News

Как заставить бизнес позеленеть

ecoidea.by

Опубликовано: 06/12/2019

Автор: Никита Петров

Мусорная реформа, начавшаяся с принятия в 2014 году федерального закона №458, целью которого было принудить бизнес заново использовать отходы от производства и логистики, заставила коммерсантов пересмотреть свои приоритеты. Конференция по мусоропереработке, организованная MarketMedia при поддержке Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации (СПИБА) и табачной компании «JTI Россия», – тому ярчайшее подтверждение.

Сотрудники крупных компаний, предприниматели и чиновники собрались в конференц-зале отеля Novotel, чтобы рассказать друг другу о том, как они повторно используют собственный мусор и расходные материалы, идя в ногу со временем, а также поделиться страхами насчёт планирования будущего, потому что в кабинетах власти до сих пор не могут разъяснить чёткие принципы грядущей «зелёной революции».

Заместитель председателя комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева дипломатично заявила о том, что все присутствующие на мероприятии – одновременно и производители, и распространители, и покупатели, и потому заинтересованы в качественной продукции и уменьшении нагрузки на окружающую среду.

Исполнительный директор бизнес-ассоциации SPIBA Карина Хабачёва рассказала о создании «Зелёного кодекса», в котором прописаны 10 принципов устойчивого развития. Кодекс появился в 2017 году при поддержке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации (SPIBA), компаний «Балтика» и фабрики JTI «Петро», первыми подписавшими проект. Предприятиям, принявшим кодекс, выдается свидетельство сроком на два года.

Глава SPIBA рассказала «БЕЛЛОНЕ» о том, что инициатива по созданию кодекса – добровольный шаг бизнеса в надежде на установление диалога с властями. К сожалению, для коммерсантов, игра пока идёт в одни ворота, высокие чины не торопятся посещать тематические мероприятия, возможно, из-за идеологической неразберихи в собственных кабинетах.

Очевидно, что бизнес рассчитывает на какие-то преференции в будущем, потому что государство увеличивает издержки, при этом не предоставляя ничего взамен. Компании рады «зеленеть», но на этом сложно заработать, если ты – представитель табачного или алкогольного бизнеса. Массовому потребителю такого продукта, в сущности, всё равно, какой негативный след оставлен его производством. Несмотря на это, пресс-служба компании «Балтика» рассказала «БЕЛЛОНЕ» о том, что подписание «зелёного кодекса» – добровольный шаг крупной пивоваренной компании, а о получении каких-то налоговых льгот ничего не известно.

IMG_5053 Участники конференции. Credit: Никита Петров

Наталья Беляева из «Деловой России» заявила, что «у бизнеса есть страх, что будет дальше». Исходя из этого, можно сделать вывод, что крупный бизнес, посоветовавшись с юристами, играет на опережение в туманных условиях российских реалий. Ведь хорошо иметь что-то весомое под рукой, когда начнутся серьезные переговоры. Можно презентовать зелёные программы, добровольно взятые обязательства и просить что-то взамен.

Одним из немногих представителей власти, присутствовавших на встрече, был Иван Тесленко, начальник сектора обеспечения экологической безопасности Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, заявивший, что мусор – «злободневная история, волнующая всех», что в этом деле «важен диалог с бизнесом и властью». Ведь именно его структура наравне с прокуратурой будет контролировать исполнение всех норм, заданных правительством.

Далее представители крупных компаний демонстрировали презентации с впечатляющими графиками и цифрами, свидетельствующими о снижении нагрузки на окружающую среду. Среди них – табачная фабрика JTI «Петро», Unilever – один из мировых лидеров на рынке пищевых продуктов и товаров бытовой химии, упаковочная компания RafCycle, французская корпорация Danone, сервис по доставке продуктов iGooods и другие.

Пиар-отделы этих компаний прекрасно справятся с задачей информирования потребителей о том, как они «делают планету чище, производя более экологичные товары», продавая им свои вещи и услуги, поэтому в целях экономии времени опустим подробности.

Стоит обратить внимание на высказывание Председателя Национального союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами Михаила Василенко, сказавшего о том, что мусорная реформа упрётся в экономическую целесообразность.

Региональным операторам сегодня невыгодно сортировать мусор, а единая матрица реформы не может быть одинаково наложена на все города и регионы. Властям необходимо вести разъяснительную работу, при этом ситуация с ЭкоТехноПарком «Шиес» для чиновника – «раздутая проблема», он видит в ситуации признаки «зелёного рэкета», но данный тезис так и не был раскрыт.

А председатель Региональной общественной организации по защите окружающей среды «Экологическое сообщество» Сергей Санне заявил о том, что в Санкт-Петербурге до сих пор нет человека, с которым «можно было бы решать вопросы», потому что ответственные за реформу чиновники постоянно меняются. И призвал к объединению лоббистских усилий бизнеса и всех заинтересованных сторон.

Исходя из услышанного, можно сделать вывод о том, что давление властей на бизнес с помощью законопроектов доказало свою эффективность. Мы бы не увидели всех этих замечательных зелёных программ по сортировке и повторному использованию мусора и снижению экологического вреда, если бы не 458-ФЗ, что ещё раз доказывает, что окружающая среда – важнейшая сфера ответственности государства, которую нельзя перекладывать на плечи бизнеса, экологических или благотворительных организаций.

Но то, как проводится мусорная реформа, вызывает недоумение у всех – от рядовых чиновников и жителей города, давно готовых к раздельному сбору мусора, до топ-менеджеров крупных иностранных корпораций. И от этой неразберихи страдают, те, кто лишен возможности участия в диалоге сегодня. Это – будущие поколения жителей нашей страны.