News

Россия официально опубликовала планы по Северному морскому пути

Мурманский Вестник

Опубликовано: 13/01/2020

Автор: Charles Digges

Перевод: Семён Калмыков

Правительство Российской Федерации опубликовало «План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» (План) – судоходного маршрута сквозь арктические льды, соединяющего между собой Европу и Азию.

Распоряжение, подписанное Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым и опубликованное 30 декабря, раскрывает планы на организацию и строительство инфраструктуры для обеспечения коммерческого судоходства и добычи ископаемого топлива вдоль СМП.

Одним из мотивов создания Плана стал приказ Президента РФ Владимира Путина от 2018 года о необходимости в срок до 2024 года увеличить грузопоток СМП до 80 млн тонн в год. При этом непосредственно в Плане указывается еще большее значение – до 90 млн тонн в год, но уже до 2030 года.

Как и ожидалось, основная нагрузка по выполнению Плана – 55 пунктов из 84 представленных – легла на Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» (Госкорпорация «Росатом»). В целом же в рамках реализации Плана ожидается: постройка не менее 40 новых арктических судов, включая атомные ледоколы, реновация четырех региональных аэропортов, строительство новой ветки железной дороги на Крайнем Севере и новых морских портов. А также обширное использование природных ресурсов, высвобождающихся из-подо льда Арктических побережий, в частности природного газа, нефти и угля.

Стоит отметить, что время для реализации Плана, с учетом нарастания климатического кризиса, выбрано совершенно неудачно. Таяние арктических льдов и так происходит с пугающей скоростью, а наращивание морского трафика сквозь этот регион может лишь усугубить ситуацию. В соответствии с данными НАСА, ледяной покров Северного Полюса уменьшается на 12% ежегодно, начиная с 1979 года. Из-за этого процесса Арктика стала поглощать больше солнечной радиации, что привело к росту среднегодовой температуры в полярных широтах, превышающим вдвое рост температуры в среднем по планете.

При этом и на территории России среднегодовые показатели температуры растут в 2,5 раза быстрее, чем в любой другой стране, что, в свою очередь, привело в 2019 году к обширным пожарам, охватившим большую часть Сибири. К тому же, если верить Российской Федеральной Метеорологической Службе, в 2019 году был достигнут новый температурный рекорд.

И, несмотря на то, что Правительство РФ признает эти изменения, что подтверждается его недавними заявлениями, оно все равно планирует «использование преимуществ», предоставляемых ростом температуры, и планирует адаптировать экономику страны под эти факторы.

Ведь ничто так явно не свидетельствует об этом, как установленный Планом руководящий порядок, при котором помимо Госкорпорации «Росатом» основными разработчиками новой арктической инфраструктуры выступят ПАО «НК «Роснефть» – государственная нефтяная компания, ПАО «Газпром нефть» – один из основных добытчиков природного газа в России, и ПАО «Новатэк», курирующий реализацию проекта по добыче сжиженного природного газа «Ямал СПГ».

Не отстают и такие гиганты в области добычи полезных ископаемых, как УК «ВостокУголь» и ПАО «ГМК «Норильский Никель», заинтересованные в развитии СМП для реализации своих коммерческих интересов. Их усилиями в срок до апреля текущего года должна быть организована и проведена геологоразведка природных ресурсов Арктики.

Еще одним критическим для развития СМП пунктом является строительство новых железнодорожных линий. Так, в соответствии с Планом, Правительство обязалось в срок до июня рассмотреть возможность прокладки новой ж/д ветки до Сабетты, основного морского порта, участвующего в реализации проекта «Ямал СПГ». Постройка ветки «Архангельск-Сыктывкар-Пермь» будет рассмотрена в 2022 году, а к 2024 на рассмотрение встанет прокладка линии от Салехарда на юге Ямальского полуострова до Нового Уренгоя в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ко всему вышеперечисленному добавятся и серьезные усовершенствования ряда расположенных в арктической зоне аэропортов, а к декабрю 2021 года, возможно, будет принято решение об углублении реки Обь на севере Сибири в целях увеличения пропускной способности.

Не остался без внимания и транспортный узел Мурманской области, который по завершении строительства станет крупнейшим перевалочным пунктом на Севере России. И хоть пока и нет полного понимания, какие объемы грузов пойдут по СМП из Мурманска, можно с уверенностью сказать, что это еще один признак того, что грузопотоки, идущие на восток, уходят с привычных путей через Европу.

Конечно, пока еще рано делать выводы, увенчаются ли все эти старания успехами, которых ожидает Правительство РФ, но уже сейчас отовсюду звучат новости об увеличении грузопотока по СМП. Так, в ноябре 2019 года Госкорпорация «Росатом» опубликовала доклад, согласно которому объемы грузов в прошлом году уже побили рекорды 2018 года более чем на 60%.

И когда будут подсчитаны цифры этого года, объемы вполне могут достигнуть 30 млн тонн (в сравнении с 20 млн в 2018 году), большая часть из которых будет приходиться на ископаемые виды топлива.