News

Открытые данные – открытое общество

Офис ООН в Женеве.
Офис ООН в Женеве.
Ольга Подосенова

Опубликовано: 14/10/2019

Автор: Ольга Подосенова

В Женеве прошло совещание Целевой группы по доступу к информации в рамках Орхусской конвенции Европейской экономической комиссии ООН (UNECE). Новейшие способы экологического информирования, новые электронные носители и новое явление – «гражданская наука». Мероприятие в очередной раз состоялось без участия официальных представителей России.

Участники совещания обменялись опытом и передовыми практиками информирования общественности, презентовали результаты тематических исследований, обсудили последние политические и законодательные изменения в отношении доступа к экологической информации. Представители более 50-ти стран дискутировали о том, какие меры могут принять правительства и общественность для предотвращения или смягчения вреда для окружающей среды и человека, снижения риска бедствий и промышленных аварий.

Обсуждались доступные в использовании способы предоставления данных, позволяющие обычным пользователям быстро находить необходимую информацию, а также механизмы и инструменты немедленного распространения этой информации. Речь в том числе шла о предоставлении данных, которые выходят за чисто экологические рамки, и включают нормы и стандарты в области прав человека.

Дискуссионными стали процедурные и практические вопросы: как должна распространяться информация в случае непосредственной угрозы здоровью человека и окружающей среде, каким образом должна быть организована защита осведомителей и других лиц, реализующих свои права в соответствии с положениями Орхусской конвенции.

Представители органов власти Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины представили в Женеве первые результаты проекта «Открытые данные для окружающей среды». Пока в странах Восточного партнерства экологическая информация, обмен и распространение данных в основном управляется природоохранными учреждениями. Но при таком подходе информация часто бывает однобокой, и зачастую это приводит к дублированию данных.

Участники рассказали о результатах работы «электронного правительства», «дорожных картах» улучшения способов распространения и обмена экологическими данными.

«Эко-портал» должен быть удобным для пользователя, легкодоступным и обеспечивать простой способ поиска экологических данных, иметь экологические, медицинские, энергетические и транспортные данные», – пришли к выводу участники дискуссии. Было рекомендовано принять «взаимосвязанный» подход, при котором экологический портал будет «подключен» к данным от соответствующих министерств и ведомств. Примером такого универсального канала информирования может служить инициатива INSPIRE – экологический портал Ирландии.

20191004_131705(1) Офис ООН в Женеве. Credit: Ольга Подосенова

Наука с «гражданским лицом»

Активный интерес участников вызвало сообщение представителя Университетского колледжа Лондона (University College London) о «гражданская науке». Эта форма исследований все активнее используется учеными для привлечения общественности к научно-исследовательским проектам.

Проекты «гражданской науки», размещенные на платформе Citizen Cyberlab университета Женевы, предполагают использование новейших программных инструментов Citizen Cyberscience.

«Мы разрабатываем и изучаем новые формы участия общественности в исследованиях, – указано на сайте Citizen Cyberlab. – Мы инициируем проекты и организуем мероприятия, которые побуждают граждан и ученых к сотрудничеству для решения больших задач. Помимо помощи ученым в выполнении кропотливых задач, проекты Citizen Cyberscience позволяют гражданам узнавать о науке и принимать участие в более творческих аспектах исследований».

«Использование «гражданской науки» распространяется во всем мире. Применению этих методик способствуют новые технологии, которые легко и эффективно связывают людей с научным сообществом. «Гражданская наука» предоставляет гражданам ценный инструмент для более активной роли в устойчивом развитии», – считает профессор Университетского колледжа Лондона Мордехай Хэклей.

Россия вне конвенций

Орхусская конвенция является не столько природоохранным соглашением, сколько декларацией подотчетности, прозрачности и реагировании правительства на нужды граждан. Она защищает в первую очередь право любого человека и налагает на стороны конвенции, государственные органы обязательства в отношении доступа к информации, участия общественности и доступа к правосудию. Кроме того, Орхусская конвенция способствует созданию новых возможностей для участия общественности в переговорах и осуществлении международных соглашений.

Российская Федерация до сих пор не ратифицировала Орхусскую конвенцию, а также Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо, 1991). На данный момент единственным официальным источником информации об окружающей среде фактически является «Государственный доклад о состоянии окружающей среды», который становится доступным для общественности с опозданием на два года.

При этом практически все стандарты Орхусской конвенции согласуются с Конституцией РФ. К примеру, право граждан на доступ к правосудию и судебную защиту, а также права на доступ к информации, доступ к участию в принятии решений, влияющих на окружающую среду, права на получение квалифицированной юридической помощи и на возмещение всех видов ущерба гарантированы статьями 46, 48, 52 и 53 Конституции. Правда, реализация данных прав является одной из наиболее сложных юридических проблем.

Семь лет назад тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев заявлял, что законопроекты о ратификации Орхусской конвенции и Конвенции Эспо будут в ближайшее время внесены в Госдуму. «Надеюсь, что с тех пор [со времени начала международной деятельности работы по конвенциям об экологических данных] кое-что изменилось, ряд вопросов, который обсуждался, вошел в перечень моих поручений по итогам заседания президиума Госсовета», – сказал тогда Медведев.

Поднимала этот вопрос и «БЕЛЛОНА» – шесть лет назад организация приняла участие в Едином Дне действий за присоединение к Орхусской конвенции – представители общественности в разных городах России провели акции и сбор подписей за присоединение к ней. На запрос «БЕЛЛОНЫ» по поводу подписания конвенции тогда было получен ответ, в котором сообщалось, что идет «подготовка и согласование предложений со всеми заинтересованными государственными органами Российской Федерации», но «не все заинтересованные стороны выказали поддержку присоединению к Орхусской конвенции».

Так или иначе, но Россия до сих пор вне конвенции. В последний раз эта ситуация обсуждалась летом нынешнего года – Совет по правам человека при президенте РФ (СПЧ) рекомендовал Правительству РФ рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенции Эспо) и Орхусской конвенции.

Параллельно с этим процессом в Госдуме обсуждается подготовленный Минприроды законопроект о доступе граждан к информации о состоянии окружающей среды. При обсуждении нового законопроекта член комитета Госдумы по экологии Александр Клыканов привел данные социологических опросов, согласно которым 20% россиян не доверяют существующей информации о состоянии окружающей среды, а 40% считают, что она предоставлена с искажением.

Как следует из первой версии закона, «информация о состоянии окружающей среды является общедоступной», к ней «не может быть ограничен доступ граждан». С такой формулировкой согласны далеко не все. К примеру, представители Росприроднадзора говорят о том, что есть информация, которая не должна находиться в открытом доступе и которая может «предана гласности» в случае «высокого политического решения».

Отказ от ратификации Орхусской конвенции – главная причина закрытости информации о реальном воздействии промышленности на здоровье и жизнь россиян. Также остается много вопросов в отношении распространения на территории России генно-модифицированных организмов (ГМО). Европа на основании Картахенского протокола и Орхусской конвенции дистанцируется от ГМО: на территории Европейского союза (ЕС) уже созданы 174 зоны, свободные от ГМО. В России формальный запрет на выращивание ГМ-культур действует лишь в 14 регионах России.

Отсутствие законов и норм, четко определяющих ответственность за сокрытие экологической информации, приводит к тому, что источники выбросов зачастую остаются неустановленными. Тем временем отсутствие доступа населения к объективной информации об экологическом воздействии является одним из ведущих факторов, препятствующих экологической модернизации экономики России, уверены эксперты.