News

Как Приморск стал «родиной муфлонов»

vk.com/protivporta

Опубликовано: 03/02/2020

Автор: Лина Зернова

В минувшую субботу жители Приморска Ленинградской области провели флэшмоб «Обними лес». Около сотни человек выйдя в лесопарк, находящийся в городской черте, организовав живую цепь и «обняли лес». Затем активисты провели субботник, собрав более 20 мешков мусора. Акция была направлена против передачи под нужды ООО «Приморский УПК» 180 га лесопарковой зоны – на этот раз для строительства нового жилого микрорайона.

Флэшмоб прошел мирно, без эксцессов. Кто-то может сказать: ну и что, толку от таких акций? Между тем, вскоре после того, как активисты анонсировали проведение флэшмоба, администрация области отказалась предоставить «Приморскому УПК» данную территорию для строительства.

Именно протест обществен6ности стал той банановой кожурой, на которой и поскользнулась команда Ильи Трабера, заявившая о намерениях построить один из крупнейших в российской части Балтики портов. Не помогла ни начатая 10 месяцев назад спецоперация по вырубке почти 300 га прибрежных лесов Рощинского лесничества, ни безусловная поддержка федеральных, региональных и местных властей. Еще одна причина пробуксовки – грубейшие ошибки менеджеров компании.

«Слово о порту Траберове»

29 января в Выборге состоялось судебное заседание по иску граждан, потребовавших признать общественные слушания, прошедшие 24 июля 2019 в Ермилово, не состоявшимися. Это те самые слушания, на которых Приморский УПК поведал местному населению о могучих муфлонах, пасущихся на реликтовых дюнах побережья Финского залива. А также стаях перелетных птиц, которые, приближаясь к пятну застройки будущего порта, огибают его с востока, запада и севера. По эпичности и мифологизму материалы ОВОС далеко вышли за рамки сухого научного исследования, воплотив, по-видимому, надежды и чаяния инвестора. Не удивительно, что кто-то из местных окрестил документ «Словом о порту Траберове»…

Возмутившаяся общественность обратилась в суд. «Поскольку предварительная оценка воздействия на окружающую среду в составе проектной документации «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» не была выполнена, то в ходе общественного обсуждения административные истцы не получили достоверную информацию о состоянии окружающей среды и информацию о том, какое воздействие на окружающую среду окажет намечаемая хозяйственная деятельность», – говорится в исковом заявлении, подписанном 43 жителями побережья Финского залива.

Как известно, организатор обсуждений – администрация Выборгского района, а затем и правительство Ленобласти – были категорически против. «Слушания состоялись! – заявили они. – Инвестор приступает к очередному шагу осуществления проекта – подготовке государственной экспертизы».

Однако сделать этот шаг в ближайшее время Приморскому УПК вряд ли удастся. И вот почему.

Primorsk port Флэшмоб «Обними лес» в Приморске. 1 февраля 2020 года. Credit: vk.com/protivporta

Автора!

Компания Трабера ввязалась еще в одно судебное дело. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти рассматривает иск ООО «Приморский УПК» к АО «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (АО «ИИС»), готовившему тот самый ОВОС. В распоряжении активистов оказался текст искового заявления (запросили через Выборгский городской суд), который, мало того, что приоткрыл завесу над появлением феномена «родины муфлонов», но дал ответ на другие важные вопросы.

Итак, как утверждается в исковом заявлении, этап выполнения государственной экспертизы планирующегося порта подрядчиком выполнен не был. То есть никаких научных исследований и материалов ОВОС инвестор на руки не получал. Вот такая бомба – потому что вслед за ней встают вопросы.

Какие же в таком случае документы обсуждались в Ермилове 24 июля 2019? Кто автор материалов того ОВОС? Неужели сами сотрудники Приморского УПК собственными силами сляпали «труд», взяв за образец ОВОСы других портов? И, ничтоже сумняшеся, сделали Приморск «родиной муфлонов»…

Если так, то общественности не придется теперь доказывать Выборгскому городскому суду, что материалы были «какими-то странными». Инвестор сам чистосердечно признал: научных исследований воздействия порта на природу не проводилось.

– Интересно, кто конкретно из администрации ООО «Приморский УПК» дал добро на вынесение на общественное обсуждение фальсифицированных текстов? – размышляет активистка общественного движения «Против порта в Приморске» Лина Епифанцева. – Можно ли считать данный факт заведомо сознательным введением в заблуждение местных жителей и органов власти и квалифицировать как подлог? Эти вопросы нуждаются в правовой оценке, и мы обратимся с ними в прокуратуру.

Primorskport miting Плакат на митинге в Приморске против угольного порта. 18 августа 2019 года. Credit: Лина Зернова

Непонятки

С муфлонами выяснилось. Однако исковое заявление дает более широкую информацию – в нем говорится о невыполнении еще 20 этапов проектных работ! В том числе – разработки проектной документации портовых комплексов минеральных, генеральных грузов, сельскохозяйственной продукции, объектов автомобильной и железнодорожной инфраструктуры и т.д. и т.п. «… ни по одному из этапов работ, срок выполнения которых в соответствии с календарным планом наступил, результат работы представлен не был, и, соответственно, акты сдачи-приемки до момента отказа Подрядчика от Договора подписаны не были», – констатирует инвестор.

При этом, как утверждают портовики, деньги в сумме 313,2 млн рублей подрядчик получил. Поэтому УПК требует взыскать с партнера более 336 млн с учетом набежавших процентов.

Дело странное: АО «ИИС» – не фирма-однодневка, а известная на строительном рынке компания. В ее послужном списке – строительство и реконструкция морских портов в Усть-Луге, Санкт-Петербурге, сооружение парадной набережной в Калининграде, проектировании и строительстве Лахтинской Правобережной линии петербургского метрополитена и т.д. Идти на обман авторитетного заказчика, гробить наработанную за долгие годы репутацию вряд ли кто решится. Очередная загадка.

В АО «ИИС» нам отказались дать пояснения, предложив подождать решения суда… Остается ждать.

За очередной ляп заплатят жители?

Исковое заявление ответило еще на один вопрос. 20 ноября 2019 в материале «Ляпы Приморского УПК» «Беллона» озадачилась: как могло получиться, что в проект Генплана Приморска, обсуждаемый местными жителями за неделю до того, не вошел порт, о строительстве которого на всю страну было объявлено еще в начале февраля? Мы даже заподозрили ООО «Приморский УПК» в хитрости: якобы, в обход общественных обсуждений, чтоб не спорить с населением, решил продвинуть проект в виде поправок в Генплану.

Теперь стало ясно: компания Трабера просто не могла предоставить авторам Генерального плана планировочные документы по причине … их отсутствия (хотя непонятно, почему ООО «Приморский УПК» не спохватился раньше и не попытался поправить положение дел).

27 января уже года нынешнего правительство Ленинградской области отказало администрации Приморска в утверждении Генплана, отправив его на доработку. При этом конкретные сроки представления исправленного документа не обозначены. Что опять-таки притормозит проект. Дело в том, что «Решение о передаче земель (ООО «Приморскому УПК» — Л.З.) не может быть принято без изменений в генеральном плане Приморского поселения, а их на Суворовском, 67 не видели». – цитирует вице-губернатора Ленобласти Михаила Москвина 47 news. Так что хочешь-не хочешь, а процедуру с Генпланом по новому кругу проходить придется.

Primorsk port Участники флэшмоба «Обними лес» в Приморске также провели субботник. 1 февраля 2020 года. Credit: Красимир Врански

«Это была четвертая попытка разработать Генплан поселения, – возмущается один из участников группы «Против строительства порта в Приморске» ВКонтакте. – Сколько их будет еще? Сколько еще раз мы будем из бюджета оплачивать очередную халтуру?»

Действительно, разработка Генплана стоит немалых средств. Так что за беспечность инвестора, не проконтролировавшего подрядчика и допустившего очередной ляп, придется расплачиваться бюджету, читай, жителям области. Хотя следовало бы расплатиться «виновнику торжества».

Проект-гигант спотыкается. Несмотря на заявления губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, подчеркивающего важность проекта для региона; Дмитрия Медведева, акцентировавшего значимость порта в Приморске для перевода в него грузов из Финляндии и стран Балтии; самих инвесторов, планирующих доставку в Приморск грузов по Северному морскому пути…

Масштабность планов поражает. Но методы их осуществления на местном уровне поражают не меньше.

Правда, это больше понимают граждане, осознающие, какой ущерб северному берегу Финского залива может нанести субъект с гигантской бизнес-дубиной в руках. А действия ООО «Приморский УПК» на местном уровне вызывают порой именно такие ассоциации…