News

Защитники Волго-Ахтубинской поймы борются со строительством трассы. Не помогают ни протесты, ни обращения в прокуратуру

Вырубка под трассу на территории Волго-Ахтубинской поймы
Вырубка под трассу на территории Волго-Ахтубинской поймы
vk.com/poima_volgograd_unesco

Опубликовано: 05/10/2021

Автор: Евгений Аниськов

В Волгоградской области продолжается строительство трассы через Волго-Ахтубинскую пойму, биосферный резерват ЮНЕСКО. Против существующего проекта новой дороги выступают местные жители и экологи – они боятся, что стройка приведет к разрушению экосистемы природного парка.

В природном парке Волго-Ахтубинской поймы идет строительство третьего пускового комплекса мостового перехода. Будущая трасса заденет часть пойменных дубрав и реликтовых рощ – в общей сложности планируется вырубить около 30 000 деревьев, а также ареалы обитания редких видов. Активисты и экологи выступают против нынешнего проекта скоростной дороги и предлагают пустить ее по альтернативному маршруту, чтобы сохранить уникальный ландшафт поймы. Кроме того, в регионе серьезно стоит проблема с лесами – они занимаются всего 4% от общей площади области.

Администрация Волгоградской области отказывается рассматривать альтернативные варианты и ссылается на областной комитет природных ресурсов, в котором считают, что остальные проработанные проекты не подходят: либо по причине близости населенных пунктов, либо из-за необходимости строительства эстакады, результатом чего станут сплошные вырубки лесных массивов.

Ни Минприроды, ни администрацию Волгоградской области не останавливает тот факт, что стройка по существующему проекту может нарушить экосистему биосферного резервата ЮНЕСКО. По словам Михаила Соломонова, члена Общественной палаты Волгограда, областные власти ввели в заблуждение комитет ЮНЕСКО и предоставили информацию лишь про расширение уже существующей дороги, но уклонились от ответа о строительстве новой трассы через природный парк.

Движение сопротивления

В начале августа недалеко от стройки защитники Волго-Ахтубинской поймы разбили палаточный лагерь в разрешенной зоне отдыха. Лагерь просуществовал несколько дней и в конечном итоге был разогнан полицией, так как, по мнению местного комитета природных ресурсов и правоохранительных органов, собравшиеся нарушили противопожарный режим. Перед разгоном активистов в постановление «Об особом противопожарном режиме на территории Волгоградской области» внесли изменения, запрещающие людям находится на особо охраняемых природных территориях с целью отдыха и туризма по причине обострения ситуации с пожарами в регионе.

Экоактивисты решили инициировать местный референдум. 30 августа они подали ходатайство в областной избирком о проведении голосования по Волго-Ахтубинской пойме. Впрочем, в России история референдумов как правило ограничивается лишь поданием заявок. Административное давление и бюрократические препоны не дают инициативным группам организовать его. Так, жители Татарстана уже несколько лет пытаются инициировать общественное голосование, чтобы предотвратить строительство мусоросжигательного завода под Казанью. Есть и положительный пример – жителем Аяно-Майского района Хабаровского края удалось провести референдум и отменить строительство завода по производству метанола.

Также защитники Волго-Ахтубинской поймы записали видеообращение к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в спорную ситуацию. Вдобавок они передали в администрацию президента пакет документов, подтверждающих незаконность строительства, и подписи граждан на 800 листах. Сейчас петицию против прокладки трассы через природный парк на портале Change.org подписали почти 50 тысяч человек.

Помимо этого противники строительства трассы провели несколько одиночных пикетов около административных зданий правительства Волгоградской области. Протесты проходили и непосредственно на строительной площадке. Несмотря на активное общественное сопротивление остановить стройку не удается.

В июле после очередного такого пикета суд признал пенсионерку Галину Тихенко виновной по ч.8 ст. 202 (повторное нарушение правил проведения пикета). Ей назначили штраф в размере 150 тыс. руб. за участие в несанкционированном массовом мероприятии. Апелляционный суд оставил приговор в силе. Тихенко 74 года, у нее третья группа инвалидности, а пенсия составляет порядка 8 500 рублей. Адвокат Тихенко подчеркивает, что при ее привлечении к административной ответственности был нарушен ряд нарушений закона, поэтому сторона защиты собирается обжаловать это решение суда.

Кому закон не писан?

Против трассы в ее нынешнем виде помимо жителей Волгоградской области выступили Росприроднадзор, Общественная палата РФ, Русское географическое общество, Гринпис России. Природоохранная прокуратура вынесла предостережение о недопустимости уничтожения редких видов, занесённых в Красную книгу. Даже в период перед выборами в Государственную Думу администрация Волгоградской области решила не приостанавливать стройку, чтобы снизить социальное напряжение.

Высокий статус стройки активисты связывают с ее назначением и бенефициарами. Будущая федеральная трасса должна соединить Казахстан и Китай с центральной Россией. Также выяснилось, что заинтересованной стороной в данной ситуации выступают миллиардеры Ротенберги: стройку ведет группа компаний «ЕКС», которая, как выяснилось в ходе журналистского расследования, связана с их семьей. Стоимость же самого проекта – 5,6 млрд рублей.

Несмотря на то, что Минприроды пыталось откреститься о своего участия в этой истории, в конечном итоге стало ясно, что изменение в положении о природном парке утвердил именно департамент Минприроды по вопросам особо охраняемых природных территорий. С января 2021 года департамент возглавляет Ирина Маканова, которая, по данным «Новой газеты», построила свою карьеру не без участия семьи Ротенбергов.

Гринпис России направил обращение в прокуратуру, но там дали понять – останавливать стройку никто не намерен. В ответе Волгоградской природоохранной прокуратуры говорится, что нет оснований для принятия мер прокурорского реагирования, так как государственная экологическая экспертиза одобрила строительство дороги. Впрочем, госэкспертиза вызвала серьезные нарекания со стороны экологов и активистов.

Государственную экологическую экспертизу должен проводить Росприроднадзор, однако ее поручили сделать Ростовскому филиалу АО «Институт «Стройпроект», который в свою очередь передал работу в Облгосэкспертизу – подведомственному учреждению администрации Волгоградской области. Гринпис обратился к генеральному прокурору Игорю Краснову с просьбой вмешаться.

В природоохранной организации заявляют, что строительство трассы противоречит целям создания природного парка, поскольку оно повлечет изменение исторически сложившегося природного ландшафта. В зоне агроландшафта, где сейчас идут работы, запрещено строить дороги, если они не связаны с функционированием расположенных в его границах населенных пунктов. Города Волгоград и Волжский находятся за пределами природного парка.

Также в Гринпис отмечают, что строительство трассы нарушает три федеральных закона: «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды» и «О животном мире», поскольку исследования о наличие флоры и фауны, занесенных в Красные книги России и Волгоградской области, должны были проводится до разработки проекта – заранее этого сделано не было.