News

Не переговоры, а действия

flickr.com/photos/unwomen/

Опубликовано: 27/09/2019

Автор: Ольга Подосенова

«Цель этого саммита не переговоры, а действия», – заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, открывая в Нью-Йорке саммит Организации Объединенных Наций, посвященный борьбе с изменениями климата.

«Наша нагревающаяся земля пронзительно кричит: «Стоп». Природа по всему миру с яростью наносит ответный удар… Если мы срочно не изменим свой образ жизни, то подвергнем опасности существование жизни на планете как таковой», – подчеркнул глава ООН.

На саммите в Нью-Йорке главы государств, президенты и министры из 195 стран мира представляли свои планы, связанные с заключенным в 2015 году Парижским соглашением по климату, основная цель которого – удержать глобальное повышение температуры на планете в пределах полутора градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем. К моменту начала этого мероприятия к климатическому соглашению присоединились 186 стран.

Согласно Парижскому соглашению, в 2020 году все государства должны повторно представить свои новые климатические планы. Организаторы Саммита ООН по изменению климата 2019 года, если говорить простым языком, хотели убедиться, что страны начали выполнять свою «домашнюю работу», осознали глобальный международный акцент на климат и внимательно следят за соотношением инвестиций в ископаемое топливо и возобновляемые источники энергии.

«О двух градусах и речи быть не может»

В длинной и эмоциональной речи, которую несколько раз прерывал модератор ООН, премьер-министр Барбадоса Миа Амор Моттли сообщила, что повышение глобальной температуры на 1 градус уже нанесло катастрофический ущерб малым островам. Цель для мира должна быть «1,5 – чтобы остаться в живых, и не для того, чтобы процветать, а чтобы остаться в живых, – говорит она. – Другими словами, 2 градуса должны быть сняты с повестки дня раз и навсегда… Не заблуждайтесь, что климатические беженцы минуют вас. Они будут массово мигрировать, что дестабилизирует страны, даже не находящиеся на передовой изменения климата».

Дональд Трамп и Грета Тунберг: если бы взгляд мог убить

В преддверии саммита в Нью-Йорке по всему миру прошли забастовки, демонстрации и пикеты с требованием принять срочные меры по борьбе с изменением климата. Участниками протестов, идейным вдохновителем которых стала юная шведская активистка Грета Тунберг, всего за один день стали более 4 млн человек во всем мире.

Социальные сети обошла фотография двух участников Климатического саммита ООН: Грета Тунберг полным эмоций взглядом провожает американского президента. Трамп, который считает проблемы с климатом «надуманными», неожиданно появился на климатическом саммите ООН. После посещения двух выступлений президент США покинул мероприятие и отправился на конференцию, посвященную религиозным свободам, так и не сделав заявлений.

Последовавшее за этим выступление Тунберг назвали «бомбой»: В течение четырех минут 16-летняя шведка держала внимание аудитории, обвиняя лидеров государств в «разговорах о деньгах и сказках о вечном экономическом росте», в то время как люди страдают.

«Это все неправильно. Я не должна стоять здесь. Я должна была бы вернуться в школу с другой стороны океана, – сказала она со слезами на глазах. – Вы все же приходите к нам, молодым людям, за надеждой? Как вы смеете! Вы украли мои мечты и мое детство своими пустыми словами»…

Сразу после саммита молодые активисты «перешли от слов к делу»: Грета Тунберг и еще 15 молодых людей подали в ООН жалобу на 5 стран, которые, по их мнению, не предпринимают необходимых мер для предотвращения климатической катастрофы и тем самым нарушают права детей, закрепленные в Конвенцию ООН о правах ребенка.

Что делать, и кто заплатит?

На климатическом саммите в Нью-Йорке 66 стран, 10 регионов, 102 города и 93 фирмы обязались стать углеродно-нейтральными, то есть принять необходимые меры по полной компенсации выбросов CO2. Согласно данным британского исследовательского центра ECIU, целевые показатели углеродной нейтральности в настоящее время охватывают почти одну шестую (16%) мирового валового внутреннего продукта (ВВП).

За день до саммита в Нью-Йорке 15 стран во главе с Маршалловыми Островами взяли на себя обязательство принять новые цели сокращения выбросов к 2020-му и представить долгосрочные стратегии достижения углеродной нейтральности к 2050.
Участники Сlimate Ambition Alliance, в который входят 59 стран включая Францию, Великобританию, Аргентину, Коста-Рику, Финляндию, Новую Зеландию и Швецию также обещали представить более сильный план действий климата в 2020. Еще 11 готовятся начать национальные процессы.

Катар обещал выделить на поддержку климатических действий для самых уязвимых $100 млн. Зеленый климатический фонд благодаря нескольким странам, в числе которых Исландий, Швеция, Швейцария и Норвегия обещает собрать $7 млрд.

87 компаний с коллективной «покупательной способностью» в более чем $2,3 трлн и ежегодным воздействие на климат, эквивалентный 73 электростанциям, работающим на угле, объявили о своих целях сокращения выбросов.

Группа крупнейших пенсионных фондов и страховщиков мира, ответственных за направление больше чем $2 трлн инвестиций, объявила о переходе на инвестиционный портфель с нулевым балансом выбросов углерода к 2050-му.

Ведущие порты, банки, сталелитейные, строительные, нефтяные и транспортные компании, представители тяжелой промышленности объявили о планах стать углеродно-нейтральными.

Отказ от угля: кто в стороне?

Принимая призыв Генерального секретаря ООН об отказе от угля после 2020-го, антиугольная коалиция Powering Past Coal Alliance в сентябре приняла в свой состав еще 30 стран, 22 штата и региона и 31 корпорацию.

Президент Словакии Зузана Чапутова на саммите ООН рассказала, что ее страна приняла «политически немыслимое решение о закрытии угольных шахт». Для этого потребуются «серьезные преобразования». Выделять субсидии угольным шахтам планируется прекратить в 2023 году. Чапутова говорит, что предоставить новые рабочие места будет непросто.

Три из четырех стран, имеющих планы расширения угольной промышленности, – Индия, Китай и Турция – были приглашены на саммит. Однако ожиданий они не оправдали.

Президент Турции Эрдоган ничего не сказал про уголь, хотя и подтвердил, что страна повышает долю возобновляемой энергии. Не дождались от Турции и заявления о ратификации Парижского соглашения.

Никаких серьезных заявлений по поводу угля не было и в выступлении Ван И – государственного советника и специального представителя президента Си Цзиньпина. Китайский чиновник сообщил, что климатические инициативы его страны помогут сократить глобальные выбросы на «10-12 млрд тонн в год».

Премьер-министр Нарендра Моди сообщил, что Индия планирует увеличить использование возобновляемой энергии до 450 ГВт, но тоже промолчал про уголь, хотя потребление этого ископаемого вида топлива в стране растет.

Не говорили об угольных планах и представители России, но порадовали другим – ратификацией Парижского соглашения. Теперь из всех стран G20, не считая США, соглашение не ратифицировала только Турция.

Климат для России

На принятие решения о ратификации Парижского соглашения руководству страны понадобилось почти три года. Комментируя эту новость, вице-премьер Алексей Гордеев заявил, что законопроект, который будет регулировать выбросы парниковых газов в России, планируется принять в течение года. По его словам, до конца года будут также подготовлены проект стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и проект национального плана адаптации экономики к неблагоприятным изменениям климата.

Ратификацию поддержали МИД Германии и президент Франции Эммануэль Макрон.

«Я с удовольствием хочу отметить, что сегодня мы получили хорошую новость о ратификации Россией Парижского соглашения по климату. Это замечательная новость. Еще несколько месяцев назад этого не ожидалось, это доказывает, что дела продвигаются», – заявил Макрон на саммите по климату в ООН.

Позитивно восприняли эту новость и представители гражданского общества. «Россия уже чувствует негативные последствия изменения климата на себе. Недавние пожары в Сибири, высыхание рек и таяние вечной мерзлоты – это не только экологическая, но и экономическая катастрофа, – считает Ольга Бойко, координатор климатической сети CAN ВЕКЦА. – Мы надеемся, что Россия начнет развивать энергоэффективность и возобновляемые источники энергии, а самое главное – перестанет добывать и экспортировать ископаемое топливо в другие страны. России пора слезать с нефтяной иглы и перестать удерживать на ней других».

Эксперты, проанализировавшие официальный документ, касающийся ратификации Россией Парижского соглашения, отмечают, чего в постановлении нет. По словам генерального директора Центра экологических инвестиций Михаила Юлкина, прежде всего не хватает заявления о вкладе России в сокращение выбросов парниковых газов на период до 2030 г. Также, по мнению эксперта, ничего не сказано о развитии в России низкоуглеродных технологий, в том числе возобновляемой энергетики, электротранспорта, производства «зеленого» водорода, низкоуглеродной металлургии, т.д. «Возможно, мы все это увидим в долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития, которую Правительство должно будет утвердить», – выразил надежду директор Центра экологических инвестиций.

По словам директора программы «Климат и энергетика» WWF России Алексея Кокорина, в цель на 2030 год «должны быть включены не только данные по энергетике, но и по пожарам и вырубкам лесов. Это поможет не только предотвратить падение поглощения выбросов, но и увеличить его. Одновременно к ратификации предлагается закон о регулировании выбросов парниковых газов, который будет рассматриваться в Госдуме. Важно его принять с широким спектром платежей за выбросы, несмотря на то, что Парижское соглашение этого не обязывает».

Представители гражданского общества подчеркивают, что ждут от России реальных действий.

«Мы давно ждали того момента, когда Россия ратифицирует Парижские соглашения, наконец этот момент наступил, но что же дальше? – говорит Аршак Макичян, экоактивист, представитель международного экологического движения Fridays for Future. – В России сейчас происходит экологический кризис, и мы не видим реальных действий со стороны правительства. А планы по строительству инфраструктуры для добычи нефти в Арктике меня пугают. Собирается ли Россия действительно переходить на возобновляемые источники энергии или ратификация Парижских соглашений ничего не значит, и всё останется, как и было? Нам необходимо срочно объявить чрезвычайное климатическое положение и перестать замалчивать правду о климатическом кризисе в СМИ».