News

Низкоуглеродное развитие для самого европейского региона

Опубликовано: 21/05/2021

Автор: Елена Ростовская

Число регионов, присоединившихся к низкоуглеродному эксперименту, растет. Вслед за Сахалином снижать выбросы парниковых газов решили в Калининградской области. Регион, расположенный в стороне от большинства российских территорий, попал в эпицентр Европейского зеленого курса.

Желание Калининградской области участвовать в климатическом эксперименте федеральные чиновники объясняют перспективой введения Европой углеродного налога.

«Европа является внешнеторговым партнером Калининградской области: в 2020 году на европейские страны приходилось 45% экспорта региона»,говорит Министр экономического развития РФ Максим Решетников.

По его словам, географическое расположение, близость региона к европейским экспортным рынкам, научный и технический потенциал, развитая транспортная инфраструктура, наличие энергоресурсов, необходимая инфраструктура для производства и продажи экологически чистых энергоносителей, – все это делает территорию перспективной площадкой для создания здесь полигона по отработке технологий низкоуглеродного развития.

Глава Минэкономразвития подчеркнул, что на территории Калининградской области действует особая экономическая зона, и отметил спрос у инвесторов «на организацию производства «чистого» автотранспорта и компонентов генерирующего оборудования для солнечных электростанций».

«По сути мы идем по пути двухскоростного регулирования: мягкого на всей территории страны и параллельно, по закону о региональных экспериментах внедряем на территории Сахалина более жесткое регулирование. Для нас очень важно, что Калининград тоже проявляет интерес к этому эксперименту», – сказал министр.

Как и Сахалин, Калининградская область регион окраинный. Он не так сильно удален от центральной части России, как Дальний Восток, но отделен от основной части страны территорией европейских стран. Из-за этой особенности включить такой регион в глобальную систему энергоснабжения страны проблематично. Поэтому стабильное и независимое энергоснабжение – один из приоритетов развития территории.

Калининградская область до сих пор не потеряла связь с БРЭЛЛ (Электрическое кольцо Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы) – энергосистемой, являющейся частью бывшей единой энергосистемы СССР.

К 2025 году прибалтийские страны намерены избавиться от старых энергосвязей. В последнее время они успешно двигаются к этой цели увеличивая долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе. Происходит перераспределение соотношения между источниками энергии, более зыбкими становятся позиции российских импортеров энергии на балтийском энергетическом рынке.

К примеру, доля ВИЭ в энергобалансе граничащей с Калининградской областью Литвы достигла 25% – этот показатель выше, чем в среднем по ЕС. Вильнюс преуспел в развитии «зеленой» энергетики благодаря субсидированию установки солнечных панелей жителям города. Также к середине нынешнего века энергия для отопления здесь будет поступать из возобновляемых источников энергии.

Министерство энергетики Литвы приняло Национальную стратегию развития производства и использования энергии из возобновляемых источников, в которой закреплена цель увеличить долю ВИЭ в общем энергобалансе до 45% к 2030 г., а в 2050 г. – до 80%.

Не менее успешны в освоении ВИЭ Латвия и Эстония. В 2018 году доля возобновляемых источников в энергобалансе Латвии достигла 40,9%, а Эстонии – 29,9%.

Возможно, достижения соседей являются не последним аргументом для развития ВИЭ в не самом солнечном регионе России. Глава Калининградской области является сторонником возобновляемой энергетики и обращался в Правительство РФ с просьбой не сокращать объемы поддержки программы возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на 2025-2035 гг., утверждая, что это создает риск приостановки региональных проектов по развитию «зеленой» генерации.

По словам ректора Московского энергетического института Николая Рогалева, Калининградская область полностью обеспечена мощностями традиционной генерации электроэнергии и энергонезависима от соседей. По его мнению, регион вышел на самообеспечение электроэнергией еще в конце 2010 года, когда на ТЭЦ-2 ввели в эксплуатацию второй энергоблок. «Базовым источником электрической энергии в энергосистеме является Калининградская ТЭЦ-2. Источником топлива тепловой электростанции является природный газ», – отметил Рогалев.

Но несмотря на это сейчас в регионе реализуются масштабные проекты по вводу в эксплуатацию солнечных и ветряных электростанций (СЭС и ВЭС). Также до конца следующего года планируется построить две станции по производству солнечных модулей. Первый – на территории индустриального парка «Черняховский», второй – в Храброво. Планируется создать более тысячи новых рабочих мест к 2025 году. Ежегодно заводы смогут производить оборудование общей мощностью 1 ГВт.

Калининградская область обладает уникальными возможностями для размещения оффшорных электростанций, работающих на энергии ветра. «Выработка электроэнергии ветропарками оказывается на 25-40% выше, чем на суше, при условии отдаления их от берега на 3-5 км и большее расстояние, на котором более слабый сухопутный ветер успевает трансформироваться в более сильный морской, но не более 40 км», говорит профессор Калининградского технического университета Валерий Белей. По расчетам калининградских ученых, в одной только прибрежной зоне возможна установка ветровых установок общей мощностью 300 МВт, что позволит покрыть около 30% потребности региона в электроэнергии.

При этом, по словам главы региона Антона Алиханова, в Калининградской области созданы привлекательные условия для предприятий, которые нацелены на создание элементов альтернативной энергетики. «Не только наше географическое положение, близость к европейским рынкам, но и уникальные привилегии и льготы значительно упрощают налоговую нагрузку на эти инвестиционные проекты, что особенно важно для высокотехнологичных инновационных производств», – считает Алиханов.

В рамках участия в климатическом эксперименте предприятия региона смогут привлечь инвестиции на техническое обновление, снижение собственного углеродного следа через банковские кредиты или выпуск зелёных облигаций уже в конце этого года. Для этого при Минэкономразвития России создана рабочая группа, которая занимается разработкой стандартов ESG-финансирования. Этот подход еще называют «ответственное финансирование». Оно строится на трех критериях: экология, социальное развитие, корпоративное управление (англ. environmental, social, governance – аббревиатура «ESG»).

Также в Калининграде планируют готовить научные кадры для альтернативной энергетики – соглашение об этом подписано Балтийским федеральным университетом имени Канта.

В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ Калининградская область включена в перечень пилотных регионов, на территории которых будут создаваться карбоновые полигоны для разработки и испытаний технологий по борьбе с глобальным изменением климата. По мнению экспертов, проведение климатического эксперимента в самом западном регионе России позволит учесть специфику самого широкого круга предприятий. Данные, полученные с пилотных площадок, позволят разработать «экологические технологии для активного снижения выбросов».

«Карбоновые полигоны должны стать местом подготовки студентов, аспирантов и научных сотрудников по таким направлениям, как гидрометеорология, математическое моделирование, экология, биология, юриспруденция и многим другим. Кроме этого, карбоновые полигоны должны стать точками реализации научных проектов молодыми учёными», – говорит Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

«Очень важно, чтобы мы могли применять и азиатские техники и технологии, и европейские для того, чтобы иметь возможность смотреть в обе стороны, потому что из Калининградской области продукция экспортируется в том числе в Китай, поэтому тут очень важно ориентироваться сразу на несколько систем учета. Важно иметь возможность как минимум оставаться такими же конкурентоспособными, какими мы являемся сейчас, чтобы вот эти новые виды регулирования не ограничивали наши экономические способности»,объясняет Антон Алиханов.

В ближайшее время на региональном и федеральном уровнях планируется выстроить и наладить систему мониторинга выбросов и поглощений CO₂, создать единый «цифровой банк», куда будет стекаться информация с карбоновых полигонов. Затем она будет экстраполироваться на всю территорию страны.

Есть надежда, что система расчета углеродного баланса, которая создается в России в рамках проекта карбоновых полигонов, должна в дальнейшем получить признание мирового сообщества. «Калининград важная точка для того, чтобы внедрять углеродное регулирование и развивать альтернативную энергетику. Это оптимальная территория для создания низкоуглеродного кластера», – подчеркнул Министр экономического развития РФ Максим Решетников.