News

Спустя десять лет после взрыва на нефтяной платформе Deepwater Horizon риск новых аварий не уменьшился

Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon – одна из крупнейших техногенных катастроф в истории.
Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon – одна из крупнейших техногенных катастроф в истории.

Опубликовано: 04/05/2020

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Ксения Вахрушева

Спустя десять лет после того, как произошёл взрыв на буровой платформе Deepwater Horizon, вследствие которого около 750 млн литров нефти оказалось в Мексиканском заливе, всё ещё трудно сказать, удалось ли до конца справиться с последствиями этой катастрофы.

В Новом Орлеане, который пострадал больше других, последствия самого страшного нефтяного разлива в истории США видны до сих пор.

«Всякий раз, когда мы слышим, что можно снизить риск разливов нефти, катастрофа Deepwater Horizon напоминает нам, чем такие аварии могут обернуться в реальности, – говорит президент норвежской «Беллоны» Фредерик Хауге, который наблюдал первые дни катастрофы в Мексиканском заливе с вертолета. – Сегодня мы ясно видим, что интересы нефтяных корпораций направлены против интересов людей. British Petroleum (BP), возможно, заплатил за аварию всё, что должен был по закону, но с моральной и этической точки зрения этого совсем не достаточно».

Утром 20 апреля 2010 года рабочие на борту Deepwater Horizon консервировали разведочную нефтяную скважину на глубине 1220 метров. В это время движущийся почти со скоростью звука горючий газ разорвал и согнул буровую трубу. Аварийный клапан, так называемая противовыбросовая задвижка, предназначенная для экстренного закрытия скважины в случае взрыва, вышла из строя. Когда газ достиг платформы, произошёл взрыв, убивший 11 членов экипажа и вызвавший сильнейший пожар. В итоге платформа Deepwater Horizon затонула, и тонны нефти вылились в залив.

Прошло 87 дней, прежде чем BP, которая эксплуатировала платформу, смогла взять под контроль нефтяной фонтан. Несколько попыток заткнуть скважину провалились. Малые самолёты военно-воздушных сил поднялись в небо, чтобы распылить химикаты, которые должны были разрушить нефтяные пятна и осадить частицы нефти на дно. Часть нефти загорелась, пламя и дым были видны из космоса.

Когда разлив удалось остановить, более 2000 километров побережья уже были покрыты нефтью, а морские флора и фауна значительно пострадали. Тысячи людей, задействованных в рыболовстве, туризме и энергетике, потеряли работу. Разлив нефти на Deepwater Horizon оказался в 12 раз больше, чем предыдущий самый крупный разлив при аварии на танкере Exxon Valdez в 1989 году.

Deepwater_Horizon_oil spill Credit: Green Fire Productions

Катастрофа на Deepwater Horizon обнажила риски бурения нефти в одном из самых культурно и экологически значимых мест в мире. Даже спустя десять лет и при потраченных 69 млрд долларов на устранение последствий аварии, они всё ещё видны.

Исследователи из Университета Южной Флориды утверждают, что рыба в заливе до сих пор загрязнена углеводородами. Площадь самого разлива, по недавним исследованиям, оказалась больше, чем предполагалось изначально – он достигает самой южной точки Флориды.

При этом добыча нефти в Мексиканском заливе продолжается, хотя, как заявляют члены специально созданной при правительстве США комиссии по изучению катастрофы, государство не выполнило все их рекомендации по снижению риска подобных аварий в будущем, и если бурение продолжится на большей глубине или на большем расстоянии от берега, то новой катастрофы не избежать.

Не будем забывать и о влиянии аварии на здоровье людей. Согласно правительственному исследованию, опубликованному через семь лет после разлива, десятки тысяч рабочих продолжают страдать от респираторных заболеваний, вызванных использованием препарата Корексит (Corexit), который распылялся над заливом для растворения нефтяных пятен. Существенная часть пострадавших от этого химического вещества, – рыбаки с низкими доходами – всё ещё болеют или уже умерли.

Чем больше проходит времени, тем больше вскрывается страшных последствий разлива. Закономерно напрашивается вопрос – может ли что-то подобное произойти снова?

«Конечно, это может опять случиться, и я думаю, что одна из самых важных проблем – это то, что за 10 лет наши возможности по контролю разливов почти не изменились», – говорит Фрэнсис Бейнеке, которая работала в независимой правительственной комиссии, изучавшей причины аварии.

Бейнеке и шесть других членов этой комиссии, которая была сформирована при администрации Президента Барака Обамы, недавно сообщили газете New York Times, что их рекомендации не были восприняты всерьёз, и что США сейчас лишь незначительно более подготовлены к подобной аварии, по сравнению с тем, что было десять лет назад. По их словам, по мере того, как нефтедобыча продвигается дальше от берега и глубже в море, риск только увеличивается.

nasa-deepwater-horizon-spill Загрязнение нефтепродуктами дельты реки Миссисипи. Credit: NASA/GSFC, MODIS Rapid Response AND demis.nl

Скважины – глубже, контроля – меньше

Около 17% нефти в Соединенных Штатах добывается в Мексиканском заливе. Более 1800 платформ соединены с нефтеперерабатывающими заводами трубопроводами общей длинной более 41 000 километров.

Офшорная добыча развивается, «углубляется» и становится всё более опасной. Если платформа Deepwater Horizon бурила скважины на глубине 1300 метров, то теперь, по данным исследований, более половины нефти, добываемой в заливе, поступает из более глубоких скважин. Например, глубина одной из скважин Шеврона под названием “Blind Faith” («Слепая вера») – более двух километров.

Между тем, исследование 2013 года показало, что при углублении скважины на каждые 100 футов (30,48 метра), количество документированных инцидентов, таких как разливы или травмы рабочих, увеличивается на 8,5%.
Когда президентом стал Дональд Трамп, количество таких аварий возросло. В период с 2018 по 2019 год объём разлитой нефти на баррель добытой на внешнем континентальном шельфе США увеличился в шесть раз в сравнении с предыдущими годами, говорится в том же докладе Центра американского прогресса.

Нередки и более мелкие инциденты, которые не попадают в заголовки газет. По данным правительства, в период с 2007 по 2018 год в федеральных водах происходило в среднем 115 пожаров и взрывов ежегодно – примерно раз в три дня. За это время погибло около 50 человек.

Утечки – это обычное состояние дел. Одна нефтяная скважина у юго-восточного побережья Луизианы, принадлежащая компании Taylor Energy, протекает с 2004 года – в окружающую среду выливается от 300 до 700 баррелей в день. Запасы скважины настолько велики, что, если течь не будет устранена, нефть может продолжать вытекать в течение следующих 100 лет, и однажды её объём превысит объём нефти, разлившейся во время аварии на платформе Deepwater Horizon.

При этом правила безопасности при Трампе были смягчены. В 2019 году администрация ввела ряд законодательных послаблений к нормативным актам, принятым во время Обамы. Кроме того, сократилось количество проверок, проводимых Бюро по безопасности и охране окружающей среды. Согласно результатам исследования Центра американского прогресса, количество проверок, которые Бюро провело на буровых установках, платформах, трубопроводах и других объектах нефтяной индустрии за последние три года, то есть с начала президентства Трампа, сократилось на 13%. Это же исследование показало, что количество штрафов и различного рода предписаний владельцам офшорных скважин упало на 38%.

Florida Deepwater horizon oil spill Уборка одного из пляжей Флориды, пострадавшего в результате катастрофы на Deepwater Horizon Credit: Florida Sea Grant

Устранение последствий разливов угрожает здоровью людей

Сразу после аварии на платформе Deepwater Horizon ВР наняли около 47 000 человек, в основном рыбаков, только что ставших безработными, для сбора нефти с поверхности воды. Часть из них работала в штатах Миссисипи, Алабама и Флорида, собирая нефть с пляжей.

Почти сразу у тысяч работников появилась сыпь. Одни кашляли кровью и страдали от мигрени, другие жаловались на жжение в глазах и потерю памяти. Третьи заметили проблемы с сердцем, почками и печенью.

Все они подверглись воздействию диспергента для растворения нефтяных пятен Корексит, который содержит токсичные вещества. В BP заверяли, что для рабочих он также безопасен, как и жидкость для мытья посуды. Для нейтрализации огромного нефтяного пятна, появившегося в результате аварии, с самолётов было распылено около 7 млн литров диспергента.

Десять лет спустя, всё ещё ведётся спор о том, насколько оправданной была такая «ковровая бомбардировка» залива Корекситом. Однако ещё в то время учёные выражали серьёзную обеспокоенность по поводу возможных последствий для здоровья людей смешивания такого большого количества диспергента с миллионами баррелей сырой нефти.

Нефть и диспергент – это токсичная смесь. При их соединении выделяются металлы и углеводороды, такие как бензол, гексан и толуол, которые являются известными канцерогенами. Кроме того, Корексит разделяет нефть на мелкие капельки, которые должны оседать на дно. Но когда вода испаряется, то химические вещества поднимаются в воздух, переносятся ветром на сушу, где люди могут их вдохнуть.

Согласно десяткам интервью, которые проводила «Беллона» после аварии, а также данным, полученным Проектом за подотчетность правительства – организацией по защите информаторов – именно это и произошло.

«Часть заболевших, скорее всего, будет болеть всю оставшуюся жизнь в результате воздействия химических веществ, использованных в борьбе с разливом», – говорит Майкл Робишо, специалист-отоларинголог из южной Луизианы и бывший сенатор.

В интервью многие из пациентов, пострадавшие во время очистки залива от нефти, сказали, что подрядчики BP не рекомендовали им использовать защитные средства, хотя, как позже показало исследование 2013 года, Корексит при смешивании с нефтью в 52 раза токсичнее, чем сырая нефть.

brown pelican deepwater horizon oil spill Спасение американского бурого пеликана, покрытого нефтью. После поимки животное будет отмыто, обследовано, пройдет реабилитацию и будет выпущено на волю. Credit: Deepwater Horizon Response

Тех, кто жаловался, пытались заставить молчать. Рабочие говорили, что их запугивали, если они рассказывали о своих болезнях. За больными следили, взламывали их дома, обыскивали мусор, вторгались в частную жизнь. Их адвокаты подвергались нападкам в интернете. С ростом популярности социальных сетей росло и количество интернет-троллей, связанных с BP, которые совершали массовые «набеги» на аккаунты информаторов, публикующих фотографии покрытых нефтью пляжей.

Даже «Беллона» не была в безопасности. Когда я связался с офисом BP в моем родном городе Новом Орлеане и запросил комментарий об этих случаях, мне сказали, что я должен быть «осторожным», потому что сотрудники компании знали, в какую школу ходит мой ребенок.

Кампания по запугиванию была настолько сильной, что даже через пять лет после аварии я встречался с информаторами, которые не хотели, чтобы публиковались их реальные имена или место встречи. «Нас могут убить за то, что мы вам говорим», – так началось одно из моих интервью в отдаленной части пляжа во Флориде.

Даже многие врачи не знали, что делать. Пациенты, пострадавшие от последствий очистки залива от нефти, не были официально признаны таковыми до 2017 года, когда Национальный институт здравоохранения США опубликовал исследование о почти 30 000 человек, которые участвовали в ликвидации последствий катастрофы на платформе Deepwater Horizon.

Было установлено, что у работников, подвергшихся воздействию Корексита, развивались кашель, одышка, стеснение в груди, раздражение глаз, носа, горла и лёгких. Последующие исследования 2018 и 2019 годов это подтвердили.

Несмотря на то, что точный размер ущерба здоровью от «синдрома BP» – как этот набор болезней был назван впоследствии – подсчитать, скорее всего, не удастся, судебные процессы, начатые в 2012 году, предлагают приблизительный расчёт компенсации.

В 2012 году BP согласилась удовлетворить коллективный судебный иск на сумму 7,8 млрд долларов. Иск предусматривал компенсацию жертвам в размере 60 700 долларов США на человека и позволял людям подавать дальнейшие иски, если у них появлялись более серьёзные симптомы.

Коллективный иск подали более 37 000 человек, но восемь лет спустя только небольшая часть требуемых денег была выплачена. Многие отказались от участия в коллективном иске и инициировали индивидуальные судебные процессы.

Тем не менее, даже после явных доказательств того, что Корексит опасен для здоровья человека, он остаётся в списке одобренных для использования веществ при разливах нефти, который утверждён Агентством по охране окружающей среды. Правительство США так и не приняло значимые меры контроля над его применением.

Deepwater horizon oil spill Credit: DVIDSHUB