News

«Добро пожаловать на борт!»: «Беллона» приняла участие в обсуждении запрета использования судового остаточного топлива в Арктике

«Брим», полностью электрическое туристическое судно.
«Брим», полностью электрическое туристическое судно.
Семен Калмыков

Опубликовано: 30/01/2020

Автор: Семён Калмыков

В норвежском городе Тромсё, где в эти дни проходит международная конференция «Арктические Рубежи» (Arctic Frontiers), 28 января «Беллона» совместно с коллегами из Альянса «Чистая Арктика» (Clean Arctic Alliance – CAA) провела мероприятие, посвященное продвижению запрета на использования судового остаточного топлива (СОТ) на судах, осуществляющих свою деятельность в арктической зоне.

Мероприятие прошло на борту уникального, полностью электрического катамарана «Брим» (Brim), позволяющего туристам со всего мира наслаждаться красотами норвежских фьордов, не нанося при этом вреда хрупкой экосистеме Севера.

Основная цель мероприятия под названием «Продвижение к установлению запрета на использование судового остаточного топлива (СОТ) в Арктике» (Moving towards the ban of heavy fuel oil (HFO) in the Arctic) – распространение идеи запрета СОТ и понимания, что подобная мера вызвана не только стремлением к сохранению природы Арктики, но и вполне практическими трудностями, которые приносит использование данного вида топлива.

По словам Сигурда Энге (Sigurd Enge), менеджера проектов Объединения «Беллона» в области морского судоходства в Арктике, запрет на использование судового остаточного топлива в регионе является хорошим первым шагом, который решит проблему нефтеразливов при судоходстве и транспортировке нефти.

Сигурд Энге на презентации видения Беллоны на проблему использования СОТ в Арктике Сигурд Энге рассказывает о позиции Объединения «Беллона» по проблеме использования СОТ в Арктике. Credit: Семен Калмыков

«Запрет на использование СОТ в Арктике, как способ решения проблемы выбросов сажи является оптимальной мерой, способной подстегнуть дальнейшее развитие судоходства и переход на новые экологически чистые виды топлива. Поэтому мы в «Беллоне» полностью поддерживаем эту инициативу и наших коллег из Альянса», – говорит Энге.

Напомним, что запрет использования флотского мазута обусловлен несколькими ключевыми факторами, первое место среди которых по праву занимает угроза непреднамеренного разлива СОТ. Риски, связанные с подобным происшествием усугубляются тем, что устранение последствий разлива СОТ в Арктике практически невыполнимо. Нефтепродукты с большим трудом поддаются сбору со снега и льда, при этом погодные и климатические условия и обширные расстояния затрудняют своевременное реагирование.

Не стоит сбрасывать со счетов и факт обширных выбросов сажи при использовании СОТ – так называемого «черного углерода», оседание которого на ледовом покрове Арктики ускоряет и без того пугающе интесивное таяние арктической ледяной шапки.

Руководствуясь вышеперечисленными угрозами, и принимая во внимание тот факт, что запрет на использование СОТ был введен в водах Антарктики еще в 2011 году, коалиция международных организаций создала Альянс за Чистую Арктику и в 2016 году обратилась в адрес Международной Морской Организации (ИМО) с призывом установить схожий запрет в Арктике.

Илко Лиман и Агнес Арнадоттир - подписанное Обязательство Подписание Арктического Обязательства совладелецей компании Brim Explorer Агнес Арнадоттир (Agnes Arnadottir). Credit: Семен Калмыков

В целях формирования пула поддержки данному предложению в январе 2017 года CAA совместно с одной из крупнейших пассажирских судовых компаний Норвегии «Хуртигрутен» (­Hurtigruten) разработала так называемое Арктическое Обязательство –  документ, подписав который любая организация или частное лицо выражает готовность соблюдать принципы сохранения безопасности Арктики и поддерживает инициативу по запрету на использование СОТ в её водах.

На данный момент Арктическое Обязательство подписали более ста участников, включая политиков, представителей индустрии кораблестроения, портов, корпораций, таких как небезызвестный производитель спортивных товаров «Найк» и не менее известный шведский производитель мебели и товаров для дома «Икеа».

Знаковым событием для прошедшего в рамках «Арктических Рубежей» мероприятия стало подписание Арктического Обязательства норвежской компанией Brim Explorer, владельцем судна, на котором состоялось само мероприятие, и о которой мы уже упоминали ранее.

Слушатели 1 Участники мероприятия. Credit: Семен Калмыков

Завершением же мероприятия стала сессия вопросов и ответов, в ходе которой стало очевидно, что предстоит еще много работы, чтобы понимание необходимости введения подобного запрета было всеобщим и не вызывало удивления и недоумения со стороны людей, как напрямую заинтересованных в освоении Арктического региона, так и тех, кто имеет к этому лишь косвенное отношение.

«К сожалению, наша работа далека от завершения, – заявил Илко Лиман, представитель Альянса «Чистая Арктика», подводя итоги мероприятия. – И нам предстоит долгий путь, для того, чтобы убедить тех, кто принимает знаковые решения, в необходимости предлагаемых нами мер. Но тот факт, что всё больше и больше компаний поддерживают нас и ставят свои подписи под нашим Обязательством, не только вселяет надежду, но и позволяет верить, что достижение наших целей, запрет СОТ в Арктике, неизбежно».