Что волнует школьников и студентов в регионах Балтийского и Баренцева морей

123123 Юные экологи за творческим фитомелиоративным процессом.

Поддержка научной и природоохранной деятельности детей и молодёжи – важная часть экопросветительского направления «БЕЛЛОНЫ». Цель данного конкурса – с одной стороны, поощрить проекты, которые уже реализуются детьми и учителями, с другой – инициировать появление новых проектов, разработанных специально для конкурса.

«В этом году большинство работ поступило из Санкт-Петербурга. Мы получили работы, посвященные таким темам, как загрязнение водоёмов, промышленные и бытовые отходы, загрязнение снежных покровов, сельскохозяйственные палы, охрана редких видов животных. Участники инициировали исследования, проводили субботники, информационные кампании. Но больше всего работ поступило в номинации «Искусство против загрязнения» – плакаты, рассказы, видеоролики и даже сценарий для театрального представления. Все работы посвящены экологическим проблемам в регионах Балтийского и Баренцева морей», – рассказывает координатор конкурса Марина Эримметова.

Ниже мы расскажем о наиболее интересных, на наш взгляд, работах, поступивших на конкурс. С полным списком победителей конкурса можно ознакомиться здесь.

Номинация «Противодействие промышленным выбросам»

Одно из призовых мест в этой номинации занял семейный проект «Фильтр-патрон для сливных вод». Работу представил Артур Сергеев из ГБУДО ДТ «У Вознесенского моста». Он исследовал на предмет загрязнения воду, которая попадает в ливневые колодцы в разных районах Санкт-Петербурга, а затем разработал простейшее устройство для ее очистки.

Проблема заключается в том, что во время дождей и таяния снега в ливневую канализацию попадают различные загрязнители, как жидкие (например, моющие средства, бензин и мазут), так и содержащиеся в смываемой водой пыли (например, частички измельченного мусора различного происхождения, шинная пыль, сажа, тяжелые металлы). Поскольку во многих городах отсутствует система очистки ливневой канализации, все эти загрязнители поступают непосредственно в водоемы.

Особенно эта проблема актуальна для крупных промышленно развитых мегаполисов, в том числе и Санкт-Петербурга. В Петербурге вода из ливневой канализации, минуя коммунальные очистные сооружения, в итоге попадает в Неву, а затем – в Финский залив.

Цель проекта – привлечь внимание общественности к проблемам защиты природных экосистем в регионе Балтийского моря и предложить простой способ очистки дождевой воды в больших городах.

Номинация «Использование зарубежного и международного опыта для защиты окружающей среды»

Первое место в этой номинации присуждено Исаковой Арине из школы №618 Приморского района Санкт-Петербурга за работу «Рекультивация околоводных техногенных территорий методом фитомелиорации на р. Вуоксе, турклуба «Лена» пос. Лосево Ленинградской области».

«В настоящее время, территория турклуба «Лена» подвергается сильнейшим антропогенным воздействиям в связи с большим количеством отдыхающих, что не способствует естественному возобновлению растительности. Поэтому вся территория турклуба представляет собой большой участок земли с изреженным спелым древостоем и отсутствием естественного самовозобновления», – говорится в обосновании проекта.

Участники проекта организовали экспедицию с целью проведения научно-практического эксперимента по фитомелиорации естественным путём с созданием аллеи «Трудолюбия и Гордости» из молодого естественного подроста елей в районе околоводных территорий. Выбор посадочных мест для закладки аллеи был выбран совместно с администрацией турклуба.

«Мы использовали метод естественной фитомелиорации, ориентируясь на опыт европейских стран, особенно Финляндии. Это максимально бюджетный и очень действенный метод – ребята посадили 180 деревьев, из которых 90% саженцев прижились», – рассказывает руководитель проекта Тамара Пестова.

Администрация турклуба «Лена» предложила продолжить реализацию проекта в будущем.

Номинация «Экологические проблемы городов»

Для привлечения внимания школьников к экологическим проблемам городских парков Петербурга команда учащихся ГБОУ школы №197 Санкт-Петербурге реализовала проект «Город чистой красоты».

Одно из мероприятий, состоявшихся в рамках проекта, – квест «Экологический маршрут» в Таврическом саду, в котором приняли участие учащиеся ряда учебных заведений Санкт-Петербурга. Участникам были предложены как теоретические задания, так и задания-кейсы, моделирующие различные экологические ситуации. Помимо этого, каждая команда провела исследования воды, воздуха, почвенной вытяжки. Авторы проекта выступили ведущими на станциях квеста.

IMG-20191015-WA0000 - Olga Lyatieva Артур Сергеев презентует свою работу «Фильтр-патрон для сливных вод».

Номинация «Защита морей от загрязнения»

«Дети – морю» – один из проектов, отмеченных жюри, который был реализован специально для конкурса Вероникой Рябининой и Светланой Хомылёвой. Девушки подключили к этой работе несколько классов, а также учителей и администрацию гимназии №74, в которой провели 22 авторских урока и акцию, посвященные загрязнению Балтийского моря. Специалист «БЕЛЛОНЫ» Анастасия Федорченко посетила один из уроков и отметила хорошую подготовку и необходимость развивать проект в дальнейшем.

Номинация «Угрозы заповедным территориям Санкт-Петербурга и их предотвращение»

Эта номинация появилась в этом году впервые. Одна из работ-победительниц в номинации – «Сохраним тритона!» – была выполнена учащимися школы-интерната №289, расположенной на особо охраняемой природной территории «Дудергофские высоты». «Здесь в небольшом пруду обитает редко встречающийся на территории Санкт-Петербурга вид земноводных – гребенчатый тритон.

Главная цель проекта «Сохраним тритона!» – выяснить причину резкого сокращения численности тритона гребенчатого, а также провести эколого-просветительскую работу с целью сохранения его местообитания в парке «Дудергофские высоты» и в Санкт-Петербурге.

В рамках проекта «Сохраним тритона!» ученики изучили профильную литературу, приняли участие в экскурсиях, организованных специалистами Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга, изучили биологические особенности тритона, его строение, образ жизни, места обитания, в том числе в парке «Дудергофские высоты». В ходе реализации проекта ребята пришли к выводу о необходимости создания искусственных копаней как места для размножения тритона гребенчатого. На этом проект не заканчивается – запланировано продолжение работы для сохранения тритона на данной территории.

Конкурс «ЭкоПросвет»

В настоящий момент «БЕЛЛОНА» проводит ещё один конкурс, направленный на воспитание бережного отношения к природе путем формирования позитивного экологического мышления.

Во II Всероссийском экологическом конкурсе просветительских проектов «ЭкоПросвет 2019/20» могут принять участие все, кто реализует эколого-просветительские проекты, – представители образовательных учреждений и организаций, а также активисты, вовлеченные в эколого-просветительский процесс.

Зарегистрироваться для участия в конкурсе и узнать подробности его проведения можно на сайте «БЕЛЛОНЫ».

Екатерина Блокова