Ленобласть: Мусорная реформа или обман населения?

Rubbish tank waste trash Фото: torange.biz

Новые полигоны

Это уже третий митинг, происходящий в Кингисеппе за последние три месяца. Жителям города не дают покоя действия АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (УКООЛО) по строительству одного из крупнейших в регионе мусорных полигонов рядом с их городом.

– 8 июля областная Управляющая компания – владелец действующего полигона ТБО – пригласила горожан на общественные слушания по поводу его реконструкции, – рассказывает жительница города Марина Любушкина. – Повод вроде бы мелочевый: перенос пруда-регулятора, в котором скапливаются свалочные стоки, с действующей площадки в 6,1 га на смежный участок в 25 га. Здесь-то и выяснилось, что у компании далеко идущие планы…

Как оказалось, УКООЛО ранее арендовала у города не только 25 га, но еще и участок в 31,3 га земли. Что на территорию общей площадью в 62,4 га планируется свозить отходы из Сланцевского, Кингисеппского, Волосовского, Ломоносовского районов и города Сосновый Бор Ленинградской области.

– В июле же губернатор области Александр Дрозденко добавил, что сюда также поедет мусор из Санкт-Петербурга, – продолжает Марина. – Что под Кингисеппом планируется создание «экотехнопарка» с переработкой и размещением коммунальных и отдельных видов промышленных отходов годовым объемом в 500 тыс. тонн, общей вместимостью до 9 млн. тонн. Обратите внимание – такие заявления делаются без какого-либо обсуждения с жителями, – Марина не скрывает возмущения.

– Нам говорили, что мусорная реформа – это, прежде всего, раздельный сбор и переработка, – заявил на митинге житель города Максим Дронов. – С 1 ноября мы уже платим за это деньги. Но никаких контейнеров и площадок, обучения населения и детей в школах. Власти и не думают начинать эту работу. Им проще идти по натоптанной тропе: создавать новые полигоны и захоранивать. Тем более, за это с народа сдирается в несколько раз больше. Вот они, собирая наши денежки, и продолжают кормить население сказками про технопарки…

5oGbkVHEtfE Участники антимусорного митинга в Кингисеппе, 3 ноября. Фото: Фото активистов

Поймали с поличным

Участники митинга считают, что руководство УКООЛО обманывает местное население.

– У нас сложилось впечатление, что слушания по переносу пруда они хотели выдать за слушания по новому полигону-гиганту, – продолжает Марина Любушкина. – И это при отсутствии проекта! Надеялись, люди не разберутся, и проект удастся по-тихому протащить? 4 августа мы и провели первый митинг, на котором избрали Рабочую группу [РГ] из числа активистов по мусорным делам.

РГ поймала Управляющую компанию на правонарушении.

– Мы выяснили, что на арендованной площадке в 25 га УКООЛО уже начаты работы по сооружению нового пруда-накопителя и других объектов, – рассказывает председатель РГ Максим Дронов. – Напомню, без утвержденного проекта. (!) Мы обнаружили трубу, перекинутую из действующего пруда-накопителя на новый участок. А также коммунальные отходы – арендатор уже начал их свозить на новую площадку. После нашего обращения в Росприроднадзор Управляющая компания взялась срочно заметать следы преступления – заваливать отходы чистым грунтом. То есть сегодня на неизолированной от подземных горизонтов площадке вперемежку с землей находятся отходы непонятного класса опасности. Вот вам и начало мусорной реформы – можно ли доверять после этого региональному монополисту?

Митингующие потребовали у пресс-секретаря УКООЛО признать факты обмана. На что Ольга Пышкина твердила: «Пишите письменные обращения, мы обязательно на них ответим».

Зато факты нарушений  признал Росприроднадзор по СЗФО.

– 30 сентября мы получили ответ от надзорного ведомства о возбуждении двух административных производств в отношении УКООЛО, – сообщил Максим Дронов собравшимся. – Мы считаем, что с компанией, нарушающей российское законодательство, необходимо расторгнуть договор.

Это требование Рабочая группа еще до митинга направила главе администрации Кингисеппского района, подчеркнув, что арендатор ущемляет права жителей на благоприятную окружающую среду. Как пояснил руководитель РГ, муниципальная власть отказалась удовлетворить их, аргументировав свой отказ тем, что заказчиком данного проекта является Правительство ЛО.

Общественность считает нужным…

Судя по всему, в правильном направлении мусорной реформы больше всего заинтересовано само население.

– Областное правительство хочет «подарить» Кингисеппу полигон с питерскими отходами, за что город не получит ни копейки в местный бюджет, – объясняет собравшимся Максим Дронов. – Ведь все налоги уйдут в Выборг – по месту регистрации УКООЛО. Зачем это кингисеппцам? Нам предлагают писать письма в Выборг, когда мы хотим со всеми вопросами обращаться в местную администрацию. Нужен ли нам областной монополист, который заинтересован только в наших деньгах, но никак не в решении наших проблем? Считаем, что мусорная реформа в Ленобласти – открытый обман населения. Работу с отходами нужно передать муниципалам.

0fA7tRL23w4 Участники антимусорного митинга в Кингисеппе, 3 ноября. Фото: Фото активистов

– Это разрешает новая редакция Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», – говорит жительницы города Наталья Злобина. – Читайте статью 15, пункт14: «… участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов». Муниципалам проще организоваться на месте. Они не будут уничтожать собственную природу. И деньги будут оставаться в городской казне, а не уходить непонятно куда.

Как говорили выступающие, такой опыт уже имеется в Калуге, Новороссийске, Пермском крае. Его нужно перенимать и Ленинградской области. В резолюции митинга они заявили о поддержке раздельного сбора и переработки собственных отходов. Потребовали признать областную Управляющую компанию недобросовестной и расторгнуть договор аренды на новые участки в 25 и 31 га. А также – создать муниципальную структуру по обращению с ТКО. Организаторы митинга в поддержку своих предложений намерены начать сбор подписей жителей всего Кингисеппского района.

Комментарий председателя постоянной депутатской Комиссии по экологии Законодательного собрания Ленобласти Николая Кузьмина

– Мусорная реформа в Ленобласти пока пробуксовывает. Региональный оператор по обращению с отходами так и не смог провести в полном объеме все организационные работы. В тариф заложена плата за услуги по раздельному сбору и переработке отходов. Но услуги-то не оказываются. Поэтому на сегодня она реализуется не в интересах населения. Реформа действительно заточена на создание новых полигонов, только за еще бо́льшие деньги. Люди это видят и начинают выдвигать предложения, выступать с инициативами.

Благодаря представленным видеодокументам, собранным Рабочей группой из Кингисеппа, мы детально разобрались в ситуации. Депутатская Комиссия потребовала от Регоператора немедленно прекратить все работы на новых площадках. Выявилось еще одно нарушение: УКООЛО вела подготовительные работы на площадках, не поставив в известность Невско-Ладожское бассейновое управление. По словам экспертов НЛБУ, при таянии льда талые воды вместе со свалочными стоками по системе водоемов могут попасть в Нарвский залив. Вся информация передана в Управление по контролю за обращением с отходами Ленобласти.

Однако коренных изменений ждать пока не приходится.

Комментарий руководителя юридического проекта ЭПЦ «БЕЛЛОНА» Павла Моисеева

Для правильного понимания ситуации необходимо провести анализ действующего законодательства. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не будет иметь приоритет, так как он имеет общий характер, приоритет будет отдаваться профильному законодательству.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об отходах производства и потребления»):

  • создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
  • определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
  • организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В п. 4  Письма Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО» указано что, согласно статье 24.6 Закона № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО осуществляются в соответствии с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 15.12.2018).

В соответствии с положениями статьи 8 Закона № 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраску, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборку) ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора.

В п. 5 Письма Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО»  даны следующие разъяснения: подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы МСУ. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы МСУ.

В случае осуществления ликвидации несанкционированной свалки ТКО силами регионального оператора, согласно пункту 17 «Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными Постановлением Правительства РФ, за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных убытков.

Также между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом существует соглашение по вопросу обращения с отходами производства и потребления – Закон Санкт-Петербурга от 29.12.2017 № 882-162 «Об утверждении Соглашения о взаимодействии между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом по вопросу обращения с отходами производства и потребления» (принят Законодательным собранием СПб 20.12.2017).

Стороны, в рамках своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Соглашением принимают меры, направленные на обеспечение размещения отходов, образовавшихся в Санкт-Петербурге, на территории Ленинградской области в соответствии со Схемой Санкт-Петербурга и Схемой ЛО с учетом необходимости обеспечения согласованности действий региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего свою деятельность на территории Ленинградской области (2.1. Соглашения).

Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Социальной значимостью территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами предопределены требования федерального законодателя к составу и содержанию этого документа при его разработке (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2019 № 51-АПА19-7).

Для решения данной проблемы необходимо проанализировать территориальные схемы  Ленинградской области и Санкт-Петербурга для внесения изменений или обжалования территориальных схем в судебном порядке.

Лина Зернова