News

Некоммерческий сектор играет важную роль в решении экологических проблем

Опубликовано: 04/12/2020

Автор: Анна Киреева

Климатическая повестка играет важнейшую роль и стала политической в европейских странах. Избиратели в ЕС требуют от политиков серьезных климатических действий, и выборы 2019 года это доказали. В России ситуация иная – здесь повестка продвигается экологическими организациями.

По словам руководителя группы GermanWatch Каспара Ольдага, сегодня НКО условно можно разделить на две группы, и обе крайне важны.

«Первая – «группа давления», которая оказывает существенный прессинг на правительство и компании, которые пытаются спрятаться в своих замках и ничего не делать, вторая группа – строители мостов», – рассказал он на глобальной российско-европейской конференции по климату, прошедшей в Сколково на этой неделе.

Конференция собрала топовых политиков, парламентариев, инвесторов, представителей экологических организаций, которые обсуждали климатические угрозы, стоящие перед мировым сообществом, и попытки противодействия.

В рамках конференции проходил и Круглый стол НКО, участники которого и подтвердили верность такой классификации.

По словам координатора проектов ЭПЦ «Беллона» Ксении Вахрушевой и директора программы «Зеленая экономика» WWF Михаила Бабенко, экологические организации занимаются содействием решению проблем загрязнения окружающей среды, которые крайне актуальны для России и идут с климатическими проблемами рука об руку.

«Климатическая повестка, решение экологических проблем, накопленного ущерба, нарушение экологического законодательства – все эти вопросы взаимосвязаны и актуальны для экологических НКО, – рассказала Ксения Вахрушева. – Мы занимаемся юридической поддержкой граждан и экоактивистов, а также большой просветительской работой, в том числе с бизнесом и представителями властей по продвижению ВИЭ и электромобильности. Власти должны слышать экспертов из России и зарубежных стран, и НКО могут быть посредником между ними».

Экологическое просвещение – одна из важных функций экологических НКО России, причем на всех ступенях: просвещение граждан, бизнеса и чиновников.

По словам Анастасии Левасевич из красноярской региональной общественной организации по развитию городской среды «Живой город», жители Сибири хотят видеть только квази-положительные моменты, связанные с изменением климата.

«Многие в Сибири считают, что изменение климата и потепление – это восстановление глобальной справедливости, потому что в Сибири будет погода как в Монтекарло, а суровая полугодовая зима смягчится. Мы уже чувствуем те явления, которые в мире никак не ассоциируются с сибирскими морозами: волны жары, когда температура становится экстремально высокой, или резкие ливни с угрозой подтопления. Это не только угроза имуществу, но и здоровью и жизни людей», – рассказала она.

По словам Михаила Бабенко, просвещение чиновников также имеет важнейшую роль, поскольку от того, какие решения принимаются правительством, будет зависеть, решится проблема или нет. Взаимодействуя с бизнесом и властями НКО пытаются донести простую вещь: общественники и активисты – не зло и не угроза для экономического роста. В последнее время многие проекты в России были остановлены непосредственно перед запуском, поскольку не были учтены риски, которые видит местное сообщество. Этого можно было бы избежать, если бы мнение населения было услышано.

Еще одна мысль, которую пытаются донести экологические НКО, что «зеленый» рост – это выгодно. Это не про угрозу для России, а про создание новых бизнес-возможностей и рост экономики.

Именно это сегодня наблюдается в Евросоюзе, где происходит глобальная транформация национальных экономик. Но в Европе инициатива исходит от правительства, а в России, в основном, от экспертного сообщества, некоммерческого сектора и активистов.

По словам руководителя энергетического отдела российского отделения Гринпис Елены Сакирко, сейчас наблюдается колоссальная поддержка и развитие «зеленого» сектора в Европе, и если Россия не будет уделять этому вопросу достаточного внимания, то она рискует усилить технологическое и экономическое отставание от других государств.

Она рассказала, что Гринпис вместе с 15 другими российскими НКО весной этого года сформулировали основные принципы сохранения климата, открытости принятия решений и учета мнения местного населения.

В сентябре 2020 года организация вместе с экспертами разработала рамочную программу зеленного восстановления экономики России, где учтены предложения экологичного бизнеса.

«В Программу по достижению климатической нейтральности к 2050 году входит увеличение доли ВИЭ во всех секторах, принятие решений в области обращения с отходами и многие другие вопросы. Главная задача, обозначенная в программе, – борьба с климатическими изменениями и экономический рост страны», – рассказала Сакирко.

По ее словам, Гринпис также запустил онлайн-платформу, где происходит сбор предложений от «зеленого» бизнеса и экологических организаций по доступным решениям озеленения экономики.

«Здесь нужна сильная общественная поддержка. Важно и нужно показывать несостоятельность существующей экономической модели, не замалчивать аварии и констатировать отсутствие должного экологического мониторинга. Нужно вместе участвовать в создании альтернативных решений», – уверена она.

Но есть и вторая группа экологов, которая считает, что только требованиями и давлением можно достичь поставленных целей. По словам климатического активиста и координатора движения Fridays For Future в России Аршака Макичяна, именно активисты изменили климатическую повестку в Европе.

Он отметил, российские активисты часто принимают участие в европейских конференциях, а на российские их не приглашают из-за того, что они задают неудобные вопросы. Их задерживают, штрафуют, запугивают, подрывают авторитет.

«Активисты – это не «злые молодые люди». Благодаря активистам организовывается раздельный сбор отходов, сажаются деревья, проводятся форумы, фестивали и уроки. Благодаря нам выполняется много работы, которую должны делать государственные органы. Да, иногда мы злимся потому, что вы нас подводите. У нас нет выбора, поэтому мы будем выходить на улицы, ведь именно от этого зависит наше будущее. Мы готовы к диалогу, но на равных», – подчеркнул он.