News

Доклад «Беллоны»: долгие годы сотрудничества по решению ядерных и радиационных проблем Северо-Запада

Береговое хранилище утилизированных АПЛ в Сайда-Губе, 2016 год
Береговое хранилище утилизированных АПЛ в Сайда-Губе, 2016 год
Архив «Беллоны»

Опубликовано: 02/07/2021

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Анна Киреева

Еще 20 с небольшим лет назад ядерное наследие холодной войны находилось в Мурманской области буквально на расстоянии вытянутой руки. Около 120 атомных подводных лодок, бывших когда-то визитной карточкой грозного Советского военно-морского флота, ржавели у причалов бывших военных баз на северо-западе страны. В реакторах этих АПЛ находилось невыгруженное ядерное топливо. Многие из этих подлодок рисковали затонуть прямо у причалов.

Вдали от берега глубоко на дне находились другие подводные лодки и иные ядерно и радиационно опасные объекты, часть из которых была затоплена специально. Все большее количество отработавшего ядерного топлива скапливалось в хранилищах бывших военных баз, где перегружались реакторы АПЛ. При этом часть таких баз, например, губа Андреева, были расположены в приграничных районах.

Политические потрясения и экономический кризис, начавшиеся после развала Советского Союза в 1991 году, сделали решение всех этих проблем и устранение всех этих рисков невозможными без международной помощи.

Но в России даже упоминание таких тем было табу. Экологов, обративших внимание на радиационные риски, Кремль преследовал с помощью обвинений в шпионаже.

В тот мрачный период начала 1990-х годов многие российские эксперты в отчаянии думали, что на протяжении многих десятилетий ядерные и радиоактивные последствия холодной войны так и останутся без должного внимания. Или, по крайней мере, до тех пор, пока страна каким-то образом не станет достаточно богатой, чтобы справиться с ними.

Сегодня, после более чем двух десятилетий международных усилий, инициированных, в том числе «Беллоной», почти все эти угрозы стали достоянием истории. Как это произошло – тема нашего доклада «Ликвидация наследия холодной войны: 20 лет международного сотрудничества».

Это был медленный и кропотливый процесс, были подготовлены «сенсационные» доклады, которые российские власти часто пытались подвергнуть цензуре. Благодаря их публикации «Беллона» стала частью широкомасштабного международного сотрудничества, направленного на предоставление необходимой помощи.

Один из первых таких докладов был написан совместно с нынешним директором ЭПЦ «Беллона» Александром Никитиным, бывшим капитаном советского ВМФ. Вместе с молодыми норвежскими беллоновцами он показал в мельчайших деталях, что некогда могущественный советский атомный подводный флот находился в плачевном состоянии и представлял угрозу для окружающей среды.

Screenshot 2021-07-02 at 12-45-29 2020_20_ARCTIC_04 indd - 2020_20_ARCTIC_10 pdf Так раньше выглядела площадка с контейнерами хранения ОЯТ в губе Андреева

Хотя власти стремились закрыть доступ к докладу – запретив его в России и обвиняя самого Никитина в государственной измене, – публикация этого документа помогла сформировать длинный список стран, готовых помочь избавиться от опасного наследия.

С открытием офисов «Беллоны» в Мурманске и Санкт-Петербурге правительства этих государств выделили миллиарды долларов, чтобы помочь России утилизировать советские атомные корабли и избавиться от радиоактивных отходов. Окончательный оправдательный приговор Никитину привлек дополнительное внимание к тяжелой ситуации в области ядерной и радиационной безопасности на Северо-Западе России.

Исчезли, например, 120 атомных подводных лодок, ржавевших у причалов в Мурманской области – каждая была утилизирована, а выгруженное из них отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) отправлено на безопасную переработку. Проблема была решена благодаря совместным усилиям России, Западной Европы и США, хотя ни одна страна, включая Россию, не имела бы четкого представления о том, насколько серьезными были проблемы, если бы «Беллона» не выставила их на всеобщее обозрение.

Guba Andreeva Губа Андреева. Наши дни Credit: Архив РосРАО

Исчез и «Лепсе» – бывшая плавтехбаза, на которой хранилось отработавшее ядерное топливо. Судно было настолько загрязнено, что были даже мысли просто затопить его в арктических морях. Во многом благодаря докладу «Беллоны» и атмосфере открытости, которую организация продолжает отстаивать, проблема «Лепсе», существовавшая на протяжении почти 30 лет, была решена. Сама ПТБ была утилизирована, а из ее хранилищ удалено все отработавшее ядерное топливо, в том числе дефектное.

Решается проблема вывоза 22 000 радиоактивных тепловыделяющих сборок, скопившихся с 1960-х годов на базе подводных лодок в губе Андреевой. В результате десятилетий пренебрежительного отношения к хранилищам и недостаточного государственного финансирования база стала предоставлять серьезную проблему. Сегодня же, благодаря в том числе непрестанному вниманию «Беллоны», на ней была создана необходимая инфраструктура, а тепловыделяющие сборки вывозятся для переработки и безопасного хранения.

Российские офисы организации продолжают свою работу. Сотрудники «Беллоны» работают в области защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду. Они также ведут переговоры с российской атомной промышленностью об использовании более безопасных атомных технологий и более безопасных способов обращения с радиоактивными отходами.

Сегодня решение многих проблем, с которыми «Беллона» надеялась справиться в те годы, стало частью официальных государственных программ, финансируемых Россией, а некогда непростые отношения с властями были сглажены и «сошли на нет» благодаря открытости и опыту организации. Сегодня «Беллона» смело смотрит в будущее, на следующие двадцать лет.