духе Пелевина (ибо что еще за консулы Непала в Приозерском районе Ленинградской области?), если бы не было чистой правдой. Разве что консул-берегозахватчик – не непалец, а вполне себе русский.

Известный еще с 90-х годов бизнесмен Александр Терентьев, являющийся совладельцем отеля «Амбассадор» в Петербурге и еще немалого числа активов в сфере гостиничного бизнеса, действительно долгое время возглавлял Почетное консульство Демократической республики Непал в Петербурге (в настоящее время закрыто – прим. ред.). И, что очень характерно для российских миллионеров «первой волны», в порыве простодушного величия он разместил соответствующую табличку на береговом заборе своей «консульской резиденции» в Орехово.

Впрочем, быть может, этим загадочным статусом Терентьев намеревался отпугнуть простых граждан, если паче чаяния они вздумают жаловаться на его забор. Ведь консул – это не абы кто, а дипломатический работник. У него, небось, неприкосновенность есть! – так могли рассуждать жители, не знакомые с Водным кодексом РФ (где никаких скидок для почетных консулов не предусмотрено).

Но эффект «неприкосновенности» сохранялся лишь до тех пор, пока в окрестностях Сосново еще водились в достаточном количестве доступные берега. В последние годы их количество резко пошло на убыль, и это увеличило протестную активность граждан. Люди начали жаловаться, в том числе и на консульский забор. К тому же, «Резиденция Почетного консула» огородилась как-то уж слишком недипломатично. Помимо ограждения, проход вдоль берега хозяева завалили огромными бревнами, а чтобы не возникало желания ходить вдоль участка, украсили территорию информацией о подстерегающих туристов собаках и гадюках.

Nepal Council Bolshoe Borkovo Отвал древесины, преграждающий путь по берегу. «По визуальному наблюдению, сформирован искусственным образом», сообщает Комитет по госэконадзору Ленинградской области Credit: Анна Доронина

Тем не менее, долгие годы поместье Терентьева было неприкасаемым, и он пользовался природными ресурсами так, как было удобно. Например, провел от ореховской подстанции по дну озера Большое Борково электричество в свою резиденцию, а также – в расположенную рядом базу отдыха «Орех» (также принадлежащую ему). Даже вел переговоры о продаже мощностей в соседние СНТ. Берег длиной более километра с вековыми соснами был превращен в «земли населенных пунктов» с правом размещения гостиниц. Терентьев ездил на «Порше» с красными дипломатическими номерами, участвовал в престижных международных автогонках, летал на личном вертолете, а одновременно со всем этим строил на Валааме церковь (сочетание, впрочем, естественное для первого поколения «новых русских»).

Впоследствии мощь бизнес-империи консула слегка поколебалась. В 2016-м СМИ писали о судебных тяжбах по разделу активов с его бывшим партнером. В 2018 году Александр Терентьев был задержан в рамках уголовного дела о сокрытии налогов в размере 293 млн рублей. Он провел два месяца в изоляторе, после чего был отпущен под подписку. В 2019 году в рамках уголовного дела о мошенничестве консул был помещен под домашний арест. В связи с этим циркулировали слухи о продаже его активов.

Однако табличка «Резиденция Почетного консула Непала» по-прежнему красуется на одном из береговых заборов озера Большое Борково. В любом случае, то, что чиновники теперь допускают возможность оштрафовать его за берегозахват, говорит либо об оздоровлении правовой ситуации в стране (хотелось бы верить, но вряд ли), либо об ослаблении позиции Терентьева.

Претензии к консульской резиденции начались с растений. Точнее, с краснокнижных водных видов. Возможно, вдающийся в озеро пирс им несколько навредил. Но установить это было невозможно как раз из-за наличия забора. Ботаник Анна Доронина, в июне этого года проводившая картирование местообитаний редких видов по заданию Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, не смогла пройти вдоль берега в районе участка 47:03:1203003:169 – именно там находится береговая часть резиденции. Обойти участок по суше не удалось из-за навала бревен, а информационный щит про собаку вызывал смутные опасения, стоит ли вообще к нему приближаться.

Поэтому в карте охраняемых видов озера Большого Борково возникла «терра инкогнита», что не позволило выполнить задание комитета должным образом. Анна написала по этому поводу жалобу в другой комитет – государственного экологического надзора Ленинградской области. Он, в свою очередь, подключил к проверке администрацию Сосновского МО.

Это, как выяснилось, было правильным ходом, потому что без «волшебного пенделя» из комитета муниципалы, возможно, вообще бы не выехали на место. Еще до завершения проверки они отчитались, что «вдоль озера Большое Борково доступ граждан к береговой полосе обеспечен», и даже обещали прислать фотофиксацию (!). Но, к счастью, комитет параллельно провел свою инспекцию, которая обнаружила нечто совсем другое: «осмотр береговой полосы вдоль участка с кадастровым номером 47:03:1203003:132 не представился возможным ввиду ограничения доступа посредством размещения на участке 47:03:1203003:169 отвала древесины». Этот отвал, «по визуальному наблюдению, сформирован искусственным образом».

Оба участка находятся в аренде у одного юрлица – ООО «АСОС», их суммарная площадь – 6,7 Га. Интересно, что кадастровая информация по консульскому берегу противоречива. С одной стороны, это «земли населенных пунктов» с видом использования «для жилой застройки». Но адрес и в кадастровой карте, и в ответе администрации указан как «Приозерское лесничество, Сосновское участковое лесничество, кварталы 127 и 133». То есть – как у участка лесного фонда. Это может говорить о том, что процесс перевода леса по каким-то причинам застопорился, либо был осуществлен с нарушениями. И тому есть косвенное доказательство.

Nepal Council Bolshoe Borkovo Претензии к консульской резиденции начались с растений. Точнее, с краснокнижных водных видов. Возможно, вдающийся в озеро пирс им несколько навредил. Но установить это было невозможно как раз из-за наличия забора Credit: Анна Доронина

По соседнему лесному участку 47:03:1203003:133, который тоже принадлежит на правах аренды ООО «АСОС» (сиречь консулу), и где расположен ресторан «Амнезия», в 2018 году Росимущество добилось решения Арбитражного суда о сносе всех построек. Однако ресторан не только никуда не делся, но и более того: уже в следующем 2019 году участок поменял свою категорию на «земли населенных пунктов»! Однако вывод из лесного фонда предполагает многоэтажную процедуру: сначала общественные слушания, потом принятие поправок в генплан, согласование в профильных комитетах. Этого не успеть сделать за столь короткий срок. Вывод один – влиятельное дипломатическое лицо каким-то образом обошлось без всего этого. Просто в кадастровых документах появились соответствующие записи.

Однако вернемся к берегозахвату. «По факту несоблюдения ООО «АСОС» условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.12.1 КоАП РФ», – сообщает областной комитет госэконадзора. Примечательно, что, если дело будет доведено до штрафа, он может оказаться весьма большим. К юрлицам КоАП особенно придирчив, требуя с них в рамках ст. 8.12.1 от 200 до 300 тысяч рублей. Конечно, для Терентьева это не так уж много, но дело тут в принципе. Есть, правда, вероятность, что консул в целях экономии может переложить вину на какое-нибудь физлицо – на охранника, строителя, либо даже на себя самого. Физические лица за то же самое правонарушение штрафуются в размере не более 5 тысяч, и нарушители этим регулярно пользуются.

Но самый главный вопрос – ликвидация нарушения. Эту задачу, в соответствии с ФЗ-131, комитет снова перепоручил муниципалам, и на сей раз Сосновская администрация осмотрела берег внимательнее. Согласно ее ответу от 4 октября, в адрес ООО «АСОС» «направлено требование об очистке береговой полосы озера Большое Борково в месте с географическими координатами 60.4760750 30.2813920 в срок до 31 октября 2021 года». Ждать осталось не так уж долго. Очень скоро мы узнаем, боятся ли в Приозерском районе непальских захватчиков.