В Волгоградской области строят трассу “по сырому проекту” прямо через природный парк

Протесты против строительства трассы.

1 июля под Волгоградом началось строительство третьего пускового комплекса мостового перехода в районе Волго-Ахтубинской поймы, биосферного резервата ЮНЕСКО. Стройка трассы задевает часть реликтовых рощ и дубрав. Активисты и экологи выступают категорически против нынешнего проекта скоростной дороги и предлагают пустить ее по альтернативному маршруту, чтобы сохранить уникальный ландшафт поймы. Администрация области уходит в отказ и ищет поддержки на федеральном уровне.

История вопроса

Построить дорогу, соединяющую Волгоград, Краснослободск и Среднюю Ахтубу, планировали еще в середине 90-х годов, однако работы были заморожены. В 2009 году открыли первую очередь – мост через Волгу. Вскоре на всю страну мост стал известен как танцующий. В один из дней очевидцы зафиксировали амплитудные колебания конструкции в один метр из-за сильного ветра. В 2011 году мост открыли повторно.

В июне 2020 года закончили вторую очередь трассы, пустив движение по новому мосту через Ахтубу. Следующий этап строительства – автострада, которая должна соединить эти два моста. Она же и вызывает наибольшее количество протестов и споров, так как должна пройти непосредственно через Волго-Ахтубинскую пойму.

Между городами Средняя Ахтуба и Краснослободск существует дорога, однако интенсивность автомобильного движения уже превысила в пять раз пропускную способность трассы. В среднем за сутки по ней проезжает около 30 тыс. машин. За два года в ДТП здесь погибли 10 человек и 109 пострадали. Эти аргументы стали одними из главных для администрации области, чтобы как можно скорее начать возводить новую дорогу.

В 2000 году в северной части Волго-Ахтубинской поймы был создан природный парк, который в 2011 году вошел в список биосферных резерватов ЮНЕСКО, первый из региональных ООПТ России. В феврале 2020 года стало известно, что третий этап строительства трассы через территорию поймы получил положительное заключение. Проект предусматривает четырехполосную скоростную дорогу протяженностью 14 км., два мостовых перехода и транспортную развязку.

Чем грозит строительство

Строительство трассы непосредственно через природный парк приведет к вырубке реликтовых дубрав, которые редко встречаются в степном климате Волгоградской области, ухудшению среды обитания для животных и птиц и нарушению гидрологического режима, так как дорогу будут возводить на насыпях. Защитники поймы говорят, что дорога заблокирует доступ деревьев к воде, что высушит лес, а также навредит нересту рыбы.

Рослесхоз уже перевел 72,5 гектара Среднеахтубинского лесничества из категории леса в категорию противоэрозионные леса, что позволяет легче начать там строительство. В комитете природных ресурсов Волгоградской области не видят в этом ничего страшного. По их словам, общая площадь лесов в лесопарковых зонах не изменилась, так как в эту категорию включили участки соседнего Лещевского лесничества.

По подсчетам активистов, под строительство трассы планируется вырубить 30 тыс. деревьев, из которых около 8 тыс. реликтовые дубы. Администрация Волгоградской области уверяет, что будущая трасса нанесет минимальный ущерб пойме. В комитете природных ресурсов на запрос «Беллоны» ответили, что в границах строительства объекта вовсе отсутствуют реликтовые деревья, ссылаясь на государственный лесной реестр. Впрочем, после перевода Рослесхозом лесов из одной категории в другую, на участке, где планируется трасса, формально реликтовые дубравы не значатся.

Чтобы как-то успокоить общественность чиновники заявили, что проект предусматривает компенсационные высадки более 300 тыс. деревья, что в 10 раз больше тех деревьев, которые будут затронуты строительством.

Экологи же не верят в подобные компенсации, так как приживаемость саженцев на данной территории всего около 15% из-за сухого климата и полупустынных земель. Противники строительства трассы через пойму не верят в то, что власти будут следить за высаженными деревьями и обеспечивать их необходимым количеством воды. Также эксперты говорят, что нельзя приравнивать реликтовые леса к искусственным лесопосадкам. Существуют проблемы и со свободными землями под посадки.

Кроме того, Волго-Ахтубинская пойма для Волгограда является естественной защитой от суховеев и дает свежий воздух горожанам. Территория Волгоградской области всего на 4% покрыта лесами, остальное – степи и полупустыни. Пойма – фактически единственное место, куда жители города выезжают на отдых.

Карта

Что говорят официальные лица

В начале года власти Волгоградской области пытались согласовать в Министерстве природы РФ ослабление режима охраны парка, что позволило бы вырубить часть реликтовых дубрав под трассу. Минприроды тогда ответило отказом, предложило привести региональное законодательство в соответствие с федеральным и запросило дополнительные материалы, обосновывающие целесообразность проекта. Администрация области вновь направила в федеральное ведомство документы с целью изменить охранный режим поймы.

23 июня администрация Волгоградской области выпустила сообщение о том, что Минприроды все же одобрило изменение в постановление о природном парке, что дает право начать строительство по утвержденному плану. Однако найти подтверждений этому ни активистам, ни журналистам не удалось.

На запрос «Беллоны» Минприроды России ответило, что не вносило изменений в постановление о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», ссылаясь на то, что парк находится в ведении комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. То, что федеральное министерство не согласовало изменение режима охраны территории, подтвердил заместитель председателя комитета транспорта Волгоградской области Роман Туренко на брифинге, прошедшем 6 июля. Сейчас строители начали работу на отдельных участках, по которым комитет природных ресурсов Волгоградской области выдал разрешение.

По мнению активистов и защитников поймы, строительство ведется незаконно, так как ранее Росприроднадзор не согласовал проект постановления о внесении изменений в положение о природном парке. Кроме того, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура заявила, что строительство противоречит действующему законодательству.

Остается неразъясненным вопрос по поводу государственной экологической экспертизы. В ответе Минприроды «Беллоне» говорится, что ее должен проводить Росприроднадзор. Однако администрация области поручила сделать экспертизу Ростовскому филиалу АО «Институт «Стройпроект», который в свою очередь передал работу в Облгосэкспертизу, подведомственному учреждению администрации Волгоградской области.

Против строительства дороги через ценные земли Волго-Ахтубинской поймы выступило Российское географическое общество. За сохранение природного парка высказался и первый заместитель председателя комитета Госдумы по экологии и окружающей среде Николай Валуев. Он также предложил руководству области проработать альтернативные варианты прокладки дороги.

На предложение построить дорогу по альтернативному маршруту, который не затрагивал бы наиболее ценные земли природного парка, администрация Волгоградской области отвечает, что такой возможности нет. По их словам, все проработанные варианты не подходят либо по причине близости населенных пунктов, либо из-за необходимости строительства эстакады, результатом чего станут сплошные вырубки лесных массивов.

По словам Михаила Соломонова, члена Общественной палаты Волгограда, проект трассы был разработан АО «Институт «Стройпроект» за две недели. «Я не сомневаюсь, что мощности компании позволяют быстро работать, но такие короткие сроки наводят на мысль, что они в принципе не выезжали на местность и не считали ущерб. Думаю, просто предложили насыпной типовой проект дороги по той траектории, на которую указал комитет транспорта», – говорит Михаил.

Что происходит сейчас?

В администрации Волгоградской области считают, что работы, которые начались 1 июля законны, так как проект прошел региональную экологическую экспертизу, а комитет природных ресурсов области выдал разрешение на работы. 7 июля около 50 человек собрались на месте строительства, чтобы помешать работе технике и вызвать на место полицию. По подсчетам активистов, плодородный почвенный покров уже снят на четырех гектарах. Гринпис России направил обращение в Генеральную прокуратуру по факту начала незаконных работ.

UlxeD6cnBSw Михаил Соломонов

Также активисты проводят одиночные пикеты у административных зданий Волгограда с целью привлечь внимание к проблеме. «Администрация пытается разжигать ненависть к защитникам природного парка. Постоянно пишут, что это городские сумасшедшие и их не больше десяти человек, бывшие уголовники, бывшие прокуроры и их жены. Говорят, что это политический заказ, а также их любимая аргументация – противники строительства – это жители элитных поселков», – рассказывает Михаил Соломонов.

В комитете природных ресурсов Волгоградской области не видят опасности в том, что Волго-Ахтубинская пойма может потерять международный статус биосферного резервата ЮНЕСКО, так как, по их словам, строительство трассы не затрагивает непосредственно сам резерват, а проходит по переходной зоне (зоне сотрудничества). «Учитывая социальную значимость планируемой трассы Третьего пускового комплекса, размещение ее в зоне сотрудничества не противоречит основным функциям биосферного резервата и его зоны сотрудничества и не отразится на реализации функций биосферного резервата в зоне ядра и буферной зоне», – сказано в ответе комитета.