News

Автомобили-гибриды по всей России. А что, так можно?

Steven Binotto

Опубликовано: 30/06/2020

Автор: Ирина Понедельник

Когда есть цель, возникает вопрос – как ее достичь. Группа ученых из Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета и ОАО «НИИАТ» совместно с Гринпис подготовила сценарии развития транспортной системы для 16 городов России. Эта научно-исследовательская работа способствует выполнению обязательств страны в рамках Парижского соглашения. В докладе приводится список мер по 100% замене автомобильного парка России электромобилями и гибридами.

Три сценария декарбонизации транспорта

Авторы определили три сценария. Инерционный сценарий (business-as-usual) основан на уже принятых мерах стимулирования низкоуглеродного развития энергетики и транспорта. Он предполагает продолжение использования традиционных (не инновационных) технологий.

Инновационный сценарий предполагает усиление требований законодательства к экологичности и энергоэффективности транспорта. В свою очередь это приведет к изменению структуры топливно-энергетических ресурсов и развитие низкоуглеродного автомобильного транспорта с 2030 года. В частности план предусматривает более сложную модель управления развитием транспорта для государства и бизнеса. Для этого потребуются значительные расходы на развитие транспортной инфраструктуры, высокотехнологичных проектов и человеческого потенциала.  Сценарий соответствует  проекту Стратегии долгосрочного развития экономики России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Сценарий «1,5 градуса» (zero vision) предусматривает выполнение целей Парижского соглашения к 2050 году. К этому времени должно состояться полное замещение действующего автопарка электромобилями и гибридами. Этого удастся достичь, если к 2022 году будут приняты национальные цели по снижению выбросов парниковых газов от автомобилей. По мнению авторов доклада, для этого потребуется ввести санкции за невыполнение показателей и экономические стимулы за их выполнение.

Каждый из сценариев предполагает разработку и ввод в действие (с разной динамикой) различных механизмов по трем направлениям: повышение энергоэффективности автомобильного транспорта и транспортных технологий, использование различных источников энергии с меньшим выбросом СО2 для автомобильного транспорта и управление мобильностью.

По мнению авторов доклада, обучение управлению мобильностью (транспортным спросом и транспортным поведением) каждого жителя в реальном времени является важным мероприятием по сокращению выбросов парниковых газов. Проведение кампаний и обучения транспортному поведению (например, популяризация велосипедов и самокатов) позволяет обеспечить устойчивое развитие транспортной системы России.

Что это даст России?

Авторы доклада исходили из гипотезы, что до 2030 года осуществление мер по сокращению парниковых газов не сможет существенно повлиять на структуру российского автопарка. То есть в этот период времени, вне зависимости от выбранного сценария развития, доля электромобилей и гибридов будет примерно одинакова. К 2030 году она может составить 2,3% для легкового автопарка, до 2,9% – для грузового, и до до 0,3% – для автобусов.

Однако уже к 2050 году объем потребления жидкого нефтяного моторного топлива автомобильным транспортом существенно сократится. Потребление бензина автопарком России по инерционному сценарию по сравнению с 2015 годом может сократиться в 2,4 раза (с 33,63 млн т до 25,74 млн т), по инновационному – в 5,4 раза (до 6,22 млн т), а по сценарию «1,5 градуса» – в 13,6 раза. Потребление дизельного топлива автомобильным транспортом в прогнозный период начнет сокращаться после 2035 года, и к 2050 году может составить по инерционному сценарию 20,55 млн т, по инновационному – 13,11 млн т.

Авторы доклада отмечают, что декарбонизация автомобильного транспорта в России в целом может произойти в 2054 году. А в Москве и Санкт-Петербурге еще раньше – в период между 2052 и 2053 годами. Основным мероприятием, которое будет способствовать этому результату, является замещение гибридов с двигателями внутреннего сгорания на бензине и дизельном топливе на электромобили. Это касается всех видов автомобильного транспорта – от легковых машин и общественного транспорта, до грузового, строительного и специального транспорта.

Moscow traffic Credit: Oscar W. Rasson

Выступая на конференции по итогам публикации научно-исследовательской работы, научный руководитель ОАО «ИИАТ», к.т.н. В.В. Донченко сообщил, что одной из кардинальных мер по переходу к низкоуглеродному транспорту является отказ от использования двигателя внутреннего сгорания. Например, в Норвегии запрет на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания вступает в 2025 год, в Ирландии и Дании – в 2030 году. Подобные меры до 2040 года должны быть приняты еще в 8 европейский государствах, в том числе в ряде стран Евросоюза, где на автомобили приходится около 15% выбросов СО2.

«Ключевым является то, что, пока страна живет в значительной степени от продажи нефти и нефтепродуктов, очень трудно говорить об отказе от двигателей внутреннего сгорания. Только переход на инновационные модели развития всего государства, всей экономики позволит реально подойти к этим проблемам», – сказал Вадим Валерианович.

Здоровье людей на первом месте, без исключений

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, девять из десяти человек дышат воздухом с высокой концентрацией загрязняющих веществ. Это приводит к дополнительным 7 млн смертям в год по всему миру.

По данным исследования Гринпис, 82% жителей Москвы и 77% жителей Санкт-Петербурга недовольны качеством воздуха, которым они дышат. При этом 80% респондентов знают, что выбросы от автомобилей, работающих на ископаемом топливе, являются основной причиной загрязнения воздуха в этих двух городах. При этом автомобильный транспорт загрязняет атмосферный воздух в первую очередь мелкодисперсными твердыми частицами, оксидами азота, сложными ароматическими углеводородами, что приводит к повышению заболеваемости и смертности.

lowcarbon transport russia Из отчета «Разработка сценариев низкоуглеродного развития автомобильного транспорта в Российской Федерации»

При реализации сценария «1,5 градуса» количество выбросов СО2 автомобильным транспортом России в 2030 году составит 196,4 млн т. (это на 13,6% больше, чем в 2015 году), однако затем к 2050 году оно сократится до 35,8 млн т (в 5,5 раз меньше, чем в 2030 году). Снижение выбросов оксидов азота по сценарию «1,5 градуса» к 2050 году по сравнению с 2015 годом ожидается в 5,7 раза, по инерционному – на 32,4 %.

Комментируя доклад в рамках конференции по итогам его публикации, заслуженный деятель науки РФ, д-р техн. наук, профессор Ю.В. Трофименко сообщил, что работа над публикацией в условиях отсутствия полной информации стала трудной задачей: «Вот неблагодарная задача для науки – спрогнозировать выбросы автомобильного транспорта на 35 лет вперед. Потому что исходниками являются численность автомобильного парка, его структура, на каком виде топлива будет работать. И вот когда мы анализировали уже имеющиеся стратегии, документы в этой сфере, то дальше 2030-35 года вообще ничего нет и не было. Прогнозы исходят из того, что есть благосостояние граждан, численность, привязываются к финансовым результатам деятельности. Мы были лишены этого и использовали другие позиции, чтобы правильно показать ситуацию».

При этом ученые отмечают, что на 2050 год в России не будет нулевого потребления ископаемого топлива. В стране останутся гибриды, которые работают на бензине, соответственно прямые выбросы СО2 также не будут равны нулю.