News

Государственная политика ответственного потребления

flickr.com/photos/arselectronica

Опубликовано: 12/02/2020

Автор: Анна Гаркуша

Государство заявляет о курсе на сокращение отходов, но при этом не принимает действенных мер, чтобы предотвращать образование отходов. Однако сами люди задумываются над тем, что и как они потребляют, и задаются вопросами: что купить, сколько купить, в какой упаковке; с кем поделиться; как поступить с пищевыми отходами, куда сдать на переработку; где отремонтировать, чтобы не покупать новое, и т. д.

Декларация вместо действий

Несмотря на приверженность России целям ООН, наше государство скорее декларирует свое одобрение принципов разумного потребления, чем поддерживает возможность их реализации на практике.

Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит иерархию по обращению с отходами, суть которой перекликается с этими принципами:

– максимальное использование исходного сырья и материалов;

– предотвращение образования отходов;

– сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

– обработка отходов;

– утилизация отходов;

– обезвреживание отходов.

Однако подзаконная нормативно-правовая база их игнорирует или даже противоречит им:

– все меры направлены на работу с уже образовавшимися отходами, и не предпринято ни одного шага по направлению предотвращения образования отходов;

– регуляторы отрасли уклоняются от введения обязательного раздельного сбора отходов, что ведет к строительству сортировочных мощностей именно для смешанных отходов;

– нет ни одного документа, определяющего необходимость сбора пищевых отходов от населения и юридических лиц, нет мер поддержки способов переработки органики в полезный продукт, будь то компост или биогаз.

В результате продолжается поощрение полигонного захоронения или сжигания отходов, тем самым уничтожаются уже добытые и обработанные ресурсы и стимулируется добыча новых.

Между тем следует принять простые меры для предотвращения образования лишних отходов.

Запрет одноразового

В управлении отходами на государственном уровне меры по организации раздельного сбора отходов и их переработке (компостированию) должны быть дополнены мерами, направленными на предотвращение образования отходов.

Именно поэтому правительства многих стран вводят ограничение на использование одноразовой пластиковой продукции. В частности, оборот пластиковых пакетов ограничен во Франции, Танзании, Кении, Бангладеш, Германии и других государствах, запрет на использование пластиковых трубочек введен в некоторых американских городах – Окленде, Малибу и Сиэтле.

По данным опроса Левада-центра, проведенного по заказу российского отделения Гринпис, 84% россиян поддерживают идею ограничения одноразового пластика. Однако в Минприроды считают, что введение запрета – довольно далекая перспектива. Чиновники уделяют внимание переработке, руководствуясь мифом о возможности довести ее до 100%.

Несмотря на то, что развернуты международные кампании против одноразового пластика, необходимо понимать, что производство одноразовых бумажных пакетов, упаковки из биоразлагаемого пластика также ведет к напрасному использованию ресурсов.

Стимулирование многоразового

Пока государства решают противоречия между акторами рынка, отдельные коммерческие компании разрабатывают программы по стимулированию использования многоразовых аналогов: скидки на напитки в свою кружку, возможность купить развесные товары в свою упаковку, многоразовую тару с залоговой стоимостью.

Компания Starbucks заменяет отдельную пластиковую трубочку на удобную крышку с носиком. А компания Loop реализует пилотный проект по использованию оборотной тары для продажи косметических продуктов. То есть потребитель получает шампуни, мыло, тоники, гели для душа, а после того как использует продукты, компания забирает у него тару и привозит взамен новую партию.

Стимулировать переход к модели многоразовой упаковки можно с помощью введения залоговой стоимости тары. Такой механизм следует прописать в нормативных актах, а инициировать процесс может государство. Необходимо организовать возможность сдать тару и получить в нее новую порцию товара. На первом этапе подобный механизм следует ввести для пищевых продуктов.

Сейчас же, если ответственный покупатель хочет приобрести товар в свою тару, он не всегда может это сделать, несмотря на то, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.1066-01, п. 8.11) гражданин имеет право получить продукт в свою чистую тару. Однако крупные торговые сети не рассматривают такую возможность, аргументируя это тем, что они не уверены в чистоте тары потребителя.

Чтобы избавиться от этого противоречия, санитарные правила должны разрешить покупать продукты питания в магазинах и ресторанах (формат «взять с собой») в свою тару или упаковку, а продавцы должны быть заинтересованы в таких покупателях и давать им скидку. Чистота тары может быть обеспечена за счет обеззараживания в специальных установках.

Еда не пропадет

Существует также противоречие в подходах к проблеме пищевых отходов. С одной стороны, в России детей учат не брать еды больше, чем можешь съесть, и доедать. С другой – государство стимулирует вывоз пищевых отходов на полигоны и очень слабо разрабатывает законодательство в части использования пищевых отходов.

В этом вопросе следует опираться на разработанную специально для пищевых отходов международную
иерархию. Она требует снижать потери продовольствия на всех этапах производства, транспортировки и продаж, передавать невостребованные продукты питания людям и животным, применять для промышленного использования (биогаз и т. п.) и компостирования, стараясь снизить до нуля захоронение и сжигание.

В России тоже пора запускать аналогичные процессы. Все, что будет вести к предотвращению образования отходов, в том числе пищевых, должно быть разрешено и поощрено. Правительству следует разработать национальную стратегию предотвращения образования отходов, а затем на ее основе корректировать законодательство и нормативно-правовую базу.

Пока в России крупным сетям дешевле отвозить отходы пищевой продукции на полигон, чем наладить их передачу нуждающимся или вывоз в фермерские хозяйства для корма скоту. Ассоциация предприятий пищевой промышленности предлагает введение налоговых льгот для того, чтобы сделать выгодным предотвращение вывоза на полигон. Однако пока что идея не получила поддержки у чиновников.

Раздельное накопление отходов

От государства требуется зафиксировать раздельное накопление отходов как обязательный элемент системы, после чего субъекты РФ уже не смогут уклоняться от создания инфраструктуры по раздельному накоплению стекла, пластика, макулатуры, металла, текстиля и т. п.

Ответственные мероприятия

Разумное потребление должно стать основным принципом при организации различных мероприятий, начиная с конгрессов и заканчивая народными гуляниями. Используемые для их проведения оформительские материалы тоже имеют одноразовый характер. Для ежегодных событий каждый год производятся новые баннеры, разборные скульптуры и всевозможные малые формы.

Слишком дорогая упаковка

Расширенная ответственность производителя (РОП) должна быть настроена таким образом, чтобы экологический сбор за утилизацию неперерабатываемых или нерентабельных к переработке материалов (полистирол, ПВХ, композитные материалы) заставлял товаропроизводителя переходить на более приемлемые с точки зрения переработки материалы. Упаковывать товары в неперерабатываемые виды упаковки и тары должно стать невыгодным.

Обмен с поддержкой

Один из важных инструментов разумного потребления – sharing (совместное использование) вещей, которыми не пользуются каждодневно. Государство может пропагандировать и агитировать за sharing, создавая социальную рекламу и освещая зарубежный опыт.

Вещи, которые по разным причинам уже не нужны, но которые еще рано списывать в отход, следует передавать (отдавать, менять, продавать) другим пользователям. И это касается не только одежды, но и множества других предметов быта, спорта, хобби и т. п. С этой целью государство могло бы поддержать инициативы по созданию специальных центров, в которых можно было бы обмениваться или передавать на различных условиях мебель, бытовую и компьютерную технику, утварь, игрушки, детские вещи и т. д. Важно также формировать востребованность таких возможностей.

Необходимо смещать центр внимания с покупки новых вещей на ремонт сломавшихся. Сегодня нередки ситуации, когда стоимость ремонта сопоставима со стоимостью новой вещи. Запланированное устаревание и короткий срок службы одежды и предметов быта должно прекратиться. Роль государства в этом огромна: оно может поддерживать производство тех товаров, на которые дается во много раз больший срок гарантии, выпускаются доступные по цене комплектующие и для которых развита сеть сервисных служб. Расширенная ответственность на утилизацию товаров должна быть настолько широкой, чтобы производителю было выгодно, чтобы его товар не ломался и не становился отходом.

 

Статья подготовлена специально для 76 номера издаваемого «БЕЛЛОНОЙ» журнала «Экология и право».