News

Климатический план Парижа: достичь углеродной нейтральности к 2050 году

flickr.com/photos/75487768@N04/

Опубликовано: 05/11/2019

Автор: Елена Гретчина

В Агентстве по городской экологии мэрии Парижа уже более 10 лет работают над Климатическим планом Парижа. О целях, задачах и уже полученных результатах рассказал Ян Франсуа, глава департамента по климатической, энергетической стратегиям и стратегии циклической экономики. Визит прошел в рамках образовательной поездки во Францию, организованной «БЕЛЛОНОЙ» и Посольством Франции в России.

Климатический план 2007-2012

Первый Климатический план Парижа был разработан на срок 2007-2012 годы, его обновляют каждые 5 лет.

Приоритетное направление первого Климатического плана – транспорт: в 2004-2010 гг. в Париже на 50% были снижены выбросы СО2, связанные с транспортом, в первую очередь за счёт улучшения качества двигателей и новых ограничений для производителей автомобилей от ЕС. Выбор был сделан в пользу общественного транспорта, велотранспорта, пешеходных зон. К уже 150 км велодорожек добавились еще 700 км. Организованы велопарковки c арендой на 23600 велосипедов. Продлены ветки метро вокруг Парижа, построено 24 км трамвайных путей.

Удалось добиться снижения использования энергии в жилом фонде. В первую очередь в социальном жилье, 36200 единиц жилья попали под программу обновления жилья, вследствие чего счета за электроэнергию резко снизились. Реновация 240 школ позволила на 30% снизить потребление энергии в них. На крышах домов было установлено 50000 м2 солнечных электрических панелей.

dsc08166_0 Ян Франсуа, глава департамента по климатической, энергетической стратегиям и стратегии циклической экономики Парижа.

Каковы особенности нового Климатического плана Парижа?

Новый план принят в 2017 году после прошедшей в Париже в 2015 году Конференции по климату COP 21. На его разработку ушло 18 месяцев. Были проведены консультации со всеми заинтересованными сторонами: гражданами, ассоциациями, университетами, частными компаниями и т.д. В консультациях приняло участие 700 чел., было организовано 30 тематических групп, проведено 100 часов работы в группах. Участникам предлагалось «помечтать» об углеродной нейтральности Парижа к 2050 году.

Самый важный вопрос – что означает углеродная нейтральность в рамках города Парижа, площадь которого – 105 кв. км? В рамках планеты – это такой уровень выбросов CO2, который способны поглотить наши леса, океаны. Необходимо было понять, каковы основные источники выбросов СО2 в Париже. По различным оценкам, в 2014 году выбросы СО2 в Париже составили 25,6 млн тонн, при этом 2/3 выбросов производятся вне Парижа (19,6 Мт) – это региональные и глобальные выбросы, среди них большинство выбросов производят самолетные грузопассажирские перевозки, производство продуктов питания. Непосредственные выбросы в городе – от зданий, транспорта и прочих источников – составляют 1/3 общего уровня выбросов СО2 (6 Мт в 2014 году).

img_20190930_115609

Зона ответственности мэрии Парижа – это 2% от всех действий, которые необходимо предпринять для снижения уровня выбросов СО2. Обновление парка жилья, регулирование мобильности и транспортной логистики, обращение с отходами – реализация мер в этих сферах поможет снизить выбросы СО2 на 25% от общего уровня (который включает локальные, региональные и глобальные выбросы).

75% всех выбросов, включая глобальные и региональные, происходит в результате деятельности крупных инфраструктурных объектов государственного подчинения, частных компаний, деятельности граждан, поэтому к разработке и выполнению целей Климатического плана необходимо привлечь максимальное количество участников.

73000 человек из 2,2 млн парижан участвовали в голосовании – за принятие нового Климатического плана проголосовали 95%. В последние 2 года действует программа «Волонтёры климата». За это время было привлечено 25000 волонтёров, которые реализуют меры у себя в районах, способствуя выполнению целей Климатического плана. Раньше для его обсуждения граждан привлекали раз в 5 лет, теперь принято решение об общем управлении с участием всех сторон. Собрание общественности проходит раз в год.

img_20191002_093813

Цели и задачи нового климатического плана – достичь углеродной нейтральности к 2050 году

В новый Климатический план внесены цели и задачи к 2030 и к 2050 году. За 100% взяты выбросы 2004 года. Цель к 2030 году – на 50% снизить локальные выбросы, на 40% – глобальные. Цель к 2050 году – снизить на 100% локальные выбросы и способствовать снижению глобальных выбросов, входящих в углеродный след города, на 80%. Также в  новом Климатическом плане отражена необходимость лучшего управления, привлечения большего количества людей и финансов и необходимость адаптации к последствиям изменения климата. Всего в плане 100 пунктов. Учитывая цели нового плана, с 2020 по 2030 год нужно резко увеличить количество прилагаемы усилий, по словам Яна Франсуаза – это должно быть «переломное десятилетие».

Чтобы достичь нулевых выбросов на местном уровне к 2050 году в Париже планируется в 2 раза снизить потребление энергии и перейти на 100% ВИЭ, при этом 20% возобновляемой энергии должно производиться в самом Париже. Краткосрочная цель – снизить потребление энергии на 35% к 2030 году и получать 45% энергии от ВИЭ, включая 10% от локальных источников. При этом сейчас только 5% энергии Париж получает от ВИЭ.

dsc08262

Как Париж собирается это сделать? ВИЭ в Париже – это, в первую очередь, геотермальная и солнечная энергия. Чтобы приблизиться к цели 2050 года, нужно будет использовать 20% крыш Парижа под установку солнечных фотопанелей. Для этого планируется создание объединений граждан, которые будут идентифицировать приемлемые для установки панелей крыши. В ближайшем пригороде Парижа – городе Венсен в цветочном парке планируется строительство солнечной электростанции на 5-10 тыс. м2. Кроме того, в геологическом бассейне Парижа расположено несколько формаций, которые могут эксплуатироваться для поддержания систем отопления и кондиционирования. С помощью геотермальных источников Париж планирует получать 330 дополнительных ГВт энергии в год к 2050 году относительно настоящего времени. В Париже уже строится энергоэффективный район Клиши-Батильон, в котором здания получают геотермальную энергию через скважины глубиной 800 м. Также Париж осуществляет эксперименты с использованием тепла от сточных вод – в 2020 году такой проект будет реализован в 11 квартале в районе городской мэрии. Предполагается, что из-за климатических изменений потребность в работе систем кондиционирования возрастет, и к 2050 году на них будет приходиться 10% всей потребляемой энергии.

В Париже 200 тыс. источников света, к 2030 году планируется на 50% снизить потребление энергии источниками освещения с помощью установки специального оборудования, например, датчиков движения. В целях «озеленения» энергии Париж развивает партнерство с окружающим его регионом Иль-де-Франс, с национальными и европейскими сетями. Так в регионе Иль-де-Франс, к 2030 году планируется вырабатывать 9ТВт биогаза, к 2050 году установить 50 км2 солнечных фотопанелей и 3000 ветровых турбин. Париж готов поддерживать поставщиков возобновляемой энергии через присуждение «зеленых» сертификатов.

Жилье. Цель – снизить энергопотребление жилья в 2 раза через проведение энергоффективной реновации 1 млн единиц жилья за 30 лет. Для этого, по словам главы Департамента, нужно ускориться в 25 раз по сравнению с нынешними темпами. Жилищный сектор ответственен за 80% потребляемой энергии и 20% углеродного следа.

img_20191001_130931

Транспорт. В Париже вводится запрет на передвижение по городу автомобилей на дизельном топливе к 2024 году, на бензине – к 2030 году, к 2050 году только на биогазе (40%) и на электричестве (60%). С 2020 года в автошколах Парижа будут обязаны учить экологически дружественному вождению со скоростью до 30 км/ч для минимизации выбросов СО2 в атмосферу. Развитие пешеходных зон, строительство новых велодорожек и доступность общественного транспорта (расширение существующих линий электропоездов и автобусов на электричестве) – также в приоритете. Планируется создание доступных коворкингов с неограниченным доступом к интернету (к 2030 году – на базе помещений мэрии) для минимизации передвижения по городу и организации встреч (видеоконференций, звонков) дистанционно. Будет организовано больше парковочных мест для каршеринга. Возможность альтернативной электрической, газовой энергии планируется предоставить гражданам – места для подзарядки электрокаров. Также в плане продолжение создания велодорожек и велопарковок (будет построено 10000 новых парковок), обучение безопасному вождению на велосипедах школьников до 2025 года.

Париж – один из тех городов, которые включают в свой углеродный след полеты парижан на самолетах на отдых. С 2004 года парижане стали использовать самолёты на 29% больше. Предполагается заменить керосин на биотопливо на авиалинии Париж-Тулуза.

Питание. Производство мяса – важный источник выбросов СО2. Можно на 56% снизить выбросы за счет смены рациона – потреблять меньше мяса и рыбы. 15 лет реализуется программа улучшения питания в школах, детсадах Парижа, налаживаются поставки местных биопродуктов. В школах введен День без мяса, и такие дни планируются к введению во всех организациях. Важно наладить связи Парижа с окружающей его сельскохозяйственными территориями – к 2030 году 50% еды, поставляемой в Париж, должно быть из Иль-де-Франс, к 2050 – 75 %.

dsc08218

Обращение с отходами. Политика Парижа, как и всего Европейского союза, по обращению с отходами строится на иерархии – предотвращение, повторное использование, переработка, сжигание, захоронение.

Для предотвращения образования отходов планируется развитие новых систем распределения товаров – продажа на развес и без упаковки, борьба с образованием пищевых отходов, развитие городского компостирования. К 2030 году на каждые 100000 жителей должен быть 1 магазин с развесными продуктами без упаковки. Во Франции в год выбрасывается 10 млн тонн пищевых продуктов в год, пригодных для еды. В Париже эта цифра в три раза выше среднего показателя по стране – парижанин выбрасывает в год 26 кг еды. Во Франции уже много лет работают Продуктовые банки – организации, которые осуществляют в магазинах сбор непроданных продуктов и распределяют их по локальным ассоциациям. Краткосрочный план – на 50% снизить образование пищевых отходов между 2015 и 2025 годом через сбор в магазинах, ресторанах, в школах. Мэрия Парижа поддерживает организацию мероприятий с концепцией «ноль отходов».

Мэрия продвигает развитие законодательства, по которому продукция не может быть продана без сертификата о многоразовости, перерабатываемости и пригодности к починке. К 2020 году планируется создание 20 центров по починке и перераспределению.

img_20191001_162254

Цель Парижа – к 2030 году снизить количество захораниваемых отходов на 50%, а к 2050 году – добиться нулевого уровня захоронения. При этом из одного миллиона тонн отходов в Париже перерабатывается только 17%. 80% отходов домовладений идет на сжигание. Для увеличения количества перерабатываемых отходов планируется распространение понятных и универсальных инструкций по сортировке, широкое распространение сортировочных систем в общественных местах. К 2020 году в Париже планируется создание 1000 сортировочных станций. Так как три мусоросжигательных завода в городе уже функционируют, раздельный сбор недостаточно эффективен, однако достижение главной цели – отказа от захоронения и мусоросжигания – в краткосрочной перспективе не предвидится.

Согласно «Плану компостирования» сбор пищевых отходов сейчас организован в двух из 20 округов Парижа, в будущем его планируют организовать везде. В такую систему входит маленький контейнер на площадке и маленькие сумки для домовладений, вывоз осуществляется два раза в неделю. Цель – установка 1000 коллективных компостеров к 2020 году. Сейчас строится один небольшой биогазовый завод. И еще два планируются к постройке в окрестностях Парижа. Париж продвигает введение налога на печатную продукцию, чтобы уменьшить количество используемой различными организациями бумаги. Одна из проблем – мэрия Парижа обладает недостаточной информацией о том, какие отходы образуются у организаций и забираются частными компаниями. Что мешает наладить специализированную систему сбора отходов.

Париж планирует вводить раздельный сбор урины – эксперимент будет осуществлен в некоторых коттеджных экокварталах к 2030 году. Такая мера будет способствовать тому, чтобы меньше азота и фосфора поступало на очистные сооружения и в Сену, а для слива использовалось меньше воды. Это не только мера адаптации к последствиям изменения климата, но и способ более ответственно подойти к использованию природных ресурсов – а именно получить удобрения для сельского хозяйства.

Processed with VSCO with k2 preset

Адаптация к последствиям изменений климата

Адаптация – отдельный важный вопрос, так как в Париже прогнозируется учащение жарких периодов, периодов засухи и, наоборот, периодов сильных дождей, штормов и наводнений. Прогнозируются более мягкие зимы за счет повышения средней температуры на 2-4 градуса. Аномально жаркое лето 2003 года может к 2050 году стать «нормальным».

Стратегия адаптации к изменению климата включает 4 зоны мер: защиту Парижа от экстремальных последствий изменений климата; защиту от нехватки воды, энергии, продуктов питания; благоустройство; совместное сосуществование жителей в случае учащения климатической миграции.

По плану адаптации каждый парижанин должен находиться в 7-9 минутах от «островов холода». В Париже летом 922 острова холода днем, 212 – ночью. Это как зеленые зоны, так и общественные здания с кондиционированием. Уже функционирует мобильное приложение, актуальное в летнее время, информирующее жителей о местонахождении таких островов холода и лучшем способе до них добраться. Планируется увеличение на улицах количества фонтанов с питьевой водой.

Последствия изменения климата опасны не только для человека, но и для биоразнообразия. Прогнозируется появление новых болезней. Помочь сохранить биоразнообразие планируется за счет создания «зеленых» коридоров и «голубых» дорог вдоль рек и каналов. Развивать озеленение будут на уровне дорог (горизонтально) и фасадов (вертикально).

 

Автор – Елена Гретчина, представитель Климатического секретариата РСоЭС, участник образовательной поездки по теме «Экологическое право и активизм во Франции».

Участниками поездки стали пятеро студентов юридических специальностей из Владимира, Екатеринбурга, Саранска, Красноярска и Томска, занявших призовые места в конкурсе «ЭКО-ЮРИСТ», а также четверо молодых активистов Петербургской экологической организации «Друзья Балтики».