News

Спустя полвека начались работы с ОЯТ атомной субмарины К-27

Атомная подводная лодка К-27
Атомная подводная лодка К-27

Опубликовано: 19/03/2021

Автор: Анна Киреева

Госкорпорация «Росатом» объявила тендер на утилизацию отработавших выемных частей АПЛ К-27, выгруженных из её реакторов в 1967 году. Сама субмарина затоплена в Карском море.

В тендере, объявленном госкорпорацией, говорится о работах по подготовке к разборке и непосредственно самой разборке отработавших выемных частей (ОВЧ) утилизированной атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 645 («изделия 64») в пункте Гремиха Мурманской области. Также будут проводиться подготовка кассет с облучёнными тепловыделяющими сборками ОВЧ к транспортировке на переработку и доставка на накопительную площадку федерального государственного унитарного предприятия атомного флота контейнеров с отработавшим ядерным топливом. Начальная цена тендера – 489,з млн рублей.

«Стоит заметить, что публикация тендера привлекла большое внимание и вызвала противоречивую трактовку. Во-первых, непонятно, почему затопленная АПЛ называется «утилизированной». Во-вторых, было непонятно, как можно подготовить к утилизации ОВЧ атомной лодки, которая лежит на дне Карского моря, когда решения по её подъему ещё не принято», – рассказал директор экологической организации «Беллона» (Мурманск) Андрей Золотков.

Руководитель проектов международной технической помощи Госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев пояснил «Беллоне», что речь действительно идёт об АПЛ К-27 и о выемных частях, перезарядка которых была произведена 1967 году. После выгрузки активные зоны были размещены на хранение в пункте Гремиха.

Подводная лодка К-27 была затоплена в Карском море в заливе Степового в 1981 году. Субмарина считается потенциально опасной, поскольку оборудована реактором с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ).

Как «Беллона» сообщала ранее, АПЛ была подготовлена к затоплению – залита битумом, бетоном и фурфуролом. Вполне вероятно, эти вещества могли не заполнить все объемы, поэтому внутри допускается присутствие воздуха и конденсата. АПЛ вошла в список приоритетных к подъему затопленных объектов из-за высокого обогащения ядерного топлива, малой глубины затопления (33 метра), недостаточной надёжности защитных барьеров, завершения срока службы герметика фурфурола (гарантия производителя – 50 лет), возможности самопроизвольной цепной реакции, а также небольшого запаса временного ресурса комплекса выгрузки АПЛ с ЖМТ в Гремихе.

В настоящее время идёт обсуждение поднятия затопленных и затонувших ядерных объектов со дна Арктических морей. В 2019 году группа ученых собрала, систематизировала и проанализировала данные обо всех затопленных ядерно и радиационно опасных объектах и выявила наиболее опасные.

В приоритетный список вошли шесть объектов, в том числе АПЛ К-27. Было принято решение поднять самые опасные объекты и привести их в безопасное состояние. Такая цель обозначена в Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года.

Проблема в том, что подъём затопленных объектов – крайне сложная задача: достаточно вспомнить печальную гибель АПЛ «Курск» и мероприятия, связанные с её подъемом. Учёные просчитали варианты негативных сценариев – гипотетических аварий с выходом радионуклидов в окружающую среду: как в акваторию, так и в атмосферу. Оказалось, что в случае аварий при подъёме последствия могут быть весьма серьёзными и трансграничными.

Сейчас прорабатываются различные варианты, технологии и способы создания судна по подъёму затопленных и затонувших объектов. Ожидается, что подводные исследования, проектирование и строительство судна для подъёма продлятся до конца 2026 года. Подъём АПЛ К-27 вместе с проектированием и утилизацией займёт четыре года – ориентировочно с 2028 по 2031 годы.

По данным «Росатома», суммарная активность лодок, затопленных в Карском и Баренцевом морях, составляет 1 млн Ки. По предварительным оценкам российских специалистов, их можно извлечь в течение 12 лет.