Отходы в Петербурге: территориальная схема ошибок и противоречий

IMG_20200120_151226

В Петербурге вынесена на общественные обсуждения новая территориальная Схема обращения с отходами. Этот документ призван если не окончательно решить мусорный вопрос в городе, то, по крайней мере, максимально цивилизовать процедуру утилизации отходов. Как предполагалось, Схема будет регламентировать всю логистику передвижения отходов – начиная от мусорного бачка (желательно, конечно, контейнера для раздельного сбора), продолжая мусоросортировочной станцией, и заканчивая перерабатывающим заводом.

Однако документ уже вызвал резкую критику. На его страницах активисты обнаружили, например, планы по строительству полигона в Тосненском районе, от которого Ленинградская область давно отказалась, и проект мусороперерабатывающего предприятия 15-летней давности в Кировском районе ЛО, документы по которому нуждаются в актуализации.

Помимо двух действующих мусороперерабатывающих предприятий (на Волхонском шоссе и в Янино-2) планируется построить еще 4: в Петро-Славянке в Колпинском районе Петербурга (на территории предприятия «Ленсоветовский»), в Саперном (тоже Колпино), в Левашово (там ранее планировался мусоросжигательный завод) и в Ломоносове.

Как и следовало ожидать, жителей городских окраин не устраивает соседство с мусорными предприятиями. Смущает и тот факт, что, в свете принятия Госдумой 27 декабря 2019 нормы о приравнивании мусоросжигания к переработке, теперь неясно, что именно будут делать с отходами на этих заводах.

Во всяком случае, губернатору Александру Беглову уже направлено коллективное обращение против размещения двух МПБО-2 и сортировочно-прессовальной станции в поселках Саперный и Петро-Славянка.

Как сообщают авторы обращения, «места для размещения выбраны в непосредственной близости от жилой застройки, где проживают сотни тысяч людей. Экологическая обстановка в Колпинском районе СПб является одной из самых неблагополучных в городе, что обусловлено наличием более 50 промышленных предприятий и расположенным поблизости полигона токсичных отходов «Красный Бор». Согласно карте загрязнения диоксинами территории Санкт-Петербурга, в Колпинском районе СПб наибольший по городу и чрезвычайно опасный уровень загрязнения данными глобальными экотоксикантами».

Кроме того, в Колпинском районе и без того расположено 14 объектов, осуществляющих сбор, обезвреживание и утилизацию отходов I-IV класса опасности. Не будет ли размещение еще трех аналогичных предприятий перебором? Тем более, как полагают подписанты, запланированные заводы могут оказаться мусоросжигательными. Логика проста: переработать можно только предварительно рассортированные отходы.

«Так как в нашей стране механизм раздельного сбора отходов практически отсутствует, и, как отмечает «Гринпис», из смешанного мусора можно отсортировать только 15% отходов, а остальные 85% отходов будут легально сжигаться, то мы категорически возражаем против вынесенной на общественные обсуждения Территориальной схемы, допускающей строительство на территории Колпинского района СПб мусоросжигательных комплексов», – сказано в обращении.

Доля автоматической сортировки на существующих перерабатывающих комплексах в Петербурге сейчас составляет лишь 6% – это очень мало. После внесения изменений в 89-ФЗ 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (приравнивающих сжигание к переработке) ничто не мешает региональным правительствам «узаконить» такой процент сортировки, а 94% сжигать, при этом отчитываясь в Москву о 100%-й переработке отходов.

Что касается Схемы в целом, то экспертам она показалась сырой и сделанной наспех.

«Правительство СПб спешно предъявило эту территориальную схему в ответ на инцидент, возникший на пресс-конференции Путина, когда президенту пожаловались, что город откладывает мусорную реформу. Но, во-первых, та терсхема, которую из сундука вытащили городские чиновники, устарела. Они сейчас и сами признают, что в ней есть данные от 2005 года. Например, там фигурирует участок в Любанском лесничестве Тосненского района, который уже снят с кадастрового учета как предназначенный под полигон. Так что нынешняя терсхема только подтверждает бездействие городских чиновников. Во-вторых, в ней отсутствует внятная концепция. Терсхема вообще не дает понимания, в каком направлении будет двигаться мусорная реформа: будет ли сделан упор на сортировку, будет ли сжигание. Город молчит: чиновники элементарно не хотят брать на себя никакой ответственности», – уверена эксперт «Беллоны» Виктория Маркова.

Добавим, что петербургская Схема обращения с отходами – это фактически схема двух регионов. Так как Петербург со всех сторон, за исключением акватории Финского залива, окружен Ленинградской областью, то понятно, что свой мусор он вынужден частично утилизировать на сопредельной территории. Это нравится далеко не всем: так, прошлой осенью жители Кингисеппа митинговали против ввоза питерского мусора в свой район. Но, как минимум, здесь нужно четкое взаимодействие регионов. Но именно его-то и нет.

«Если у Москвы проблема – куда везти мусор, то у Санкт-Петербурга – наоборот: область готова мусор принимать, но в рамках своего видения решения этой проблемы, – считает Маркова. – В области есть управляющая компания по обращению с отходами, у которой имеются действующие полигоны (их нужно просто в порядок привести), и есть потенциальные проекты по переработке ТКО. Но регионы не могут договориться ни по тарифам, ни по объектам размещения и переработки. Мне кажется, что сейчас нам нужно силой усаживать чиновников двух регионов договариваться: по тарифам, по логистике, по тому, сколько средств пойдет на организацию сортировки мусора населением, сколько – на автоматическую досортировку, на модернизацию уже существующих полигонов и т.д. И по концепции – прежде всего. С пониманием того, что людям мусоросжигательные заводы не нужны».

Патологическая забывчивость

Помимо пригородных районов Петербурга, в терсхеме под городской мусор запланировано два участка в лесном фонде Любанского и Мгинского лесничеств.

Отдельно хочется упомянуть любанский участок, который петербургские чиновники вытащили из тьмы забвения, немало всех удивив. Под него предполагается изъять из лесного фонда 190 га. Будущий полигон должен принимать 420 тыс. тонн ежегодно (для сравнения, пресловутая свалка на Шиесе в Архангельской области должна была принимать 500 тыс. тонн московского мусора в год), из которых 275 тыс. тонн – переработанные уплотненные ТБО, 40 тыс. тонн – подлежащие сортировке, 70 тыс. – инертные отходы IV и V классов опасности и пищевые отходы без сортировки.

Возраст этих цифр – 9 лет. За это время проект был дважды оспорен экологической экспертизой – и государственной, и общественной.

Первое отрицательное заключение было сделано силами Центра экспертиз «ЭКОМ», при этом деньги на экспертизу собирали местные жители. Но через 5 лет о проекте снова вспомнили. Тогда уже взбунтовался весь район. Вторая отрицательная экспертиза была сделана не без участия районных депутатов и чиновников.

«После этого губернатор Дрозденко сказал, что строительства полигона там не будет – область подберет другой участок. Чтобы прекратить спекуляции на эту тему, участок был снят с кадастрового учета. Участка с номером 47:26:0418001:22 на кадастровой карте больше нет. И теперь город достает старую схему с несуществующим участком в третий раз!», – продолжает Маркова.

Похожая история произошла в свое время с участком в Мгинском лесничестве Кировского района, Согласно терсхеме, из лесного фонда под полигон там предполагается вывести 150 га. Проектные документы, выполненные в 2005-2008 гг., предполагают размещение гигантского количества отходов – 2 млн кубометров в год.

Но кое о чем в Схеме умалчивается. А именно о том, что на участке были обнаружены останки красноармейцев времен Великой Отечественной войны, после чего Смольный пообещал, что дальнейшее согласование проекта возможно только после завершения историко-культурных экспертиз. Однако в новой схеме нет не только заключения этих экспертиз, но и планов по их проведению. В Петербурге решили, что жители области уже все забыли? Но ведь Ленинградская область не зря вывела оба участка – и в Любанском, и в Мгинском лесничестве – из собственной терсхемы обращения с ТБО. Не могут же две региональные терсхемы противоречить друг другу!

5oGbkVHEtfE Участники антимусорного митинга в Кингисеппе, 3 ноября. Фото: Фото активистов

Потеряли отходы

В проекте Схемы полно правовых нестыковок, что подтверждает, что делали ее в спешке. Приведем несколько компетентных замечаний, подготовленных активистами Колпинского района Петербурга. Написанные сухим юридическим языком, они, однако, убедительно показывают, что терсхему в ее нынешнем виде необходимо дорабатывать.

1. Согласно п.п. «а» п.8 ст.5 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 №1130, раздел «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» содержит данные, в том числе – об установленных в субъекте Российской Федерации целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов (с разбивкой по годам) и о достигнутых значениях указанных целевых показателей (на дату утверждения территориальной схемы). Однако в представленной Комитетом по благоустройству Территориальной схеме раздел 3 «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» и Приложения №№13-21 требуемых сведений не содержат. Так, в таблице №3,1 (Приложение №13) содержатся лишь целевые показатели по доле обработанных, утилизированных, обезвреженных твердых коммунальных отходов (далее также – ТКО) в общем объеме образовавшихся ТКО, составляющих согласно таблице №2,6 (Приложение №10) лишь 1 675 055,509 тонн из 9 648 032,261 тонн общего количества образующихся на территории СПб отходов. Требуемые же целевые показатели отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением ТКО) на территории СПб, составляющих согласно таблице №2,6 (Приложение №10) 82,64% от всех видов образующихся в СПб отходов, отсутствуют и в Территориальной схеме, и в Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 №771-164, и в Региональной целевой программе по обращению с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2012 №524. Это не позволяет оценить эффективность деятельности уполномоченных органов исполнительной власти г. Санкт-Петербурга по реализации государственной политики в сфере обращения с отходами, в том числе, по расходованию бюджетных средств на вышеуказанные цели.

2. Поскольку в Территориальной Схеме отсутствуют какие-либо технико-экономические расчеты, в том числе – прогнозного характера, с указанием используемых и утвержденных в законном порядке методик, то содержащиеся в таблице №3,3 (Приложение №15) целевые показатели (и индикаторы по ним) увеличения количества обработанных, утилизированных, обезвреженных ТКО в общем объеме образовавшихся отходов к уровню 2016 года, на период 2020-2023 гг. являются умозрительными и недопустимыми к использованию в проекте нормативного акта Правительства СПб.

3. Значительная часть числовых характеристик и иных параметров, приведенных в разделах 2, 3, 6 и 9 Территориальной схемы, взята ее разработчиком из старой Территориальной схемы обращения с отходами г. Санкт-Петербурга, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2016 года №1147 «О Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», без какой-либо актуализации.

Замечания к проекту Схемы принимаются на сайте комитета по благоустройству Санкт-Петербурга до 7 февраля 2020 года.