News

Морскую среду около затонувшей АПЛ «Комсомолец» проверят на радионуклиды

Фото российско-норвежской экспедиции 2019 года

Опубликовано: 31/05/2021

Автор: Анна Киреева

Ученые отбирают пробы воды на разных уровнях, а также пробы донных отложений. По итогам работы они оценят уровень загрязнения окружающей среды.

Подходит к концу начавшаяся 18 мая экспедиция для исследования атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец», затонувшей в акватории Норвежского моря в 1989 году. В состав экспедиции, проходящей на судне Северного УГМС «Профессор Молчанов», вошли ученые ведущей организации Росгидромета в области радиационного мониторинга окружающей среды НПО «Тайфун», а также специалисты Севгидромета.

Экспедиция организована в рамках одного из направлений государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» – этапа 2021 года «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике». «Профессор Молчанов» должен вернуться в Архангельск 5 июня.

Подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море из-за пожара. В результате трагедии погибли 42 человека, 27 удалось спасти. Субмарина была законсервирована в 1995 году. На борту АПЛ, лежащей на глубине 1680 метров, находятся торпеды и две ядерные боеголовки.

Мониторинг продолжается

В начале 1990-х и в 2007 году российские ученые, исследовавшие «Комсомолец» при помощи подводного аппарата «Мир», зарегистрировали небольшие утечки радионуклидов из АПЛ, в том числе цезия-137 из трубы возле реакторного отсека. А в 2019 году норвежско-российская экспедиция замерила концентрацию радиоактивных веществ в местах утечек – она составила около 100 Бк/л. Тогда ученые отобрали несколько сотен кг проб воды и грунта для дальнейшего анализа.

По словам Генерального директора ЭПЦ «Беллона» Александра Никитина, регулярность российских и норвежский экспедиций к месту затопления АПЛ «Комсомолец» связана в первую очередь именно с ядерной начинкой торпед.

«На «Комсомольце» находятся две торпеды с атомным боезарядом, которые, конечно, вызывают беспокойство, поэтому регулярный мониторинг необходим. Но и реактор требует присмотра, – рассказал он. – Эти экспедиции хорошо финансируются, они, как правило, организовываются при участии Курчатовского Института».

В конце прошлого года Норвежское Агентство по радиационной безопасности (Norwegian Radiation and Nuclear Safety Authority) поделилось результатами исследований: выбросы из реактора на борту «Комсомольца» быстро растворяются в окружающей придонной воде. Образцы, взятые на 40 см выше точки выброса, имеют более низкие уровни цезия-137. Повышенного уровня в отложениях, отобранных непосредственно у корпуса подводной лодки, также не наблюдалось.

Ученые отметили, что эти утечки не представляют опасности для рыб и других морских обитателей.

По словам Никитина, несмотря на то, что предсказать скорость дальнейшего выхода радионуклидов из реактора пока невозможно, ситуация далеко не катастрофичная.

«Комсомолец» – одна из двух атомных подводных лодок, затонувших в Арктике в результате аварии. Вторая – К-159 лежит на дне Баренцева моря восточнее острова Кильдин к северу от Мурманска. Она затонула в 2003 году во время буксировки с военно-морской базы в Гремихе на судоремонтный завод «Нерпа», где планировалась ее утилизация.

На К-159 установлено два ядерных реактора, и в долгосрочной перспективе она считается более опасной для окружающей среды, чем «Комсомолец», поскольку лежит на гораздо меньшей глубине – 246 метров, в одном из самых важных для рыболовства районов Баренцева моря.

Подъем затопленных объектов

В 2019 году учеными Института безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН и экспертами из других организаций было закончено исследование затопленных потенциально опасных объектов в Баренцевом и Карском морях. В ходе исследования были выявлено шесть объектов, представляющих наибольшую угрозу, по которым необходимо принимать решения.

«Комсомолец» не попал в этот топ-6, в который вошли субмарины К-159, К-27, реакторные отсеки АПЛ К-19, К-11 и К-140, а также экранная сборка атомного ледокола «Ленин». Специалисты пришли к выводу, что лучшим решением для субмарин К-159 и К-27 будет подъем со дна и последующая утилизация.

В апреле этого года Правительство России в специальном распоряжении потребовало разработать и утвердить план мероприятий (так называемую дорожную карту) по подъему и дальнейшей утилизации этих двух субмарин. Согласно документу, она должна быть представлена во втором квартале этого года.

«Беллона» уверена, что успешное многолетнее международное сотрудничество в решении проблем ядерной и радиационной безопасности должно сыграть свою роль и в этой работе. Организация направила странам – участницам Арктического совета письмо, в котором выразила уверенность, что члены Совета должны объединиться для решения столь масштабной и важной задачи.