News

Мороженое на солнце

Опубликовано: 16/09/2019

Автор: Ольга Подосенова

Производитель возобновляемой энергии «Хевел» и «продуктовая» корпорация Unilever заключили соглашение о поставке электроэнергии солнечных электростанций на предприятие по производству мороженого в Омске. Это – один из первых для России примеров того, как возобновляемая энергия из «безличной» сети обретает хозяина.

Согласно бюллетеню, подготовленному Ассоциацией развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), каждый кВт∙ч, произведенный на основе ВИЭ, предотвращает сжигание 345 г. органического топлива.

По словам представителей Unilever, соглашение с «Хевел» является этапом перехода на 100%-ое использование компанией возобновляемой электроэнергии в России к 2020 году. Кроме всего прочего Unilever – член RE100, «объединения крупных компаний, стремящихся к поставке 100% возобновляемой электроэнергии в глобальном масштабе в кратчайшие сроки (не позднее 2050 года)». Стремление компании перевести свои российские производства на ВИЭ были оглашены осенью прошлого года. Тогда Unilever и финский энергоконцерн Fortum подписали соглашение о намерениях, закрепляющее долгосрочные планы компаний по развитию возобновляемой генерации в России.

«Заключение соглашения стало серьезным практическим шагом по формированию в России рынка «зеленой» электроэнергии, спрос на которую будет расти со стороны экологически ответственных компаний», – отметил тогда старший вице-президент Корпорации Fortum Арто Рэтю.

Представители «Хевел», в свою очередь, неоднократно заявляли, что прорабатывают предложение по созданию в России механизма торговли «зелёными сертификатами», подтверждающими, что электроэнергия была получена на станциях, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии.

В декабре 2018 года компания перевела на электроэнергию ветра три своих производственных центра в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Туле. Летом нынешнего года «Хевел» договорилась о сотрудничестве с одной из пивных корпораций – AB InBev Efes. В рамках глобальной стратегии по устойчивому развитию «100+», AB InBev Efes обязалась довести объемы потребления электроэнергии, выработанной с помощью ВИЭ, до 100% до конца 2025 года. Также Efes планирует стать первой пивоваренной компанией, которая будет осуществлять закупку возобновляемой электроэнергии: пивоваренные заводы в Омске и Клину должны перейти на «зеленую» энергию уже в 2019 году.

На оптовом рынке электроэнергии сейчас работают 20 сетевых солнечных электростанций «Хевел» общей мощностью 369 МВт. «Хевел» построила сетевую солнечную электростанцию (СЭС) для ЛУКОЙЛа – Волгоградская СЭС запущена на Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе. Выработка объектов генерации под управлением «Хевел» в 2020 году в Омске составит более 180 млн кВт∙ч.

«Одной из глобальных целей Unilever в области устойчивого развития является снижение негативного воздействия от нашей деятельности на окружающую среду. Переход российских производственных площадок на использование электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников, поможет нашей компании еще на один серьезный шаг приблизиться к полноценному формированию бизнес-модели, основанной на принципах устойчивого развития… Заключение сотрудничества с компанией «Хевел» станет не только значимым событием для Unilever, но и может служить примером для других индустрий», – рассказывает главный операционный директор Unilever Нитин Параджпе.

«Мы приветствуем решение Unilever о переходе на использование энергии из возобновляемых источников энергии в России. Всегда сложно быть первопроходцем, но я убеждён, что этот уникальный опыт поможет нашим партнёрам достичь глобальных целей в области устойчивого развития. Поставка «солнечной» электроэнергии только за первый год действия договора позволит избежать выбросов более 8 тысяч тонн углекислого газа», – говорит генеральный директор группы компаний «Хевел» Игорь Шахрай.

Энергия для корпораций

Договор производителя солнечной энергии напрямую с производителем товаров и услуг – один из вариантов соглашения о продаже «зеленой» энергии. Подробности этих сделок обычно не разглашаются. Но, как правило, такие договоры предполагают фиксированную цену на электроэнергию, о которой удается договориться сторонам.

На мировом (теперь и российском) рынке настал переломный момент. Во-первых, солнечная и ветроэнергетика выходят в лидеры по объемам введенных генерирующих мощностей по всему миру. Во-вторых, экологически чистая электроэнергетика хотя и зависит от господдержки, но развивается и становится конкурентоспособной без государственных субсидий.

По данным отчета Bloomberg NEF, в мировом масштабе в 2018 году компании увеличили объёмы закупок электроэнергии, генерируемой на станциях, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, в 2,2 раза в сравнении с 2017 годом – до 13,4 ГВт.

Эксперты отмечают, что контракты на поставку «зелёной электроэнергии» в 2018 году подписала 121 компания из 21 страны. Популярность в мире приобретает и собственная генерация. По данным IRENA, в 2017 году компании неэнергетического сектора произвели 165 ТВт∙ч «зеленой» электроэнергии.

Основная часть контрактов на поставку «чистой электроэнергии» в прошлом году была подписана в США – заключены соглашения о закупке 8,5 ГВт чистой энергии, что составило 60% в общей доле мировых закупок. Компании из Европы, Ближнего Востока и Африки в 2018 году увеличили закупки электроэнергии, генерируемой на основе ВИЭ, вдвое – до 2,3 ГВт.

«Корпорации подписали контракты на приобретение более 32 ГВт чистой энергии с 2008 года, что сопоставимо с производственными мощностями Нидерландов», – говорит аналитик Джонас Руз, которого цитируют авторы отчёта Bloomberg NEF.

Пионер корпоративного спроса на возобновляемую энергетику – тонко реагирующий на поведенческие ориентиры потребителя IT-сектор: Apple, Google, Facebook. «Зеленая» энергия становится все более интересной для производителей по нескольким причинам. На первых порах это были в основном имиджевые шаги – вошло в моду позиционирование себя “zero carbon” корпорацией. Но немаловажно и то, что высокотехнологичным гигантам при всей видимой «легкости» их деятельности, требуются большие объемы электроэнергии для обеспечения центров обработки и сервисов хранения данных.

Сегодня сложно найти сферу, в которой возобновляемая энергетика еще не нашла свою нишу. Корпоративных спрос распространился и на производителей потребительских товаров Procter & Gamble, Unilever, и торговые сети Walmart, и Bank of America, Citi, Commerzbank, и автопроизводителей – BMW Group, General Motors, и даже на нефтегазовые компании типа Exxon Mobil.

Для отечественного производителя

В России возобновляемой энергетике не просто – развивать ее взялись относительно недавно. Меры поддержки были закреплены законодательно в 2013 году под лозунгами создания и развития отечественных конкурентоспособных технологий и оборудования. Одним из главных правил помощи объектам ВИЭ на оптовом рынке было то, что на льготы могут рассчитывать проекты, удовлетворяющие требованиям по локализации производства оборудования. Предполагалось, что таким образом вместе с самими проектами ВИЭ в России будет развиваться производство энергооборудования.

Как отмечают специалисты ассоциации «Сообщество потребителей энергии», причина неэффективности поддержки ВИЭ в России – это механизм финансирования этой отрасли в виде договоров предоставления мощности (ДПМ): спрос полностью искусственный, отказ от оплаты ВИЭ невозможен, ценовые параметры не актуализируются, по сути, поощряется использование устаревших технологий, и никак не стимулируется эффективная эксплуатация, гарантированная доходность полностью перекладывает все коммерческие риски на потребителей. «Целесообразно было бы исключить ДПМ и нагрузку на оптовый рынок и задействовать иные меры поддержки ВИЭ, чтобы отрасль стала эффективной», – подчеркивают эксперты ассоциации.

«Развитие генерации на основе ВИЭ в России началось позднее, чем в других странах, что, несомненно, сказалось на сегменте, уровне его конкурентоспособности, – отмечает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». – Кроме того, в стране широко распространены прочие виды генерации, и потребности в ВИЭ во многих регионах просто нет. На существующие виды генерации ориентированы не только участники отрасли, но и почти все потребители, и ВИЭ ранее многим были неизвестны, что снижало интерес».

Под «существующими видами генерации» подразумеваются традиционные – нефть, уголь, газ, АЭС и крупные ГЭС. Именно для них в России созданы комфортные условия, и, несмотря на первые попытки поддержки ВИЭ, сравнивать стартовые возможности и объем финансирования традиционных и новых видов энергии нельзя.

Минэнерго России предложило вложить в возобновляемую энергетику 400 млрд рублей в 2025-2035 годах. В ведомстве подсчитали, что денег государства и инвесторов хватит на введение только 5 ГВт мощностей. В 2019 году строительство ветростанций обошлось в 85 тыс. рублей за мощность в 1 кВт, а солнечных станций – 75 тыс. рублей за 1 кВт. По расчетам Минэнерго, «зелёные» станции станут окупаться без дополнительных выплат от государства к 2036 году.

Но в 2018 году Fortum заявил о беспрецедентно низком уровне вложений – 59 рублей за 1 ватт на введение в строй солнечной генерации. Стоимость электроэнергии, выработанной источниками, введенными по такой цене, составит 11 рублей за 1 кВт∙ч. Для сравнения: проекты солнечной генерации, отобранные в 2015 году, были рассчитаны на стоимость электроэнергии 26 рублей за 1 кВт∙ч. Создание ветряных мощностей за 3 года подешевело втрое – со 155 рублей за 1 ватт до 59 рублей за 1 ватт. Стоимость электроэнергии, произведенной ветроэлектростанциями, к 2024 году снизится на 50% – до 5,6 рублей за 1 кВт∙ч.

Пока что возобновляемая энергетика в России продолжает развиваться не благодаря, а вопреки. Плотно обосновавшиеся «ископаемые» гиганты не хотят уступать место «прозрачной» и легкой отрасли. Конечно, скорость развития ВИЭ будет зависеть от государственной политики и доли распределенных субсидий. Однако «неконтролируемый» корпоративный спрос на возобновляемую энергетику продолжит расти.