Грузопоток в акватории Северного морского пути продолжает расти

The-view-on-pevek-from-paakinay-knoll Певек Фото: Consfone

Все суда, собирающиеся пройти в акватории Северного морского пути (СМП), должны получить специальное разрешение ФГБУ «Администрация Северного морского пути», поскольку их плавание подчиняется правилам мореплавания РФ.

По словам начальника отдела судоходства ФГБУ «Администрация Северного морского пути» Андрея Новикова, в 2020 году количество разрешений, выданных Администрацией, существенно увеличилось (с 799 в 2019 до 1014 в 2020 гг), что связано с увеличением грузопотока по трассам СМП. Соответственно увеличилось количество отказов (с 2-х в 2019 до 19-ти в 2020), которые после исправления ошибок в документации вторично пересматриваются, и после этого выдается требуемое разрешение.

«Около 15% всех судов, прошедших по акватории Севморпути в 2020 году – это суда, работающие под иностранными флагами: Нидерландов, Багамских островов, Гонконга, Норвегии и других государств», – рассказал Новиков на конференции «Логистика в Арктике», которая прошла на этой неделе в Мурманске.

Объемы грузоперевозок

По данным Администрации СМП, из года в год растут объемы грузоперевозок по акватории Севморпути. В частности, в 2016 году объем всех перевезенных грузов был равен 7 479 тыс. тонн, в 2018 году эта цифра составляла уже 20180 тыс. т, в 2019 году – 31 604 тыс. т.

Несмотря на то, что общий объем перевозок за прошедший год составил 33 017 тыс. т грузов, эта цифра весьма далека от поставленной Президентом РФ задачи нарастить грузоперевозки по СМП до 80 млн тонн уже в 2024 году.

Транзитные перевозки пока занимают незначительную часть от общего объема всех перевозок – в 2020 году перевезено 1 281 т транзитных грузов, что, несмотря на очень скромный показатель, в два раза больше, чем годом ранее. В прошлом году выросло и количество судов, которые совершили транзитные переходы по акватории СМП (62 в 2020-м против 37 в 2019-м).

Что перевозим?

Если говорить о самих грузах, то из общего объема в 33 017 тыс. тонн больше всего в 2020 году было перевезено сжиженного природного газа (18 631 тыс. т), что связано с вывозом продукции проекта Ямал СПГ из порта Сабетта; нефти и нефтепродуктов (8 240 тыс. т), генеральных грузов (3 522 тыс. т), газоконденсата (1 096 тыс. т), рудного концентрата (57 тыс. т) и угля.

Другими словами, в 2020 году вывоз и завоз в порты Сабетта, Дудинка и Певек составил 98% всего грузопотока в акватории СМП.

«Этот показатель исчерпывающе характеризует важность этих проектов для развития транспортной системы в Арктической зоне, и одновременно говорит о том, что будущее самих проектов без развития устойчивой транспортной системы будет крайне сложным», – уверен Михаил Григорьев, директор ООО «ГЕКОН».

Он рассказал, что в настоящее время в Арктической зоне РФ реализуется 120 проектов освоения минеральных ресурсов, 45 из которых связаны с морской транспортной системой. Почти все эти проекты (действующие, строящиеся, проектируемые и планируемые), кроме платформы Приразломная, расположены на суше.

«Ни одна российская компания на сегодняшний день не заявляет о конкретных проектах добычи нефти или газа на Арктическом шельфе кроме «Газпрома», который в феврале этого года заявил о в вводе в промышленную разработку Штокмановского газоконденсатного месторождения в 2029 году», – подчеркнул он.

Эксперт не разделяет эйфорию, связанную с увеличением объемов транзитных грузов, объясняя это временное явление транспортировкой железорудного концентрата (78% от всех транзитных грузов, перевезенных по СМП в 2020 году) из Канады, Норвегии и Мурманска на азиатские рынки, где резко выросла цена на железо.

«Северный морской путь при условии нерешенности вопроса о формировании грузовой базы для возвратный рейсов с запада на восток находится в достаточно подвешенном состоянии и будет зависеть от дисбалансов цен на сырье», – отмечает Григорьев.

А ледоколов хватит?

Григорьев объяснил, что в настоящее время крайне сложно оценить потребности в ледокольном обеспечении для круглогодичной навигации в восточном секторе российской Арктики. Недостаточно данных для корректного моделирования потребности в ледокольных судах для обеспечения проводки грузовых судов от восточной части Карского моря до Берингова пролива. Нет отработанной тактики судового сопровождения. Нет понимания поведения ледяного покрова.

Однако можно посчитать, сколько нужно ледоколов, чтобы обеспечить действующие и строящиеся проекты в Обско-Тазовской губе, на реке Енисей и в Енисейском заливе.

По согласованной позиции ФГБУ «Администрация Севморпути», Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» и ООО «Гекон», для обеспечения проектов «Новатэка» и «Газпром нефти» в Обско-Тазовской губе, которые будут обеспечивать перевозки в западном направлении, необходимо 4 ледокола. Для работы на реке Енисей и в Енисейском заливе будет достаточно двух ледоколов.

Сейчас ФГУП «Атомфлот» располагает пятью атомными ледоколами: «Арктика» (проект 22220), «50 лет Победы» и «Ямал» (10521), «Таймыр» и «Вайгач» (10580). В строительстве находятся серийные ледоколы типа «Арктика»: «Урал», «Сибирь», «Якутия», «Чукотка»; заключен договор о строительстве ледокола «Лидер».

Однако, по словам Григорьева, неизбежный вывод из эксплуатации вырабатывающих ресурс силовой установки ледоколов «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр» приведет к тому, что в 2029 году в России, с учетом строительства новых ледоколов, для работы вне проектов в Обско-Тазовской губе, на реке Ениcей и в Енисейском заливе будет свободен только один ледокол, хоть и «Лидер», который может быть задействован в восточном направлении.

Однако один ледокол вряд ли сможет обеспечить восточное крыло Арктического сектора с пятью проектами – помимо вывоза СПГ НОВАТЕКа планируются перевозки в восточном направлении нефти проекта «Восток Ойл», угля Сырадасайского месторождения, рейсы контейнеровозов «Русатом Карго» и каботажные перевозки в рамках инициированного губернаторами пяти субъектов Федерации проекта «Большой Севморпуть».