News

Почему неистребимы несанкционированные свалки

Одна из новейших нелегальных свалок, появившихся в окрестностях Санкт-Петербурга. Старый Петергоф.
Одна из новейших нелегальных свалок, появившихся в окрестностях Санкт-Петербурга. Старый Петергоф.
Петергоф Online

Опубликовано: 28/05/2020

Автор: Лина Зернова

Начальника Северного отдела департамента комитета государственного экологического надзора правительства Ленобласти Дмитрия Шмаркова подозревают в получении взятки в особо крупном размере от «серых» мусорщиков. В начале мая он обжаловал свой арест. Это далеко не первый случай уличения госчиновника в связях с мусорной мафией.

Скорее всего, именно коррупция является причиной острого неблагополучия в Ленобласти и Петербурге с несанкционированными свалками. Об этом наша беседа с Сергеем Виноградовым – председателем Межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый Фронт».

Задержан с поличным

Сергей, напомните, за что задержали Шмаркова.

– По версии следствия, он хотел получить наличные от ООО «Балеон», незаконно размещавшего отходы неподалеку от деревни Вартемяги. Госконтролер рассчитывал получить 650 тысяч рублей за то, чтобы вызволить со штрафной площадки принадлежащий компании арестованный экскаватор, снизить объем штрафных санкций на «Балеон», а также в дальнейшем оказывать услуги по покровительству «серой» деятельности компании. Говоря на современном языке – за крышевание.

Примечательно, что экскаватор «Комацу» был арестован 7 ноября 2019 в рамках показательного пресс-тура чиновников комитета госэконадзора правительства Ленобласти совместно с представителями СМИ. Таким способом надзорная служба правительства региона знакомила журналистов со своей деятельностью по борьбе с мафиози [вышедший по итогам пресс-тура материал был опубликован на сайте ведомства]. Однако полгода спустя представитель того же комитета договаривается о взятке за освобождение арестованной техники…

Несолидно для комитетчиков, совсем по-пацански…

– А на следующий день после ареста Дмитрия Шмаркова сотрудники Следственного комитета Ленобласти пришли с обыском в офис комитета госэконадзора правительства Ленинградской области. Каково: в ведомстве, уполномоченном государством надзирать и контролировать, – обыск?

Да уж… Но, может, комитет «подорвался на мине» сотруднике-взяточнике, бросившим тень на все ведомство?

– Хотелось бы верить…

В промышленных масштабах

– Недавно на сайте «Беллоны» в статье «Кто прорвет мусорную блокаду Кудрово» вы упомянули про гигантскую свалку за гипермаркетом «Оптоклуб Ряды», что на территории Ленобласти. Ею мы занимаемся уже много лет. Первый раз кучи отходов в этом районе мы обнаружили в феврале 2015 года, сообщив в комитет госэконадзора Ленинградской области. Приехав сюда через полтора месяца, зафиксировали увеличение мусорных завалов. Здесь уже валялись ртутные лампы [1 класс опасности], пищевые отходы, бытовая химия, строительный мусор и т.д. Въезд был свободный – заезжай кому не лень! Мы обратились и в областную природоохранную прокуратуру с просьбой взять ситуацию под контроль. Похоже, контролировать никто не собирался.

Sergey Vinogradov Green Front Zeleniy Front Сергей Виноградов, председатель «Зеленого Фронта». Credit: «Зеленый Фронт»

Наконец, в июле 2017 в этом же районе «Зеленый Фронт» выявил свалку отходов площадью уже не менее 10 гектаров. Высота ее достигала 5-6 метров. Здесь работали четыре экскаватора, но рабочие говорить с нами отказались. Судя по колоссальному объему незаконно размещенного мусора, работы велись не меньше года. Ответ заместителя председателя комитета госэконадзора Алексея Рылеева на наше обращение был таков: «Комитетом, совместно с Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой неоднократно были совершены выезды на вышеуказанную территорию. В ходе проведения рейдовых осмотров лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, на указанной в Вашем обращении территории, не обнаружено. Проведение оперативно-розыскных мероприятий не входит в полномочия Комитета».

Строго. Будто школяра отчитал…

– А далее на въезде свалки появился вагончик-бытовка, приемщики за деньги принимали отходы, правда, массовый завоз мусора проводился в вечернее время. Сейчас эта свалка, по нашим подсчетам, занимает площадь уже в 50 гектаров. Мусорщики вели незаконное захоронение в промышленных масштабах, в открытую. Как думаете, почему они чувствовали себя столь уверенно? Ответ один: чтобы месяцами и годами незаконно принимать колонны мусоровозов, должны существовать договоренности с силовыми ведомствами, органами власти и надзора.

Крышеватели

Сильное заявление…

– А я не открываю Америки. Смотрите, что случилось в поселке имени Свердлова Всеволожского района Ленобласти. Там в 2014 на муниципальной земле площадью 8 гектаров была организована несанкционированная свалка. На нее в течение двух лет завозились отходы разного класса опасности колоннами мусоровозов.

Неужели местное начальство не видело этого безобразия?

– Конечно, видело. Скажу больше, по версии прокуратуры, одним из кураторов почина был глава администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского района Ленобласти Валерий Тыртов. На него возбуждено уголовное дело, предусмотренное ч. 3 ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов государства, а также тяжкие последствия.

Формально все было как бы в рамках закона: администрация МО «Всеволожский муниципальный район» и ООО «Торговый дом «Евробетон» заключили «договор аренды земельного участка для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования с целью размещения торгово-складского комплекса». Почему-то районных муниципалов не насторожило, что ТД «Евробетон» – фирма фейковая, без собственного офиса, штата сотрудников (на тот момент в ней числились всего три человека). Словом, фирмачи повезли отходы, а местный руководитель – Тыртов отбивался от многочисленных жалоб населения, требовавшего провести муниципальную проверку. В действиях сторон усматривается явный сговор.

Yanino waste Одна из многочисленных нелегальных свалок Всеволожского района Ленобласти. Расположена рядом с пос. Янино. Credit: vk.com/yanino_ads

В 2017 Тыртов был арестован, а ущерб, нанесенный окружающей среде, оценен в 2 миллиарда рублей. Сообщники (дело было возбуждено и на ООО «ТД «Евробетон») отравили почвы поселка, засыпали отходами пруд, который раньше был любимым местом отдыха местных жителей. Теперь вытекающий из-под мусорных куч ручей распространяет зловоние на всю округу…

А где в течение этих лет были служба госэконадзора Ленобласти, природоохранная прокуратура?

– Вопросы правильные, но в нашей ситуации, увы, риторические… Есть такое выражение: молчание – основа любого преступления. Выводы делайте сами.

Еще одну большую свалку, действовавшую в промзоне Обухово в Петербурге, мы обнаружили между железной дорогой и гаражными кооперативами КАС №24, КАС №26. «Серые» мусорщики свозили туда отходы 4-5 класса опасности, а потом еще и опасные химические вещества – мышьяк, ртуть, свинец, бензапирен. «Зеленый Фронт» обращался в органы прокуратуры, администрацию Невского района. Мусоровозы все шли. Только в ноябре 2014, обратившись в Следственный комитет Петербурга, мы добились возбуждения уголовного дела.

Организатором свалки в промзоне Обухово оказался заместитель прокурора Невского района Виктор Григорьев, организовавший шарашку, обслуживавшую данный объект. Его подельники работали приемщиками, взымая с водителей мусоровозов оплату. За пять месяцев – с мая по октябрь 2014 – в промзону было завезено 375 тысяч тонн отходов, теневики заработали 15 миллионов. Участку нанесен ущерб в 2 миллиарда рублей.

Добавлю, что следователи главного следственного управления СК России по Петербургу при поддержке оперативников экономической полиции управления МВД по Невскому району в сентябре 2017 провели обыск и в кабинете главы администрации Невского района Алексея Гульчука, который в 2014 занимал должность зам. главы администрации района. Событие опять-таки нерядовое.

Список позора

Получается, несанкционированные свалки – не такое уж стихийное, как кажется непосвященным, явление?

– Это система, в которой существует почти военный порядок. Прежде всего, свалки работают централизованно – потоки мусоровозов и грузовых машин регулируются через различные группы в мессенджерах, на въезде установлены бытовки для охраны, за приемку водители платят наличными на въезде, а на самих участках работает тяжелая техника. У каждой свалки – своя крыша.

И сколько, по вашим оценкам, таких свалок в Петербурге и Ленобласти?

– Точную цифру назвать невозможно – одни закрывают, новые появляются. Перечислю крупнейшие из действовавших в последние годы и продолжающих функционировать сегодня.

Кроме вышеназванных, обращаю внимание на свалку в границах Красносельского района, расположенную неподалеку от Юго-Западных очистных сооружений Водоканала. На территории в 3 гектара захоронено все – от строительного мусора до бочек с мазутом. Летом 2019 года свалка травила жителей ближайших районов сильнейшим задымлением. В 2019 году следственный комитет возбудил по ней уголовное дело, что временно помогло. Но затем мы снова стали замечать грузовики, везущие сюда отходы. В любой момент она может возобновить деятельность.

Krasnoselskiy district waste Нелегальная свалка в Красносельском районе. Credit: Красивый Петербург

Свалка в Новосергиевке многострадального Всеволожского района Ленобласти. Там компания ООО «Спецстрой» на площади в 15 гектаров свозила токсичные грунты. Ущерб почве был оценен более чем в 470 миллионов рублей. Территория выведена из земель сельхозназначения. Закрыта.

Из свежих свалок, где прямо сейчас массово размещаются отходы, – участок у деревни Низино Ломоносовского района. Потоки мусоровозов доставляют грунты непонятного класса опасности, строительный и бытовой мусор. Вот что пишут местные жители в соцсетях: «Так, прямо сейчас, под прикрытием самоизоляции, прямо за Троицкой горой в Старом Петергофе, в 100 метрах от памятника сбитым летчикам самолета ИЛ-2, предприимчивые барыги устроили незаконную свалку и закапывают мусор в промышленных масштабах». Свалка действующая.

На Волхонском шоссе, 33 долгие годы работала огромная мафиозная свалка. На площади в 15 гектаров вывалено до полумиллиона тонн отходов. Подушка бытового мусора достигла толщины 5-6 метров. Эту малину развели на земельном участке ООО «Аква-Марин», которому было плевать на то, что яды стекают прямо в речку Большая Койровка, впадающую через Дудергофку в Финский залив. В 2018 году после широкой общественной кампании свалку закрыли. Но на днях мы заметили грузовые машины, завозящие строительные отходы туда же, на Волхонку, 33. На въезде вновь установлен шлагбаум, сидит приемщик… Похоже, объект возвращается к жизни.

Цена вопроса

Как думаете, какая часть отходов Санкт-Петербургской агломерации попадет к «серым» мусорщикам?

– Согласно территориальной схеме, в год Санкт-Петербург генерирует около 9 650 тысяч тонн отходов. В том числе коммунальных – 1 270 тысяч тонн. До 2014 года в городе действовал регламент по обращению со строительными отходами, который давал возможность отслеживать потоки. После упразднения регламента в 2017 году никто не знает куда, сколько и кто везет, и где захоранивает. Учитывая данное обстоятельство, мы считаем, что около трети отходов, то есть примерно 3 миллиона тонн, попадают в руки «серых» мусорщиков. Стоимость приемки строительных отходов на полигоне – 400 рублей за тонну. Нетрудно подсчитать, что доходы «серых» мусорщиков составляют более миллиарда в год (цифра весьма приблизительная). Этот кэш и стимулирует всех участников коррупционного процесса. Вот почему несанкционированные свалки неистребимы.

Как думаете, понимают ли «серые» мусорщики, какой ценой для граждан и природы обходится их «бизнес»?

– Сложно сказать. Но сегодня мы имеем сотни гектаров отравленных, выведенных из строя земель, загрязненные подземные водные горизонты, опасную для здоровья жителей атмосферу. Например, от свалочных газов свалки, что за гипермаркетом «Оптоклуб Ряды», при попутном ветре задыхаются жители Кудрово. Из-за ядовитых дымов горящей свалки в деревне Старой 6 марта сего года губернатор Ленобласти объявил в районе режим ЧС. Возможно, уже сегодня тысячи людей травятся водой из бьющих из-под земли родников, которую считают чистой… Не случайно следственные органы оценивают ущербы от свалок в сотни миллионов, миллиарды рублей. Скажем, на днях ущерб, нанесенный свалкой грунта, что в деревне Порошкино, был оценен в 12 миллиардов рублей.

Получается, деньги потребителей идут не на переработку, утилизацию и вторичное использование отходов, как декларирует мусорная реформа. А – только вдумайтесь! – на отравление живой природы и ухудшение здоровья нынешнего и будущих поколений граждан.

– Да, ежегодно в Санкт-Петербургской агломерации больше миллиарда в отравление природы и смерть. Это расплата за жадность, алчность людей, либо обладающих властью, либо имеющих доступ к людям, принимающим решения.

oQDq7VZi0GY Возгорание мусора на ставшей за долгие годы работы знаменитой свалке на Волхонском шоссе. 2013 год. Credit: vk.com/volxonka

Мифические миллиарды

Можно надеяться на то, что миллиарды за ущерб окружающей среде будут направлены на рекультивацию территорий?

– Тут такое дело, что миллиарды эти получаются как бы мифическими. Следственные органы подсчитывают экологические ущербы, а суды их просто не взыскивают такова практика на сегодня. Можно ли, к примеру, взыскать с Валерия Тыртова 2 миллиарда? Даже если продать все его имущество? Нет, конечно. Скажу больше – в октябре 2017 его отпустили на свободу за истечением сроков давности. Правда, этому предшествовали 9 отложенных заседаний из-за неявки свидетелей. Потом еще 4 отложенных по иным причинам. А тут и срок давности подоспел. Не взыскать 2 миллиардов и с ООО «ТД «Евробетон», не имеющей даже собственного офиса.

То есть поселку им. Свердлова никто не вернет живописного водоема?

– Похоже на то. Свалка останется на месте и дальше будет травить окружающую среду. В лучшем случае ее присыплют за деньги муниципалитета грунтами или строительными же отходами.

Продолжает травить Большую Койровку ядовитый слоеный пирог, «испеченный» ООО «Аква-Марин». Отходы просто присыпали слоем грунта, и со стороны поле смотрится красиво, хоть клубнику сажай. С преступников, заработавших на приме бытовых отходов сотни миллионов рублей, даже не потребовали восстановить территорию.

И так в каждом из приведенных выше дел. То есть существующая система обращения с отходами, а также госнадзора за данным процессом, заточены на создание серых свалок. И дальнейшее разрастание зон экологического ущерба.

Спасение утопающих …

И что со всем этим делать?

– Спасение утопающих – дело рук сами знаете кого. Граждане не должны давать проходу «серым» мусоровозам – фотографировать, сообщать о фактах на горячие линии контролирующих ведомств, фиксировать в социальных сетях. Короче, создавать досье на мафиозные структуры, в том числе чиновников. Местные сообщества могут через суды требовать настоящей рекультивации несанкционированных свалок. Могильники мусорной дряни опасны для здоровья населения. Словом, пора подниматься на войну со свалочным злом. И не ждать окончания карантина – здравому делу карантин не помеха.