News

Люди идут по свету

Национальный парк Вануаз – первый национальный парк Франции, основан в 1963 году.
Национальный парк Вануаз – первый национальный парк Франции, основан в 1963 году.
Ibex73/wikipedia.org

Опубликовано: 09/03/2020

Автор: Наталья Дронова

Экологическое просвещение, сохранение природной среды и поддержка местных сообществ: кейсы зарубежного экотуризма.

Экологический туризм существует за рубежом уже около 30 лет, а начало ему было положено в 1972 году на Международной конференции ООН по охране окружающей среды в Стокгольме, которая и стала отправной точкой для дальнейшего развития мирового сообщества по многим экологическим направлениям, в том числе в отношении туризма. По данным Всемирной туристской организации, в 1950-е годы количество туристов едва дотягивало до 30 млн, но уже к 1970-м годам выросло до 200 млн, а в 2018 году превысило миллиард.

К слову сказать, туристы всегда стремились к нетронутым цивилизацией уголкам природы, так что путешествия к уникальным природным объектам вряд ли можно считать такой уж редкостью. Однако после 1980-х годов об экологическом туризме заговорили всерьез, и связано это прежде всего с ростом популярности «зеленых» движений и повышением интереса к проблемам экологии.

Впервые понятие экотуризма было закреплено в Декларации об ответственном туризме в Кейптауне в рамках мирового Саммита об устойчивом развитии в Йоханнесбурге в 2002 году. А в 2010 году был создан Глобальный совет по устойчивому туризму – чтобы давать оценку процессам в этой сфере. Международное общество экотуризма (The International Ecotourism Society) определяет экологический туризм как «ответственное путешествие в природные территории, которое сохраняет окружающую среду и улучшает благосостояние местного населения».

В Европе и США идут по пути государственно-частного партнерства в области природного туризма. Биосферные резерваты при получении своего статуса согласно принципам ЮНЕСКО должны соответствовать критериям ответственного туризма, на основе которых и составлена сама концепция резерватов, подразумевающая диалог и взаимодействие с местным населением и бизнесом. Именно такая модель управления особо охраняемыми природными территориями считается за рубежом устойчивой, экономически эффективной и ответственной.

Однако система экологического туризма не может быть основана только на понятии. Сложность с «зеленым» туризмом, как и с любой другой отраслью, связана с необходимостью учитывать все 17 целей устойчивого развития. Экотуризм в первую очередь связан с благополучием местного населения, сохранением ландшафта и биоразнообразия, что, несомненно, отражается и на принципах «зеленого» путешествия: знакомство с местной природой и культурой, экологическое просвещение, поддержание устойчивости природной среды, вклад в развитие посещаемых регионов.

1. Во Франции решили сделать из своих национальных парков бренд. За последние 20 лет было создано более 2000 предприятий-бизнесов, связанных с маркой национальных парков, и более 50 торговых марок (40% с агро- и сельскохозяйственной тематикой, 20% с туристической и 10% с ремесленной – по дереву и камню). Каждая такая марка не противопоставляет, а объединяет природоохранную и сельскохозяйственную деятельность регионального заповедника. Во Франции, по данным 2017 года, насчитывается 51 заповедник, и около 20 дополнительных проектов объединяют более 4300 коммун (муниципалитетов) и 15 регионов – на 8,7 млн га (15% территории страны). Объединение коммун, бизнеса и природных территорий решает вопросы устойчивого развития.

2. В Испании пытаются воплотить в жизнь идею сохранения природных ландшафтов на горнолыжных курортах. Например, Сьерра-Невада является национальным природным парком и биосферным резерватом ЮНЕСКО. Горнолыжный курорт занимает 1,41% общей территории парка с посещаемостью 1 млн туристов в год. В парке создан специальный департамент по охране окружающей среды, отслеживаются показатели энергосбережения и ресайклинга. Введены обязательная переработка и разделение мусора (железо, алюминий, сталь, стекло, нефтяные отходы), контролируется и ограничивается количество воды, используемое при производстве снега, создан «зеленый дом» местных растений. Как и во Франции, здесь развивают локальные бренды и бизнес-проекты.

3. В национальном парке Соомаа в Эстонии семья местного жителя Айвара Руукеля создала когда-то на основе своего хозяйства небольшой ремесленный бизнес. Айвар придумывает и продает маршруты и туры по воде, а также другие виды активного туризма в парке Соомаа, который славится своим «пятым сезоном» (когда во время паводка затапливается большая часть территории парка, и путешествовать по нему можно только на лодках).

4. В Австралии туристический оператор G-Adventures создал фонд «Планетерра», направленный на развитие устойчивого туризма. Операционные расходы фонда покрывает компания. Идея фонда – не разработка традиционных туристских продуктов, а развитие территорий. Проекты «Планетерры» поддерживают создание местных предприятий, проведение фестивалей, сохранение культурных традиций, улучшение условий жизни сообществ, вплоть до санитарных условий, и разделяются по категориям: «Питание и еда», «Туры и экспедиции», «Ремесла», «Проживание и транспорт».

5. Например, в Турции фонд «Планетерра» создал в нетуристическом местечке – Гюнейсинире (в переводе с турецкого – «юг») общественный парк с миндальными деревьями. Здесь путешественники делают остановку по пути к гостинице для послеобеденного чаепития и беседуют с местными жителями. Муниципалитет выделил под парк 10 тыс. гектаров земли. Однако парк решает и другую задачу. Гюнейсинир расположен в регионе, где выпадает очень мало осадков (количество осадков в период с июля по сентябрь уже снизилось до менее 10 мм). Деревья помогают удерживать воду и создают тень, что в какой-то степени компенсирует сухой климат. Первый урожай миндаля ожидается в 2021 году. Доход от продажи миндаля пойдет в пользу муниципалитета.

6. Другой проект был придуман для Южного Таиланда – на островах Краби в деревне Лаем Сак. До запуска проекта местные жители также пытались привлечь туристов, но без особого успеха – место достаточно изолированно и далеко от достопримечательностей. В сотрудничестве с местной некоммерческой организацией Northern Andaman Network удалось разработать новые маршруты для островов: морской каякинг с мастер-классами от местных жителей, включая роспись по батику, посадку морского винограда с обязательной дегустацией местных продуктов питания и др.

7. А вот еще один экологический проект – Соа Зара на Мадагаскаре, рядом с национальным парком Исало. В содружестве с одноименной местной ассоциацией, основанной в 2016 году, Соа Зара занимается посадкой деревьев между городом Ранохирой и национальным парком Исало, которые создадут «зеленый коридор» для лемуров и обеспечат связь между популяциями других животных. «Зеленые коридоры» очень важны для Мадагаскара, где участки леса фрагментированы из-за вырубок.

Фонд и туроператор в партнерстве с Соа Зара создали программу посадки деревьев для туристов, проживающих в лодже неподалеку. Путешественники знакомятся с проектом лесовосстановления и высаживают деревья в «зеленом коридоре» рядом с Исало. Соа Зара также поддерживает проект местного женского кооператива по созданию прачечной, или постирочной, зоны с системой фильтрации воды в Ранохире, чтобы минимизировать вред от стирки, наносимый близлежащим водным системам.

Экологический туризм с каждым годом становится все популярнее в разных странах. Развитие доступности территорий делает туризм частью жизни мирового сообщества, влияет на все стороны жизни в отдаленном или не очень уголке планеты. Зарубежный опыт развития туризма, взаимодействия с научными и местными организациями, безусловно, будет учитываться при создании новых экологических маршрутов, природных объектов – чтобы туристы, отправляясь в путешествие, ощущали свою ответственность перед природой, а у местных жителей появился экономический стимул эту природу охранять.

Статья подготовлена специально для 76 номера издаваемого «БЕЛЛОНОЙ» журнала «Экология и право».