News

Поддержка возобновляемой энергетики в России позволила создать в стране целую отрасль

Опубликовано: 30/11/2020

Автор: Анна Киреева

Уникальная схема поддержки возобновляемых источников энергии в России позволила сформировать успешный и серьезный кластер новых технологий, который нельзя потерять, считают эксперты. Однако новая программа поддержки ВИЭ на 2025-2035 гг может перечеркнуть многие успехи, которых отрасли удалось достигнуть к настоящему моменту.

Программа поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) реализуется в России с 2014 по 2024 гг. В рамках программы будет построена зеленая генерация (энергия солнца, ветра и малых ГЭС) суммарным объем мощности немногим менее 6 ГВт.

Если говорить о ветроэнергетике, то за годы реализации программы в стране было построено 710 ветрогенераторов; более 1500 МВт проектируется и строится, 180 МВт разыгрывается на конкурсе. Такие цифры озвучил председатель Российской Ассоциации Ветроиндустрии (РАВИ) Игорь Брызгунов на специализированном вэбинаре «Беллоны», РАВИ и АРВЭ о перспективах безуглеродного будущего России.

Установленная мощность всех ветропарков в стране составляет 655,9 МВт. Эти цифры очень скромны, поскольку установленная мощность ВЭС в мире составляет 650 ГВт – в 1000 раз больше.

«Поддержка ВИЭ в России была одной из лучших в мире и позволила создать в стране целую отрасль», – уверен Брызгунов.

С ним согласен и директор Ассоциации Развития Возобновляемой Энергетики (АРВЭ) Алексей Жихарев, который считает, что основным драйвером механизмов поддержки в России была локализация производства оборудования.

«Государство стремилось создать промышленный кластер по производству оборудования: ветроустановок, солнечных модулей и оборудования для гидроэлектростанций для того, чтобы соответствовать будущему мировому спросу на производство оборудования по производству ВИЭ», – рассказал он, подчеркнув, что спрос на такое оборудование будет, поскольку зеленая электрогенерация необходима всем странам, чтобы достичь целей по переходу на безуглеродную экономику.

Эксперт уверен, что именно благодаря программе поддержки ВИЭ до 2024 года, несмотря на требование по локализации производства оборудования, что является сильным ограничением конкуренции, в РФ сформировался успешный и серьезный кластер новых технологий. Были созданы предприятия, которые производят оборудование для ветроустановок и солнечных электростанций.

Жихарев считает, что в свое время Россия выбрала механизм поддержки инвестпроектов в области ВИЭ, который доказал свою эффективность. ДПМ (договор предоставления мощности) рассматривается как максимально надежный инструмент, который формирует основу для возврата инвестированного капитала в течение 15 лет на основе платежа за мощность.

В других странах возврат инвесткапитала в проектах по ВИЭ реализуется за счет продажи электроэнергии, когда оплачивается каждый кВт/ч.

«Выбранный в России механизм ДПМ нельзя назвать неправильным, поскольку мы видим серьезную конкуренцию проектов на конкурсах – количество заявок превышает плановый объем минимум в два раза. Уровень цен на конкурсах был снижен в три раза от предельных значений. Инвесторы создали промышленные объекты, производящие оборудование. Целевые задачи и показатели, которые ставились перед первым этапом программы, были выполнены и достигнуты. Нужно понимать, что в российской энергосистеме нет проблемы дефицита электроэнергии: резервов много, а спрос на нее растет медленно. Поэтому на первое место вышла задача формирования компетенции и развития экономики за счет новой инновационной отрасли», – рассказал он.

Программа была рассчитана до 2024 года. За это время были созданы компании и производства, появились новые рабочие места, наработаны компетенции, новая отрасль ВИЭ создана с «нуля», сформирован рынок. Сейчас сектор ВИЭ в России ожидает решения Правительства о параметрах программы поддержки ВИЭ на 2025-2035 гг, и обсуждения в правительственных кабинетах вызывает у участников сектора опасения за отрасль.

После 2024 года в целях продления программы будут серьезно (более, чем в два раза) повышены обязательства по степени локализации производства оборудования. Кроме того, появится новое, нестандартное, спорное, но поддерживаемое на всех уровнях власти требование – показатель по экспорту оборудования. И соответствующее распоряжение уже подписано Правительством. Этот показатель означает, что инвестор должен будет подтвердить, что поставщик оборудования экспортировал определенный объем продукции за рубеж. Пока показатель по экспорту существовал только в Великобритании.

Существенно изменится и схема поддержки. Россия перейдет на схему других стран – основой для возврата инвестиционного капитала будет объем производства электроэнергии. Будет установлена конкретная цена за 1 кВт/ч. Тендеры будут проводиться по этим показателям.

«Инструмент ДПМ сохранится в системе поддержки. Несмотря на нововведения, инвестор будет подписывать ДПМ, но формула в нем будет базироваться на объеме выработки. Другими словами, инвестор будет получать возврат инвесткапитала через платеж за мощность, но этот платеж будет рассчитываться по иной формуле», – объяснил Жихарев.

Разногласия в согласовании программы связаны с объемом поддержки, которая сейчас измеряется в рублях, а не в МВт, и составляет 400 млрд рублей как минимально необходимая сумма, определенная в результате переговоров между участниками сектора и Правительством. По словам экспертов, этот и без того небольшой объем поддержки (который даст ввести в строй до еще дополнительно 6,5 ГВт новой генерации) одно из министерств предлагает снизить в два раза.

Это может привести отрасль к печальным последствиям: часть построенных объектов в стране будут вынуждены переориентироваться на экспорт, закрыться, или перепрофилироваться на другие производства, а международные компании могут уйти с рынка.

Эксперты уверены: чтобы отрасль оставалась устойчивой, базовый объем поддержки нужно сохранить.