News

Безуглеродное будущее России встраивается в мировые процессы

Опубликовано: 26/11/2020

Автор: Пресс-релиз

25 ноября состоялся международный вебинар, организованный объединением Bellona, Ассоциацией развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) и Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ). В ситуации продолжения межведомственных дебатов относительно параметров программы государственной поддержки «зелёного сектора» на период 2025-2035 гг. представители Норвегии и России обсудили государственную политику в области развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России и Европе.

Генеральный менеджер по международным проектам Объединения Bellona Оскар Ньо сказал, что проблемы экологии не имеют границ и являются нашей общей ответственностью. «Сегодня экологическое объединение Bellona осуществляет несколько проектов по полной смене правил игры в области возобновляемых источников энергии и электрификации. Один из них – создание Международной арктической станции «Снежинка» на базе безуглеродной энергетики, инициированный Россией в конце 2019 года. Реализация проекта будет подтверждением того, что возобновляемая энергетика возможна в суровых условиях, – сказал Оскар Ньо. – Мы считаем, что ключевым фактором нашего будущего является снижение воздействия на окружающую среду человеческой деятельности».

В Осло «Беллона» работает над тем, чтобы на строительных площадках сокращалось количество техники, работающей на ископаемом топливе. В целом экологи понимают, что для внедрения ВИЭ во все сферы жизни нужно объединить усилия с бизнесом.

Элин Лерум Боассон, доцент университета Осло, вместе с политологами и историками участвовала в проекте по изучению 6 стран, в которых реализовывались схемы поддержки ВИЭ. Временной промежуток исследования – 40 лет. Политологи и историки изучали правительственные документы, проводили общественные консультации и интервью, читали программы политических партий.

В первый раз о серьезном развитии зеленого сектора развитые страны Европы задумались после нефтяного кризиса 1973 года. Одним из пионеров в сфере ВИЭ была Великобритания, у которой позже схемам поддержки ВИЭ «учились» другие страны, к примеру, Германия. Первые льготные тарифы для участников рынка они ввели ещё 1990-е годы, пока вся остальная Европа была занята другими делами.

«Наконец, в 2009 году в ЕС решили, что доля ВИЭ к 2020 году должна дойти до 20%, что привело к разработке специальной директивы. Поддержка зеленого сектора государством считалась чрезмерной некоторыми участниками энергетического рынка, инициировавшими многочисленные судебные разбирательства», – пояснила Элин Лерум Боассон.

Так или иначе эти действия позволили сформировать устойчивый рынок. По словам спикера, во всех странах Евросоюза существуют различные виды поддержки государством программ и проектов ВИЭ, а европейский бум господержки наблюдался с 2005 по 2020 г.Наиболее влиятельными влиятельными в Еврокомиссии странами, когда речь заходит о ВИЭ в ЕС, на данный момент являются Польша, Германия и Франция.

Кацпер Шулецки, старший научный сотрудник университета Осло, констатировал, что Польша сильно зависит от импорта газа из России. При этом эта страна имеет плохую репутацию в ЕС, потому что её энергетический сектор вносит вклад в изменение климата. В 2015 году 85% в энергобалансе страны составлял уголь. Сейчас цифра снижается, но по-прежнему является внушительной. Во второй половине 1990-х Польша взяла обязательства по усилению сектора возобновляемой энергетики, операторы сетей должны были покупать энергию от местных производителей ВИЭ.

«Смог – проблема, в Польше плохое качество воздуха, – констатировал Кацпер Шулецки. – При этом в Польше есть мощное шахтёрское движение. У них сильная политическая сила в стране, настоящее профессиональное объединение, что даёт этой отрасли весомые аргументы во время переговоров с правительством».

Координатор по устойчивой экономике экологического объединения Bellona Лина Страндвог Нагель подчеркнула важность непрерывного планирования в области ВИЭ. «Когда мы говорим о зелёном переходе, что это забирает рабочие места в ископаемом секторе, надо заявлять, что создаются новые рабочие места, повышается международная конкурентная способность, – сказала Лина Страндвог Нагель. – У схемы поддержки ВИЭ должны быть временные рамки, далее – отказ государства для того, чтобы рынок сам стал работать».

Директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики, партнер VYGON Consulting Алексей Жихарев рассказал о тех изменениях, которые коснутся российской отрасли возобновляемых источников энергии после 2025 года: в 2 раза будут увеличены требования по локализации оборудования, появятся требования по экспорту продукции в объеме 5-10-15% от совокупных капитальных вложений, отбор проектов будет происходить по критерию стоимости электроэнергии, а не размера удельных капитальных вложений.

«В любом случае инвестор будет подписывать договор предоставления мощности (ДПМ) и формально будет получать оплату за мощность. Изменения коснутся именно формулы определения цены на мощность, базой для которой станет фактическая выработка электроэнергии и заявленная на отборе цена электроэнергии. ДПМ рассматривается как максимально надежный инструмент, который формирует основу для возврата инвестированного капитала, поэтому он останется базовым инструментом программы поддержки.

Важно понимать, что сегодня все инвестиционные проекты в секторе российской электроэнергетики так или иначе осуществляются в рамках специальных инвестиционных надбавок, сектор ВИЭ здесь не исключение, – подчеркнул Алексей Жихарев. – Для того чтобы возобновляемая энергетика в России развивалась по устойчивому сценарию, важно сохранить объем рынка по крайней мере на текущем уровне, это позволит к 2035 году ввести в эксплуатацию дополнительно до 7 ГВт. Именно в таких параметрах продление программы было предварительно согласовано с Правительством России в 2019 году, данный объем поддержки стал компромиссом для участников сектора, его снижение крайне негативно отразится на инвестиционном климате».

Председатель Российской ассоциации ветроиндустрии Игорь Брызгунов рассказал о рисках и перспективах российского ветроэнергетического рынка. «Сегодня в России установлено 710 ветропарков мощностью 655,9 МВт. Еще более 1500 МВт ВЭС проектируется. В случае уменьшения объемов поддержки ВИЭ до 200 млрд руб. до 2035 года, как настаивают противники поддержки, есть риск «сворачивания» большей части рынка и ухода с него одного из производителей ветрогенераторов, – подчеркнул Игорь Брызгунов. – Это не приведет к снижению стоимости выработки электроэнергии от ветрогенераторов. В то же время во всем мире мощность ВЭС составляет примерно в тысячу раз больше – 651 ГВт. Для развития ВИЭ в России и сохранения рынка отрасли ВИЭ нужны последовательные решения органов государственной власти».

25 11 webinar Установленная мощность ветряных электростанций в России и мире Credit: Кадр из презентации Игоря Брызгунова

Алексей Леонов, генеральный директор ООО «ЭНЕЛ ИКС РУС» (дочерней компанией Enel X S.r.l. в России, глобальной бизнес-линии Группы Enel, занимающейся разработкой инновационных продуктов и цифровых решений), рассказал о потребностях бизнеса в возобновляемых источниках энергии. «Мы видим растущий интерес к зеленой энергии со стороны бизнеса, в том числе интерес к распределенной генерации, основанной на возобновляемых источниках. Драйверами этого тренда являются компании, взявшие на себя обязательства по безуглеродному будущему. В результате возникает спрос как на зеленую электроэнергию, поставляемую в единую энергосистему, так и на технологии ВИЭ. Удовлетворение такого спроса сопряжено с государственной поддержкой возобновляемой генерации», – отметил Алексей Леонов.

Виктор Антонов, генеральный директор ООО «Вершина Инжиниринг», партнёр в группе компаний «Вершина», продемонстрировал, как размеры рынка ВИЭ отражаются на эффектах от конкуренции – стоимости капитала, новых технологических решениях, экономии масштаба и в конечном итоге на ценах. «Рассматриваемый уровень поддержки отрасли по программе ДПМ ВИЭ 2.0 в размере 400 миллиардов рублей только позволит России оставаться видимой на радаре для глобальных игроков. Это минимальный уровень объема рынка, который позволит данным эффектам проявиться», – сказал Виктор Антонов.

В целом участники вебинара, сравнивая опыт поддержки отрасли возобновляемых источников энергии в России и Евросоюзе, пришли к выводу, что климатическая повестка и развитие зеленой энергетики остаются самыми ключевыми вопросами экологии и экономики во всем мире, а органы государственной власти во всех странах обеспечивают взаимодействие между энергетиками, регуляторами и другими участниками процесса. Судьбу безуглеродного будущего в России решит Правительство РФ, как надеются участники сектора, в 2020 году.