Архитектура и дизайн в логике циклической экономики

004_001_ресторан Миссия zero waste ресторана Ultima в Хельсинки заключена в поиске циклических решений и донесении ценностей устойчивого развития и циклической экономики до гостей и партнеров. Здесь травы растут на гидропонике, а картофель на аэропонике, здесь на кофейном жмыхе выращиваются грибы, а кузнечики наращивают белковую биомассу в шарообразных светильниках-фермах. Дизайн интерьера выполнен в соответствии с принципами цикличности Фото: scanmagazine.co.uk

80% – серьезная цифра, заставляющая задуматься: какие смыслы способны донести «зеленые» профессионалы? На кого и как могут влиять проектировщики, чтобы не только снизить воздействие человека на природу при реализации конкретных проектов, но и создать инфраструктуру перехода к циклической экономике?

Строительство – враг или друг природы?

Человечество, перешагнув порог индустриальной эпохи 250 лет назад, стремительно приближает планетарную экосистему к утрате равновесия. Строительство играет в этой разбалансировке одну из главных ролей. Согласно информации Совета по «зеленому» строительству США (USGBC) при строительстве, эксплуатации, утилизации зданий и сооружений в мире используется 41% энергии, происходит 36% выбросов СО2, потребляется 40% материалов, производится 65% отходов.

Если смириться со сложившимся положением вещей, эти цифры и в абсолютном, и в относительном выражении будут расти – все большему количеству людей нужны все более комфортные места для жизни. Между тем строительная отрасль не только имеет возможность снизить наносимый природе вред, но и может стать лидером преобразования линейной модели экономики в циклическую и далее в регенеративную.

Девелоперам, маркетологам, архитекторам, дизайнерам, инженерам, строителям необходимо осознать, что строительство и эксплуатация зданий по принципу «взял первичные ресурсы – произвел – использовал – демонтировал и выбросил на свалку» должны трансформироваться в принцип «взял то, что уже построено или существует в виде вторичных ресурсов, – изменил – использовал по-новому – восстановил нанесенный природе вред и тем самым обеспечил право следующих поколений на благополучное будущее».

И это не просто заявление. Регенеративное строительство – уже реальность. Такие объекты, как Mjøstårnet Tower в Норвегии, Occitanie Tower в Тулузе, Circl Pavilion в Амстердаме, доказывают, что углеродная нейтральность, нулевая эмиссия вредных веществ, нулевые отходы, восстановление биоразнообразия в ходе строительства и использования зданий возможны уже сейчас.

Экосистема «зеленого» строительства

Строительная индустрия, помимо обязанности измениться внутри и обеспечить соответствие экоустойчивым стандартам, может позитивно влиять на разные группы участников перехода к экоустойчивому будущему. Создавая пространства для жизни, разработчики помогают людям вернуть осознание себя частью экосистемы планеты, почувствовать связанность с природой и друг с другом, найти собственные пути балансировки между социальным, экономическим и экологическим аспектами мироустройства.

Пользователи. Наибольшее влияние объекты строительства оказывают на людей, для которых возводятся здания, благоустраиваются территории, разрабатываются предметы дизайна. Попадая в поле воздействия «зеленых» решений, мы начинаем воспринимать послания, взаимодействовать с объектами разработки и друг с другом в новой экоустойчивой логике и постепенно менять свои стереотипы. Смыслы, которые нам открываются, позволяют осознавать происходящие изменения и включаться в процесс перехода не только в роли пользователей, но и созидателей.

Наибольшее влияние оказывают общественные пространства: циклические лаборатории, zero waste рестораны, открытые мастерские по переработке вторичных ресурсов – тут люди получают возможность на собственном опыте понять, как работают устойчивые циклические механизмы.

Партнеры. Многодисциплинарные команды «зеленых» проектов сами по себе являются примером перехода от иерархического линейного управления к органической горизонтальной связанности членов циклического сообщества. В проекты, направленные на решение нетривиальных экологических задач, вовлекаются специалисты из разных областей. Экологи, биологи, эксперты по биоразнообразию, инженеры, дизайнеры, архитекторы, переработчики, экоактивисты, экопредприниматели, инвесторы, действуя в едином ценностном поле, делятся опытом друг с другом, меняют представления большого круга участников проекта – в сторону экоустойчивости.

Образование. От того, насколько идеи цикличности «прорастут» в большем количестве профессионалов, зависит скорость перехода. Просветительская работа, помощь в составлении специализированных курсов, участие в постановке и оценке учебных задач – все это меняет фокус интересов студентов и преподавателей. Для растущих проектных команд взаимодействие с вузами помогает найти будущих сотрудников и партнеров.

Коллеги по рынку. Competere – на русский переводится как «конкурировать». На латыни же это слово означает «стремиться вместе». Не пытаться обогнать и тем более мешать развитию коллег на рынке экоустойчивого проектирования, а помогать, стараться усилить компетенции друг друга. Звучит идеалистически? В традиционном проектировании – да. Но в экоустойчивом – этот подход имеет смысл не только по этическим соображениям, но и с прагматической точки зрения. С каждым успешным «зеленым» проектом у нас больше шансов жить в сбалансированном мире. Дружеское взаимодействие между проектными бюро и отдельными специалистами позволяет набирать оптимальные команды под проект – а это уже необходимые компетенции и больший масштаб влияния.

Ученые. Выход на уровень исследований, подтверждение решений научно обоснованными данными позволяют взвесить варианты решений с разных аспектов влияния на природу, социум и экономические показатели и тем самым обеспечить комплексный, системный подход в разработке. Без ученых тут не обойтись. Сейчас, когда в России только-только начинается становление отрасли экоустойчивого дизайна и архитектуры, а сфер для его применения неограниченное множество, найти партнеров среди ученых несложно – их привлекает нетривиальность задач и возможность использования результатов исследований в своей деятельности.

Чиновники. Несмотря на уже достаточно большое количество заявлений с высоких трибун о необходимости перехода России к «зеленой» экономике, на местах представители государственных структур далеки от экологической повестки. Несмотря на это, прямо сейчас, когда идет массовое строительство объектов, финансируемых государством, нужно находить пути, чтобы включать в технические задания требования по экологичности и проектировать, строить в соответствии с ними. Как добиться изменений? Как вывести строительство на прозрачную, не коррумпированную дорогу? Кроме профессионализма и умения доносить свои идеи, у нас ничего нет, но это немало.

Пути перехода к циклическим проектам

Дизайнеры, архитекторы, инженеры, стремящиеся перейти к «зеленым» проектам, в России оказываются в условиях отсутствия запроса на изменения. Как донести ценность комплексного циклического строительства? Как убедить в необходимости сертификации зданий согласно международным экологическим стандартам? Как согласовать увеличенные бюджеты на проектирование и строительство?

Отсутствие ответов на эти вопросы не дает сдвинуться с места, когда приходит понимание, «как не надо строить», но недостает опыта, «как надо». В ходе двухлетней деятельности Aльянса экоустойчивого проектирования территорий GRASS мы сформулировали три подхода.

Эволюционный подход – тестирование отдельных инструментов циклического проектирования в рамках бюджета стандартных проектов. Снижение экологического следа при этом невелико, но приобретенный опыт бесценен.

Так, например, в проекте ресторана мы применили восстановленную старую мебель и собрали коммунальный стол из стропил разобранного деревянного дома. В результате убедились, что именно эти объекты интерьера стали наиболее привлекательными для аудитории. В проекте офиса посчитали разницу углеродного следа и стоимости одних высушенных рук между диспенсером для бумажных полотенец и электросушилкой – раньше нам только казалось, что диспенсер лучше, а после полученные цифры показали, что погружная электросушилка надежного производителя выигрывает по всем показателям.

Подход оптимален для старта экоустойчивого проектирования – постепенно мы учимся сами и показываем партнерам, что означает экологическое строительство, что оно гораздо шире, чем энергоэффективность и озеленение, что «зеленый» подход может приносить прямые и косвенные выгоды.

Исследовательский подход – аналитические проекты, демонстрирующие фактическое влияние объектов строительства на экологию, экономику, людей. Мы на нескольких кейсах убедились, что цифры являются самыми значимыми аргументами в донесении ценности экоустойчивых решений.

Наиболее поучительным для нас стал расчет углеродного следа для кофеобжарочной компании. Первый наш заход с «зеленой» концепцией не дал результата – заказчик не понял, для чего ему все это нужно. Через год проведенный расчет углеродного следа на одну тонну обжаренного кофе и предложения по его снижению через конкретные изменения производства послужили поводом для строительства углеродонейтрального производства.

Исследовательский подход помогает точнее поставить задачу, обеспечивает доверие к результату, привлекает экспертное сообщество и может являться самодостаточным бизнесом.

Комплексный подход – проекты, обеспечивающие значительное снижение, а в отдельных случаях нейтрализацию экологического следа при строительстве. Каждый такой проект – это выход за границы большого количества стереотипов строительной индустрии? и потому он требует от участников междисциплинарных команд высокого профессионализма и умения эффективно сотрудничать друг с другом – специалисты должны созреть для такого уровня.

Один из примеров комплексного подхода – Норвежская ассоциация PowerHouse, включающая в себя компанию, занимающуюся недвижимостью, Entra, строительную компанию Skanska, организацию по защите окружающей среды Zero, архитектурное и дизайн-бюро Snøhetta, консультационную компанию Asplan Viak.

Вместе эти организации разрабатывают и строят здания, которые за время своей эксплуатации вырабатывают столько энергии, что приводят к нулю всю энергию, потребленную на этапе производства материалов, строительства и эксплуатации. Так обеспечивается главная задача ассоциации – углеродная нейтральность строящихся объектов.

Стратегии и инструменты разработки дизайна и архитектуры

Циклические идеи и решения, имея как несметный арсенал, так и огромный потенциал в достижении экологических целей, противоречивы и неоднозначны. Далеко не все, что лежит на поверхности, является оптимальным, и часто то, что представляется странным и даже опасным, на деле оказывается наиболее экоустойчивым. Так, использование переработанных пластиков в дизайне воспринимается очевидным шагом к цикличности, а дома из костробетона вызывают сомнения с точки зрения надежности и пожарной безопасности. Так ли это? Чтобы разобраться с приоритетами применения циклических инструментов в дизайне и архитектуре, принято пять стратегий обращения с циклами.

1. Разделение циклов на биологические и технические. К биологическим циклам относится все, что находится в пищевых цепочках. К техническим – то, что не является питанием для живых организмов. Органические соединения принято относить к техническим циклам. В природе биологические и технические циклы не смешиваются, тогда как человек их бездумно соединяет друг с другом. Кофейный жмых, древесная стружка, натуральные текстильные волокна неразрывно связываются с синтетическими веществами – и в результате биологические вещества выводятся из пищевых цепочек, нутриенты, которые в них содержатся, не возвращаются в почву, не прорастают растениями, не становятся пищей для животных и человека. Для поддержания урожайности вместо естественных удобрений человек вынужден применять искусственные, что приводит к потреблению вредных для здоровья продуктов питания и нарушению состава почв. Порочный круг.

Разделяя биологические и технические циклы, мы сохраняем природообразное течение веществ на планете – и тем самым обеспечиваем плодородность почв с помощью естестественного компостирования биологических веществ и снижаем затраты и экологический след при переработке веществ в техническом цикле. Один из относительно новых строительных биологических материалов, на который стоит обратить внимание дизайнерам и архитекторам, – мицелий. Грибница является удивительным, самостоятельно растущим материалом, который способен принимать необходимые формы, отвердевать до определенной степени и полностью разлагаться после использования. Сейчас возможности применения мицелия в строительстве и дизайне изучаются во многих исследовательских лабораториях и экспериментальных дизайн-студиях по всему миру.

2. Сужение циклов – уменьшение использования ресурсов. Базовая стратегия, которую необходимо рассматривать как стартовую: чем меньше материальность объекта разработки, тем ниже климатические риски, тем меньше энергии и ресурсов будет потрачено на производство, тем меньше отходов образуется, тем меньше вредных веществ выделяется.

Сохранение. Архитектурный гений Бьярке Ингельс не упускает возможности в родной Дании работать с существующими строениями. Результат реконструкций превосходит все ожидания. На месте старого пакгауза и полуразрушенных фундаментов появляется всемирно известный ресторан NOMA, старый док превращается в Maritime Museum. Так, сохраняя историческое наследие, архитекторы значительно сокращают экологический след строительства.

Биоклиматическая архитектура. Проектирование с учетом пассивного солнечного отопления и тепловой энергии Земли, низкой теплопередачи конструкций зданий, инженерного озеленения, экологического следа используемых материалов и ряда других параметров – дает снижение энерго- и ресурсопотребления здания. Snøhetta’s Zero Energy House в Норвегии построен таким образом, что обеспечивает энергией себя, автомобиль в своем гараже и за время службы восстановит всю энергию, которая была потрачена на производство строительных материалов.

Безотходное производство. Дизайнеры датской компании Trefok создают элегантную деревянную мебель из локальной древесины, выращенной в соответствии со стандартами устойчивого лесопользования. Кроме того, в некоторых их коллекциях для изготовления небольших предметов интерьера – кухонных досок, подносов, подставок использованы древесные отходы.

004_002_школа Powerhouse Drøbak Montessori school – наиболее дружественная для природы школа в Норвегии. В течение своей жизни она выработает больше энергии, чем потребит с момента строительства Фото: www.martela.com

3. Удлинение циклов – увеличение срока использования ресурсов. Наиболее значимая и труднодостижимая стратегия. По сути, речь идет о создании объектов архитектуры и дизайна, которые проживут столетия благодаря качествам, которые будут ценить следующие поколения.

Надежность – функциональность – перерабатываемость. В 2010 году офисный стул Herman Miller Aeron назван самым продаваемым в Америке. Такой успех является результатом непревзойденной эргономики – его так и называют: «стул для восьми часов работы». Его надежность при этом настолько высока, что он имеет гарантию 12 лет, а фактически служит не менее 20. Стул полностью создан из переработанных материалов, и 94% могут быть переработаны вновь.

Эмоциональная живучесть – универсальность – многофункциональность. Датская компания Rosendahl занимается производством красивой посуды на каждый день. Серия посуды Grand Gru Sense изготавливается из тактильной керамики, поверхность которой доставляет удовольствие от прикосновений. Сдержанная, тонко подобранная цветовая гамма глазури уместна в различных интерьерах. Отдельные предметы коллекции соотносятся друг с другом так, чтобы выполнять функцию как тарелки, так и крышки, что позволяет хранить остатки еды, не прибегая к пластиковым контейнерам.

Контракт жизненного цикла – или аренда вместо покупки. За последние 20 лет широко распространилось запланированное старение продукции – производители выпускают некачественные вещи, не имеющие возможности обновления, и покупатель вынужден покупать их вновь. От многократно возросшего производства страдает окружающая среда, да и покупателям такой подход невыгоден.

Контракты жизненного цикла меняют сложившееся положение дел – вместо продажи вещей они предлагают аренду тех качеств, в которых, по сути, нуждаются пользователи. В Circl Pavilion, построенном банком ABN AMRO как витрина циклических инноваций в Амстердаме, согласно контрактам жизненного цикла Philips обеспечивает свет вместо светильников, Mitsubishi – вертикальную логистику вместо лифта, Interface – акустическое напольное покрытие, поддерживаемое в чистом состоянии, вместо ковровой плитки.

4. Закрытие циклов – многократное использование объектов дизайна и архитектуры, их отдельных частей или материалов. Стратегия, которая применяется, когда предыдущие уже рассмотрены, – определена следующим образом: как разделить биологические и технологические циклы, как минимизировать ресурсы и энергию, как сделать так, чтобы объекты разработки служили как можно дольше. Почему это важно? Дело в том, что любая переработка влечет за собой использование энергии, ресурсов, что негативно сказывается как на экологическом, так и на экономическом аспекте. Из этой же предпосылки вытекает понимание, что внутри стратегии существуют разной степени энерго- и ресурсоемкие инструменты, и применять их следует в определенной иерархии от менее к более затратным.

Ремонт/Repair. Устранение небольших поломок для продления срока службы. Подклеить, подкрасить, освежить – легко сделать то, что не потребует больших ресурсов и усилий. Чтобы ремонт был простым решением для пользователя, нужно подумать о ремонтопригодности: ремкомплект, простота восстановления, доступность уязвимых частей оборудования – все это должно быть взято в расчет при проектировании. Норвежская компания Vestre производит уличную мебель с тем расчетом, что даже после снятия позиций с производства необходимые для ремонта элементы будут изготовлены.

Совместное или повторное использование / Share Reuse. Один и тот же объект может служить сразу нескольким пользователям или последовательно передаваться от одного к другому. Тем самым снижается экологический след и стоимость владения. В шведском городе Мальмё с 2014 года развивается сотрудничество шеринг-организаций и муниципалитета, что обеспечивает совместное использование жителями города машин, велосипедов, инструментов, одежды, игрушек, спортивного инвентаря. Изделия, разработанные для совместного владения, должны отвечать повышенным требованиям надежности и безопасности использования.

Сборно-разборные здания / Assembled and disassembled buildings. Как конструктор Lego бесконечное количество раз собирается и разбирается, так и здания могут иметь несколько воплощений. Они проектируются с применением сборно-разборных конструкций и материалов, имеющих цифровые паспорта. Ресторан GreenHouse в Утрехте может быть разобран полностью, вплоть до фундамента, и собран в другом месте и в другой конфигурации.

Каскадирование циклов / Reuse Remake Recycle. Создание экоустойчивой логики восстановления производимой продукции называется каскадированием. Шведское рекламное агентство Accus производит вывески таким образом, что сначала обеспечивает возможность использовать вывески повторно, далее при необходимости – заменять отдельные элементы, после – частично их переделывать и в конце жизненного цикла – перерабатывать материалы, из которых они сделаны.

5. Локализация циклов – территориальная близость производителей и потребителей продукции. Стратегия является дополнительной ко всем вышеперечисленным. Выбор локальных поставщиков уменьшает логистический след, что положительно сказывается на экологической обстановке и сокращает затраты на транспортировку. Кроме того, локализация циклов приводит к концентрации циклических производителей, сервисных компаний, осознанных пользователей и становится драйвером развития циклических территорий.

Снижение логистического следа. Шведские компании SSAB и Greencoat совместно производят стальную кровлю. Начиная с ответственной разработки рудников и заканчивая полимерным покрытием из рапсового масла, все процессы выполняются на территории Скандинавии. В результате, по мнению производителей, не существует более экологически чистой кровельной стали.

Запуск циклических территорий. В 2014 году в Амстердаме был запущен проект Clean Tech Playground de Ceuvel. На загрязненной территории старой верфи разместились метаболическая лаборатория, консультационное агентство, zero waste кафе, креативные студии, открытые мастерские, образовавшие вместе экспериментальный циклический кластер. Здесь в замкнутых циклах находятся биологические и технические вещества, в ходе фиторемедиации растения очищают почву от вредных веществ, солнечные батареи обеспечивают электроэнергией офисы – бывшие плавающие дома, здесь развивается сообщество людей, разделяющих идеи регенеративной экономики. Следом за De Ceuvel по соседству стали появляться другие «зеленые» проекты, что в результате привело к перерождению района Buigsloterham – признанного лидера среди циклических территорий Европы.

Природообразность будущего. Циклические стратегии, инновационные решения, пути перехода на «зеленое» проектирование, экосистемные сообщества специалистов – все это вдохновлено природой. Во всем проявляются ее законы: разнообразие и взаимосвязанность, многофункциональность и взаимозаменяемость, живое и мертвое, адаптация и постоянные изменения, цикличность и регенеративность. Усваивая их, серьезные вызовы, стоящие перед строительной индустрией, оборачиваются захватывающей перспективой преобразования образа мысли и способа действий дизайнеров, архитекторов, инженеров – разного рода разработчиков, занятых в строительстве.

Нам предстоит измениться не только самим, но и найти способы влияния – как на строительную индустрию в целом, так и на конечных пользователей зданий, интерьеров и обширных территорий. Входя в проекты циклического строительства и пользуясь их результатами, люди смогут действовать по-новому в профессиональной сфере и сформировать циклический образ жизни.

 

Екатерина Лабинская, циклический дизайнер, управляющий партнер Aльянса экоустойчивого проектирования территорий GRASS специально для журнала «Экология и Право»