News

Россияне хотят выйти из карантина с помощью экологически устойчивых решений

Think Stock Photos

Опубликовано: 22/05/2020

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Ксения Вахрушева

Социологический опрос, проведённый исследовательской компанией Ipsos, показал, что 60% россиян хотят, чтобы правительство учитывало вопросы охраны окружающей среды при разработке мер для восстановления экономики после пандемии COVID-19.

Тем не менее, несмотря на эти обнадеживающие результаты, взгляды россиян на проблему глобального изменения климата более консервативны – она всё так же не заботит большинство жителей страны, проходивших опрос.

Результаты получены в ходе периодического социологического опроса об отношении людей к экологическим проблемам, проводящегося в 29 разных странах мира. В этом году к стандартным вопросам добавился вопрос о том, должна ли реструктуризация экономики после пандемии коронавируса включать переход к более экологичным формам производства и поставки энергии.

Суммарные результаты по всем странам показали, что около 65% респондентов согласны с тем, что программы по выходу из текущего экономического кризиса должны включать меры, которые позволили бы сократить выбросы парниковых газов в долгосрочной перспективе и помочь населению мира адаптироваться к изменяющемуся климату.

Это особенно касается стран с крупнейшей долей выбросов углекислого газа: более 80% граждан Индии и Китая поддерживают разработку экологически устойчивой и позволяющей замедлить изменение климата стратегии восстановления после коронавируса.

Энтузиазм жителей России, где 60% респондентов считают, что для выхода из коронакризиса необходимы «зеленые» решения, даже больше, чем в Германии, в которой всего 57% граждан хотят видеть экологическую составляющую в плане восстановления после коронавируса.

При этом заметен интересный раскол – на вопрос о том, будут ли они поддерживать стратегию экономического восстановления, если она может нанести вред окружающей среде, около 55% россиян заявили, что поддержат такие меры.

Результаты по этому вопросу расходятся с результатами из других экономически развитых стран, жители которых реже жертвуют окружающей средой ради краткосрочных потребностей экономики.

Ещё один вопрос, ответы на который отличают Россию от других стран, – является ли изменение климата главной экологической проблемой, которую должно решать правительство. Так считают только 13% респондентов в России, и это самый низкий показатель среди 29 стран, участвовавших в опросе. Вместо этого, наиболее острой экологической проблемой в стране большинство россиян (59%) считают вырубку лесов.

Следующими по актуальности проблемами для опрошенных являются образование отходов (39%) и загрязнение окружающей среды (29%). Только 12% россиян считают излишнюю упаковку продукции серьёзной экологической проблемой.

Что касается поддержки политиков, опрос Ipsos показал, что россияне не считают, что внимание кандидата к изменению климата будет для них значительным фактором для поддержки кандидата на выборах. Только 35% – наименьшее количество среди граждан участвовавших в опросе стран – считают, что включение мер по борьбе с глобальным изменением климата имеет важное значение. В этом россияне довольно сильно отличаются от граждан других стран, где около 68% респондентов заявляют, что политики должны заниматься вопросами изменения климата.

При этом опрос выявил общее снижение доли людей, которые считают, что изменение климата является следствием человеческой деятельности. Вера в антропогенную причину изменения климата во всём мире снизилась с 83% в 2014 году до 75% в 2020 году. В России этот показатель упал с 75 до 63%.

Тем не менее, люди в России стремятся помочь решению экологических проблем рублём. Согласно опросу, 75% россиян склонны искать продукты менее вредные для окружающей среды против 25% тех, кто этого делать не собирается.

В этом они схожи с респондентами из других 28 стран, где 79% населения также намерены покупать экологически чистые продукты.

Кроме того, около 65% россиян высказали готовность разделять свои бытовые отходы – этот показатель даже выше, чем в Германии, где готовность к раздельному сбору демонстрируют только 40% опрошенных.