News

Европейская «зеленая сделка» – новые налоги или новые возможности?

Опубликовано: 02/10/2020

Автор: Анна Киреева

Российские и зарубежные эксперты видят в европейской «зеленой сделке» новые возможности для модернизации промышленности России и других стран.

На этой неделе Ассоциация развития возобновляемой энергетики России (АРВЭ) и экологическое объединение Bellona собрали экспертов от бизнеса и НКО из Норвегии, Бельгии и России на специальный вебинар, посвященный введению европейского углеродного налога.

Напомним, что европейскую «Зелёную сделку» или «Зелёный пакт для Европы» (Green deal) уже назвали уникальной стратегией, кардинально меняющей весь экономический курс европейского континента. К 2050 году экономика ЕС должна достичь полной углеродной нейтральности.

Основные аспекты «зелёной сделки» коснутся ключевых отраслей жизни и экономики: транспорта, энергетики, строительства, сельского хозяйства и т.д. По замыслу западных регуляторов, среди прочих мер рассматривается введение углеродного сбора на импорт товаров.

По словам аналитика и координатора проектов объединения Bellona (Россия) Ксении Вахрушевой, некоторые европейские страны, например, Польша и Эстония, не поддерживают данный механизм.

Рассказывая о новом механизме – корректирующем пограничном налоге, директор по формированию политики объединения Bellona (Брюссель) Сузана Карп, отметила, что новый механизм в ближайшие годы сильно изменит страны Евросоюза, а также добавит стоимость углеродным производствам и выбросам, за которые страны пока не платят. Опыт иностранных рынков показал, что введение подобных механизмов, в частности, ведет к большему использованию ВИЭ.

«И для сферы энергетики, и для промышленности данный налог открывает целый ряд возможностей. Большая его часть будет снова инвестироваться в инновации. Возможно, такой налог и не панацея, но он приведет к улучшению климатической ситуации», – отметила Карп.

Норвежская промышленность

Хотя детали и параметры «Зеленой сделки» только начинают обсуждаться на самых разных площадках, у экспертов, в том числе и из европейских стран, очень много вопросов и опасений.

В частности, заместитель генерального директора Федерации норвежской промышленности Кнут Бауманн назвал более 20 различных отраслей промышленности Норвегии, которые ориентированы на экспорт в ЕС и которые затронет новый налог. Среди них обрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, все виды деятельности, связанные с морским промыслом, добычей нефти и газа, и многие другие. Бауманн считает, что больше всего пострадают сталелитейная, строительная, металлургические и химические отрасли.

«Этот механизм в теории выглядит очень интересно, но поможет ли он справиться с миграцией углерода в другие страны? Мы участвуем в дискуссиях, но пока нет ответов на многие вопросы, есть только глубокий скептицизм среди представителей наших отраслей промышленности. Мне кажется, что бороться с миграцией углерода надо используя уже существующие механизмы, такие как торговля квотами», – рассказал Бауманн.

На самом деле, нерешенных вопросов очень много. Как будет оформлен этот налог – как тариф или как-то иначе? Сколько продлится «пробный период»? Какое решение будет принято на счет импорта товаров, которые могут быть сырьем в дальнейшем?

Не вырастет ли бюрократия при транзите товаров через страны ЕС, и кто будет нести бюрократические издержки?

На данный момент нет единой методологии расчета углеродного следа, и выбрать критерии, по которым он будет рассчитываться – очень сложная задача.

Можно запретить импорт продукта, если он представляет угрозу человеку или окружающей среде. Но как убедиться в том, что производство продукта наносит такой вред, используя международное законодательство? Как отреагируют третьи страны на подобные запреты?

Бауманн, в частности, упомянул, что действующая администрация США крайне негативно настроена по отношению к таким изменениям. Она считает подобные инициативы ЕС враждебными и направленными не на защиту климата, а на защиту европейских производителей.

Стоит отметить, что представители многих отраслей российской промышленности видят в новом европейском механизме не всемирный заговор, а возможности.

Российский взгляд

«По большей части вокруг трансграничного углеродного налога разговоры ведутся о будущих рисках и потерях для российской экономики. Такое «запугивание» без проактивных действий и эффективного диалога с нашим контрагентом действительно приведёт к убыткам. В то же самое время европейский Green deal – это одновременно и колоссальная возможность для нашей промышленности занять новые ниши и даже нарастить долю в существующих.

Согласно дорожной карте Green deal, решение о параметрах нового налога должно быть принято в течение 2021 года. До этого времени России важно оценить сценарии поправок в национальную налоговую систему в избежание двойного налогообложения и согласовать параметры системы мониторинга и учёта углеродных выбросов», – уверен директор АРВЭ Алексей Жихарев.

По его словам, российский углеродный след к 2035 году будет выше, чем в европейских странах, а для его снижения необходимо увеличение инвестиций не только в возобновляемые источники энергии (ВИЭ), но и в комплексный подход по повышению энергоэффективности и зеленой генерации.

По мнению Анатолия Трухина из компании «Фортум», такой налог нужен для предотвращения перевода углеродоемких отраслей в третьи страны.

«Россия должна задуматься о создании адекватного углеродного рынка, иначе наши компании столкнутся с уплатой подобных сборов в полном объеме. Если бы у нас была углеродная стратегия, мы бы могли их оставить в нашей стране, чтобы инвестировать в безуглеродную экономику, иначе сборы будут выплачиваться в страны ЕС», – уверен Трухин.

Соглашение о сотрудничестве

«Bellona считает, ей, как экологической некоммерческой организации, необходимо вести непрекращающийся диалог с промышленностью и бизнесом, чтобы получать обратную связь, придумывать удачные решения, и понимать, какие перед нами стоят барьеры, и как можно совместно их преодолеть для достижения наших целей – минимизации ущерба природе и обеспечения «зеленого» развития мирового сообщества», – подчеркнул генеральный менеджер по международным проектам Объединения Bellona (Норвегия) Оскара Ньо.

Организация всегда строила свою работу на принципах взаимодействия и уверена, что можно добиться практически всего, если объединить усилия власти, бизнеса, науки, НКО и всех заинтересованных сторон.

В связи с этим во время вебинара Bellona и АРВЭ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере возобновляемой энергетики: развитии отрасли, улучшении правовой базы, формировании благоприятного инвестиционного климата, а также обмена российским и международным опытом по реализации проектов строительства генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ.