News

Ешь круассаны, мусор сдавай. Тестируем экоприложения для смартфона

Опубликовано: 15/04/2020

Автор: Анастасия Троянова

Прогресс не стоит на месте, а возрастающий интерес общества к экологичному образу жизни подхватили разработчики мобильных приложений. Ещё до пандемии коронавируса мы попросили участницу Школы экожурналиста «Беллоны» Анастасию Троянову протестировать и оценить шесть приложений, обещающих сделать жизнь потребителей более «зеленой».

В результате мы получили подробный обзор с комментариями разработчиков, который будет публиковаться на сайте в двух частях.

EcoHub

Приложение с адресами специализированных контейнеров и пунктов приёма вторсырья. Всю информацию разработчики взяли с карты Recyclemap. EcoHub считывает геолокацию и зелёными маячками указывает ближайшие к вам точки приема. Нажав на любую из них, вы увидите информационное окно с точным адресом, названием организации, перечнем принимаемых отходов в виде графических иконок, а также расстояние от вашего текущего местоположения с возможностью проложить маршрут.

Иконки с видами вторсырья кликабельны по ним открываются карточки с общими инструкциями, как подготовиться к сдаче, что переработать можно, а что нет. Также точки можно отфильтровать по 11 категориям: металл, бытовая техника, лампочки, батарейки, одежда, пластик, тетрапак, стекло, бумага, опасные отходы и «иное».

Начинающим защитникам окружающей среды и тем, кто переехал в другой регион и ещё не знает о местах приёма, приложение может помочь ответить на вопрос: «куда бежать сдавать мусор?». Но лично мне EcoHub показался недоработанным и вот почему:

1. В приложении – одни типы отходов, в жизни – другие

В подмосковном Королёве есть организация «Мой чистый город» (МЧГ). Судя по информации из приложения EcoHub, МЧГ принимает стекло, хотя уже полтора года прием такой тары не ведется. Из пластика здесь берут бутылочный PET, PP и HDPE. Если же люди зайдут в приложение и нажмут на точку приема организации, то среди принимаемого сырья они увидят иконку «пластик». Перейдя по ней они попадут в инструкцию, где перечислены существующие типы полимеров и крайне скудный список подлежащих переработке материалов, а не перечень пластиковых фракций принимаемых в конкретном месте. Эти инструкции могут сбить с толку и ввести людей в заблуждение.

ecohub «Я очень долго пыталась найти в Питерских «Этажах» ящик для сбора картриджей – пришлось гуглить и спрашивать людей, где он находится».

2. Отсутствие поля для комментариев граждан

Понятно, что по каждому пункту сбора вторсырья в стране постоянно актуализировать информацию невозможно, тем более что списки принимаемых фракций меняются, контейнеры убирают или переносят в другие места. Поэтому мне очень не хватало отзывов других людей, которые уже до меня могли проверить пункт и оставить свой комментарий.

Например, когда я искала пункты раздельно госбора в Санкт-Петербурге, то узнала, что в одном из них (магазин «Книги подарки») при сдаче батареек дают 10% скидку на покупку товаров. Я была бы рада поделиться такой новостью с другими людьми, но сделать этого негде. В программе есть окошко для отзывов – однако они не видны другим пользователям, а уходят напрямую разработчикам.

3. Отсутствие информации о графике работы, телефонов для связи и ссылок на соцсети

Многие контейнеры для сбора батареек и ламп стоят в торговых точках («ВкусВилл», IKEA, Leroy Merlen, «Глобус»). Телефоны каждого магазина указывать, конечно, не нужно, а вот узнать время их работы внутри приложения, не заходя в браузер, было бы здорово. Для всех остальных пунктов приёма и организаций также не хватает времени работы, контактных телефонов или ссылок на социальные сети проектов с пометкой: «подробнее о принимаемых фракциях можно узнать у организаторов».

ecohub Окошко для отзывов есть – однако они видны только разработчикам.

Если это просто отдельно стоящих контейнер, было бы неплохо указывать его местоположение (пр.: 2 этаж, выставочный зал). Я очень долго пыталась найти в Питерских «Этажах» ящик для сбора картриджей – пришлось гуглить и спрашивать людей, где он находится.

Эту проблему могли бы решить и сами активисты, если бы была возможность оставлять комментарии, а пока каждому желающему сдать вторсырье приходится заниматься дополнительными поисками и идти на точку без возможности поделиться информацией после ее проверки.

4. Проблемы с категоризацией

Решив проверить фильтр по категориям отходов в городе проживания, я столкнулась с тем, что пункты приёма шин могут попасть в раздел «иное», хотя в инструкции по видам вторсырья разработчики относят покрышки к «опасным отходам». Поэтому некоторые пункты могут принимать одни фракции, а приложение их относит к категории с другими, все нужно проверять.

5. Кривое построение маршрута

Сложилось впечатление, что приложение строит маршрут для автомобилей, а не для пешеходов. Во время поиска пунктов приёма в Петербурге приходится открывать ещё одно приложение, вбивать туда адрес и строить пешеходный маршрут. Было бы здорово добавить функцию выбора типа передвижения, чтобы и пешеходам, и автомобилистам не нужно было заходить в другие программы.

6. Недоработанные инструкции

На инструкции с макулатурой рекомендуют такой способ проверки: надорвать бумагу и если «внутри она белая, то сдавать можно». Но картон тоже относится к макулатуре и может быть коричневым. Было бы правильнее рассказать про ламинированную бумагу и ее проверку на разрыв – если есть плёнка, то сдавать нельзя, а если нет – можно.

ecohub Пункты приёма шин могут попасть в раздел «иное», хотя в инструкции по видам вторсырья разработчики относят покрышки к «опасным отходам».

В «стекле» смутило, что нельзя сдать банки от лекарств, но если их промыть, то они тоже могут стать вторичным сырьем. Карточки про «пластик» и «одежду» вообще показались недостаточно раскрытыми. Ни слова не сказано про сдачу обуви или фонды «Спасибо» и «Второе дыхание», зато упомянут H&M с его мутной программой переработки и оскандалившаяся недавно IKEA.

На карточке «пластик» в рубрике «что можно сдать» хорошо было бы рассказать, что у каждого пункта свой перечень принимаемых фракций, потому что сейчас из инструкции следует, что переработать можно лишь бутылки, канистры и флаконы с маркировками 01 и 02, но ведь это не так – переработке подлежит куда больше материалов.

Общий вывод: доверяй, но проверяй

Удобство интерфейса: 4 из 5

Приложение интуитивно понятно, но перечисленные выше недостатки (построение маршрута, отсутствие дополнительной информации по точкам приема, невозможность оставлять видимые другим людям комментарии) портят впечатление.

Ожидание/реальность: 3 из 5

Я ожидала увидеть более адаптированную для смартфонов и усовершенствованную  версию Recyclemap, но EcoHub пока не справился с этой задачей. На Recyclemap больше информации о каждом из пунктов, даже если это просто контейнеры во дворах жилых домов. Прямо на сайте расписано что именно в них класть, где может находиться контейнер, и какой компании он принадлежит.

Даже по организации «Мой чистый город» на Recyclemap дана полная информация: телефоны организаторов, режим работы, примерный список фракций (хоть и не совсем верный), ссылка на сайт. EcoHub в этом плане абсолютно неинформативен и проигрывает ресурсу Гринпис.

Три балла накинула за возможность построить маршрут (пусть и кривой), за показ ближайших к тебе контейнеров по геолокации и быстрый доступ, потому что Recyclemap все-таки существует как Web-страница внутри браузера, которую ещё надо найти.

ecohub Пункты приёма шин могут попасть в раздел «иное», хотя в инструкции по видам вторсырья разработчики относят покрышки к «опасным отходам».

Буду ли пользоваться/рекомендовать: скорее нет, чем да

По крайней мере до тех пор, пока не появятся усовершенствования.

От разработчиков приложения мне удалось получить комментарий по поводу схожести и отличий между их сервисом и Recyclemap, а также узнать о грандиозных планах по доработке программы.

Евгений Михин, руководитель проекта EcoHub:

«Сейчас наше ключевое отличие в формате и удобстве для пользователя, потому что Recyclemap доступен только в виде WEB-страницы. Другие функции, которые должны были отличать нас от Recyclemap, мы скрыли, т.к. пока не смогли договориться с нужными партнерами: операторами по управлению отходами, РЭО, медиа. Как только заключим партнерства, будут новые полезные функции.

Если говорить об отзывах в Appstore, Googleplay, соцсетях и на нашу почту, то людям как раз нравится формат. Приложение многим кажется удобнее в использовании, чем Recyclemap. Также многие, кто оставлял нам отзывы, не знали о сервисе Гринпис. Через личное общение с этими пользователями удалось выяснить, что это были мужчины 30-40 лет. Из чего мы делаем вывод, что нам удалось хоть немного расширить аудиторию пользователей, задумавшихся о раздельном сборе. Но основной нашей аудиторией являются девушки 25-40 лет, а топ городов, откуда запускается приложение – Москва, Санкт-Петербург, Набережные Челны, Уфа, Красноярск и Владивосток.

Мы всегда работаем с обращениями пользователей, и сейчас понятно, что многим не хватает информации о точках, где люди могут получить денежное вознаграждение за сдачу вторсырья, и отдельного фильтра по точкам приема автомобильных покрышек – мы работаем над этим.

Вообще планов по доработке много, но этот проект пока некоммерческий. Вся разработка ведётся нашей командой на добровольных началах параллельно с основной работой или учебой. Поэтому сроки появления тех или иных обновлений иногда сдвигаются.

Главное, что хотим сделать в ближайшее время, – дать людям возможность получать бонусные баллы за сдачу вторсырья и конвертировать их во что-то полезное: скидки на коммунальные услуги, промокоды в онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы и пр.

Также в скором времени хотим облегчить жизнь волонтерам Гринпис – дополним приложение функционалом для удобного добавления и модерирования точек на карте, так чтобы информация могла уходить и в Recyclemap, с ними мы тоже находимся в стадии переговоров».

eatme Нужно указать город, в котором вы находитесь, а затем из списка предлагаемых «вкусняшек» выбрать товар, количество порций и оплатить заказ картой внутри приложения.

Eatme

Eatme – сервис, позволяющий покупать готовую еду в кафе, ресторанах и пекарнях со скидкой до 80%. Он был создан для того, чтобы «спасать» пригодную для употребления пищу от помойного ведра, ведь излишки, не проданные в течение дня, чаще всего отправляются на свалку.

По данным Всемирной продовольственной программы ООН, ежегодно треть производимой в мире еды отправляется на свалку, уничтожается или используется не по назначению. При этом число голодающих постоянно растет и уже достигло миллиарда. Идея «спасения» еды давно практикуется за рубежом, а в России Eatme стали буквально пионерами этого движения.

Сначала Eatme было доступно только в Петербурге, в конце 2019 разработчики добавили Москву и поддержку Android, что и позволило мне начать его испытание.

Удивительно, но я не обнаружила минусов у этого приложения, поэтому сразу перейдём к оценке и общим впечатлениям.

Общий вывод: классный социальный и экономический проект

Удобство интерфейса: 5 из 5

Прежде, чем забрать еду со скидкой, нужно указать город, в котором вы находитесь, а затем из списка предлагаемых «вкусняшек» выбрать товар, количество порций и оплатить заказ картой внутри приложения.

Вся процедура проходит легко, понятно, без лишних переходов и действий. При выборе блюда открывается информационная карточка с адресом кафе/ресторана и перечнем других предлагаемых в этом месте блюд. Перед первой покупкой нужно будет пройти регистрацию, которая занимает не больше 2 минут.

После оплаты заказа в приложении под наименованием оплаченных позиций появится кнопка «подтвердить выдачу». Это окошко нужно будет показать на кассе в кафе, там соберут заказ и подтвердят, что вы его забрали.

eatme За время использования я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы работники ресторанов не понимали о каком приложении идет речь.

Также в приложении есть карта, считывающая геолокацию и показывающая ближайшие партнерские точки. Серыми маячками обозначены те, где сейчас нет предложений для пользователей, а зелеными – где еда доступна для покупки.

Это удобный работающий сервис покупки еды. За время использования я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы работники ресторанов не понимали о каком приложении идет речь. Здорово, что Eatme охватывает уже 7 крупных городов: Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Казань, Нижний Новгород и Ульяновск. Партнерская сеть развивается, проект растет, и это не может не радовать.

Буду ли пользоваться/рекомендовать: однозначно да

Я сама пользуюсь Eatme и рекомендую его другим людям, потому что это замечательная возможность сэкономить на еде и поддержать идеологию, которая близка сторонникам экологичного образа жизни. А ещё разработчики оперативно реагируют на замечания пользователей, в чём мне лично удалось убедиться.

Я задала несколько вопросов основателю сервиса Рудольфу Ану по поводу проблемы пищевых отходов, идеи «спасения» еды и фудшеринга, роли Eatme в этом движении, планах на будущее и коснулась нынешнего положения сервиса в условиях пандемии коронавируса.

Рудольф Ан, основатель сервиса Eatme:

«Главная задача проекта – привлечь внимание людей к проблеме food waste. Мне кажется, ни одно приложение или проект не смогут это сделать, если сами люди не захотят. Поэтому мы уделяем много времени просвещению аудитории через соцсети, выступаем на мероприятиях и создаем коллаборации с другими проектами. Сама проблема пищевых отходов слишком большая. Даже если мы охватим всю страну, решить её будет трудно, в основном из-за существующей экономической модели потребления. Изначально мы не поддерживали нынешний тренд на экоосознанность, он начался уже после запуска проекта, чего мы совсем не ожидали.

Вообще нужно разделять фудшеринг (безвозмездную передачу еды) и нас. Часто говорят, что сервисы по спасению пищи относятся к фудшерингу, но я с этим не совсем согласен. Сейчас фудшеринг в нашей стране незаконен, но сама идея хорошая. По российскому законодательству еду можно либо продать, либо списать и утилизировать. После списания пищу нельзя передавать даже на корм животным.

Да и само отношение людей к фудшерингу, по нашему опыту, скорее отрицательное. Большинство наших партнеров не хотят сотрудничать с фудшерингом, т.к. есть большой риск нарваться на штраф. Рестораны – тоже бизнес, и они не желают совсем бесплатно отдавать еду, на которую были затрачены ресурсы.

Также знаю, что многие потребители опасаются фудшеринга, поскольку происхождение еды не всегда известно. Я думаю, что фудшеринг должен развиваться, но в небольших общинах. Например, между соседями или коллегами по работе.

В самом начале становления проекта было сложно найти партнеров, тема новая, и многие не понимали что к чему, не хотели подключаться первыми. Сейчас все наоборот – у нас много входящих заявок, даже от крупных сетей, а большинство тех, кому мы звоним сами для оформления сотрудничества, уже о нас слышали. Ресторанам с нами работать в первую очередь выгодно. Уж лучше они продадут нереализованные блюда по себестоимости, чем просто выбросят.

eatme

Также наш сервис помогает привлекать новых клиентов, а поскольку ресторанный бизнес следит за тенденциями и знает, что пришла мода на экологичность, они подключаются к нам, чтобы отличаться от других. Но среди наших партнеров много тех, кому это важно без моды. Они знают, что проблему food waste надо решать, и стараются сделать свой посильный вклад. Пока что Eatme работает в 7 городах, но скоро мы подключим в нашу сеть Дальневосточный федеральный округ и ближнее зарубежье.

Наш сервис может показать новичкам, что такое осознанное потребление, насколько это выгодно и просто. Новая модель поведения приходит со временем, у самого человека внутри должен произойти щелчок. Сначала осознанность – это вопрос экономии собственных ресурсов, а уже потом – погружение в вопросы экологии. Здорово, что наш проект может стать такой связующей ниточкой.

Сейчас в период пандемии коронавируса большая часть кафе закрылась, но мы активно вводим новые услуги, чтобы поддержать рестораны, ведь их больше остальных затронула нынешняя ситуация. Мы дали возможность партнерам использовать наш сервис как витрину и выставлять меню в полном объеме, комиссию за это не берём.

Также сделали функцию заказа еды на дом для тех партнеров, у кого есть возможность осуществлять курьерскую доставку. Но наша работа не останавливается даже в такое непростое время, мы продолжаем подключать другие рестораны. На прошлой неделе, например, было 20 входящих заявок».

О тестировании других экоприложений читайте в следующем материале.