News

Разработать Арктику?

Fiona Paton

Опубликовано: 04/03/2020

Автор: Елена Ростовская

Частным инвесторам, желающим осваивать месторождения Арктики, хотят создать благоприятные условия – Правительство РФ одобрило пакет законопроектов о налоговых льготах и субсидиях предприятиям и инвесторам в проекты на Крайнем Севере. Какие пути развития предлагают арктическому региону?

Предложения о налоговых преференциях арктическим инвесторам были подготовлены совместно Министерством финансов (Минфин), Министерством энергетики (Минэнерго) и Министерством развития Дальнего Востока России и Арктики (Минвостокразвития).

У Минэнерго и Минвостокразвития есть разногласия по содержанию арктического законопроекта. Ранее президент Владимир Путин ввел до конца прошлого года мораторий на налоговые льготы нефтяникам. Однако в начале нынешнего года законопроект вновь вынесен на обсуждение и уже практически готов к принятию. Инициатива эта, по словам представителей официальных ведомств, является основой для реализации государственной политики в Арктике – Арктической стратегии России до 2035 года, федерального закона об особом экономическом режиме Арктики.

Действие указанного законопроекта распространяется на сухопутные территории Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Мурманской области, Ненецкого и Ямало-Ненецкий автономного округов, городского округа «Воркута» (Республика Коми). Кроме того, в Арктическую зону включены ряд районов Карелии, Красноярского края, Архангельской области, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.

Согласно законопроекту, инвесторы смогут получать землю в упрощенном и ускоренном порядке. Кроме того, при вложении суммы от десяти миллионов рублей в любую арктическую территорию компания или предприниматель получит налоговые и неналоговые преференции.

Помимо предложений в области добычи нефти и газа пакет документов позволит поддерживать строительство промышленных предприятий, портов и другой инфраструктуры. Для таких проектов предусмотрена нулевая ставка налога на прибыль (НДС) в течение десяти лет. Обнуление НДС коснется морских перевозок экспортных грузов и их ледокольному сопровождению.

Для привлечения иностранного финансового капитала на арктические территории России выделено четыре основных группы проектов, попадающих под программу поддержки. В первую очередь поддержку получат проекты добычи углеводородного сырья:

– добыча углеводородов, расположенных на шельфе российского континентального шельфа, с налогом на добычу полезных ископаемых, установленным в размере 5% для нефти и 1% для природного газа в течение следующих 15 лет с начала промышленной эксплуатации. Также есть информация, что готовятся поправки, позволяющие предоставить дополнительные преимущества для «разведки, оценки и разведки углеводородов» в этой области;

– добыча углеводородов на континенте с упором на сжиженный природный газ (СПГ) и газохимию. Ожидается, что новым инвесторам будет обещан налог на добычу полезных ископаемых в размере 0% в течение следующих 12 лет после начала промышленной добычи;

– производство СПГ (а также другие проекты, связанные с газохимией). Инвесторам придется платить налог на добычу в полном объеме только после 17 лет промышленного производства;

– другие проекты (предполагаемые выгоды будут в значительной степени зависеть от того, что будет извлечено и масштаб проекта). Помимо не связанных с углеводородами отраслей эта группа будет включать различные инфраструктурные проекты такие как морские порты и трубопроводы.

Новый глава Минвостокразвития Александр Козлов заявил, что основная идея предлагаемых преимуществ и стимулов для инвесторов основана на твердой решимости правительства переломить тенденцию сокращения численности жителей в регионе после 1991 года, а вызовом для развития Арктической зоны является преодоление разрыва между вкладом региона в экономическое развитие страны и качеством жизни местного населения.

Арктическая зона, фактическая доля которой в российском валовом внутреннем продукте (ВВП) близка к 10%, «страдает» от хронического недостатка жителей, составляющих менее 1,5% от общей численности населения России, считает заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков. Он указывает, что «за последние 15 лет местное население сократилось на 300 тысяч человек», а все основные компоненты Индекса человеческого развития (ИЧР), включая образование, здравоохранение, занятость и экономическое благополучие, на Крайнем Севере ниже, чем в среднем по России.

Основные ожидания авторов арктической налоговой инициативы связаны с перспективой создания более 21 новых крупных региональных мегапроектов (включая порт Индига в Ненецком автономном округе), разведку крупных месторождений нефти, газа, платины и других металлов в Красноярском крае и Мурманской области, создание лесопромышленного комплекса полного цикла в Архангельской области.

Ожидается, что эти и сотни небольших коммерческих инициатив в течение ближайших 15 лет приведут к созданию 200 000 дополнительных рабочих мест в регионе и «сделают Арктику привлекательной для российской молодежи и молодых специалистов», а в целом регион станет привлекать 13-15% инвестиций российской экономики.

При этом важно подчеркнуть, что несмотря на разговоры о развитии, основные мотивы России в Арктике все-таки сводятся к производству сжиженного природного газа, которое, как следует из программ развития, «в ближайшие 15 лет может превратить Россию в одного из крупнейших игроков на мировом рынке СПГ». Второй приоритет –  Северный морской путь, предназначенный не только для предоставления России доступа к арктическим природным ресурсам, но и для обеспечения морского коридора для китайских товаров, направляющихся в Европейский Союз.

Кроме того, Минвостокразвития предложило создать новую государственную корпорацию «Рошельф», специально занимающуюся разведкой и добычей углеводородов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Соответственно, этой корпорации могут быть предоставлены исключительные права «представлять интересы России» и «эксплуатировать российские ресурсы и предоставлять право участвовать в проектах частным инвесторам».

Как передает ТАСС, проект стратегии предполагает увеличение доли нефти, добываемой в Арктике, до 22% от общего объема извлечения нефти в России к 2030 году. К 2035 году этот показатель должен вырасти до 25%. В свою очередь, долю природного газа к 2035 году предполагается нарастить до 92% с 82,7% в 2018 году.

Объемы производства СПГ, согласно проекту, вырастут практически в семь раз к 2030 году – до 73,5 млн т, а к 2035 году – еще на 63%, до 120 млн т. Значительный рост, согласно документу, запланирован и по объему перевозок по Северному морскому пути. Если в 2018 году они составили 20,2 млн т, то к 2024 году объемы перевозимых грузов возрастут до 80 млн т, к 2030 году – до 120 млн т, к 2035 году – до 160 млн т. В том числе объемы транзитных перевозок достигнут 10 млн т в 2035 году. Кроме того, в рамках развития инфраструктуры Арктической зоны предполагается строительство не менее пяти универсальных атомных ледоколов проекта 22220 и трех атомных ледоколов проекта «Лидер».

Интересно, что при всех грандиозных планах глава Минвостокразвития признает, что освоение ресурсного потенциала Арктики «в текущих налоговых условиях непривлекательно, так как доходность от вложений ниже нуля». «Внутренняя норма доходности для арктических проектов нужна не менее 20%, сейчас она ниже 10% или отрицательная», – подтверждает эту информацию министр энергетики Александр Новак. Получается, без этих беспрецедентных для и так небедной нефтегазовой отрасли льгот углеводородные проекты невыгодны.

«Президенту предстоит принять концептуальное решение, нужно ли государству инвестировать в развитие затратных арктических месторождений, которые могут позволить России сохранить статус энергетической сверхдержавы на десятилетия вперед, – говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. – Но эти же проекты могут оказаться и «белыми слонами», дорогими и неэффективными, если прогнозы о падении спроса на нефть с 2030–2040-х гг. оправдаются».

Негативно оценивают инициативы налоговых преференций в Арктике и генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин: «Какие углеводородные проекты в Арктике в эпоху глобальной декарбонизации? Да еще с государственной поддержкой, то есть со всевозможными льготами и субсидиями? Считаю, что это большая ошибка. Любые льготы углеводородным проектам надо отменить, а углеводородные проекты в Арктике – запретить. Поддержку должны получать только зеленые проекты безуглеродного развития. Особенно в Арктике…».

По-особенному на этом фоне звучат данные о стремительном таянии льда в Арктике, отказе крупнейших международных банков от финансирования проектов по добыче нефти и газа в регионе, а также падении спроса на нефть из-за эпидемии коронавируса.

Британская банковская группа Lloyds опубликовала на днях «Новую политику по работе с нефтегазовой отраслью» (Lloyds Banking Group Oil & Gas Sector Statement). Принимая во внимание Парижское климатическое соглашение и обязательства правительства Великобритании по построению «климатически-нейтральной» экономики (Net Zero economy) к 2050 году, банк решил, что не будет предоставлять финансирование проектам, включающим разведку и добычу нефти или газа в Арктике (в том числе в Арктическом национальном заповеднике) и на территориях Антарктики, а также не станет кредитовать нефтегазовые компании, занимающиеся разведкой или добычей нефти или газа в указанных регионах (в то время как Арктические проекты могут являться обеспечением или источником погашения таких кредитов).

Американский финансовый холдинг JPMorgan Chase объявил 25 февраля, что не будет предоставлять проектное финансирование или другие формы финансирования активов, если заёмные средства будут использоваться для разработки новых месторождений нефти и газа в Арктике.

В своих опубликованных документах указанные банки также объявили о прекращении финансирования добычи угля и проектов строительства угольных электростанций. Ранее некоторые другие крупные финансовые институты, такие как ABN Amro, Societe Generale и Goldman Sacs также отказались финансировать нефтегазовые проекты в Арктике.

Тем временем в России документы о налоговых льготах и субсидиях предприятиям и инвесторам в арктические проекты будут переданы для рассмотрения в Госдуму уже в ближайшее время, затем их судьбу должен решить российский президент.