News

Новый доклад экспертов по климату: пища и размышления

Опубликовано: 19/08/2019

Автор: Ольга Подосенова

Каков реальный объем углерода в нашем рационе? Насколько жизни миллионов людей будут зависеть от готовности менять наш взгляд на использование лесов и производство продуктов питания? - Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата представила новый доклад.

Над специальным докладом МГЭИК об изменении климата и землепользовании более двух лет работали 107 экспертов из 52 стран. В центре внимания ученых было негативное влияние изменения климата на почвы и леса, которые под этим воздействием вызывают климатические изменения.

Новый доклад станет ключевым научным документом для предстоящих переговоров по климату и окружающей среде, таких как Конференция сторон Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (COP14) в Нью-Дели, Индия в сентябре, и Конференции ООН по изменению климата (COP25) в Сантьяго, Чили, в декабре.

«Правительства поставили перед МГЭИК задачи по всестороннему рассмотрению всей системы климатических условий на Земле. Мы сделали это благодаря многочисленным вкладам экспертов и правительств по всему миру. Впервые в истории отчетов МГЭИК большинство авторов – 53% – из развивающихся стран», – рассказывает Хоесунг Ли, председатель МГЭИК.

«С конца прошлого года этот доклад является самым ожидаемым и важным документом в сфере международных отношений, – считает Вадим Ни, председатель Экофорума общественных организаций Казахстана. – Практически ни одна страна в мире не может проводить полномасштабные исследования в этих секторах, и эта публикация МГЭИК позволяет восполнить пробел в научных знаниях, который практически нельзя закрыть другими способами».

Человечество уже «оккупировало» около 70% суши, не занятой льдами, и активно использует ее для выращивания продуктов питания, производства одежды и топлива, и удовлетворения прочих своих потребностей. Все это приводит к выбросу в атмосферу до четверти всех парниковых газов. На данный момент на сельском хозяйстве лежит вина за исчезновение 70% лесов на планете.

Данные, приведенные в докладе МГЭИК, иллюстрируют, каким образом распространенные сейчас в мировом хозяйстве способы землепользовании усиливают изменение климата.

«Более эффективных поглотителей СО2 чем почва и леса на планете нет. Но неумелое управление ресурсами изменило ситуацию с точностью до наоборот, в результате чего эти территории становятся основными факторами, вызывающими изменение климата», – говорит Баррон Джозеф Орр, ведущий эксперт Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием.

Население Земли растет, одновременно растет и потребление ресурсов планеты, запас которых не безграничен и иссякает с катастрофической скоростью. Не безгранична и земная поверхность, пригодная к использованию.

В докладе МГЭИК изложены варианты решения проблемы деградации земель, а также предотвращения или адаптации к дальнейшим изменениям климата. В нем также рассматриваются потенциальные воздействия от различных уровней глобального потепления.

«Новые знания свидетельствуют о повышении рисков, связанных с нехваткой воды, ущербом от пожаров, деградации вечной мерзлоты и нестабильности продовольственной системы даже в случае глобального потепления около 1,5°C, – рассказывает Валери Массон-Дельмотт, сопредседатель Рабочей группы I МГЭИК. – Очень высокие риски, связанные с деградацией вечной мерзлоты и нестабильностью продовольственной системы, выявлены при 2°C глобального потепления».

«Важно, что природные пожары в докладе были поименованы как фактор изменения климата, хотя есть ощущение, что воздействие природных пожаров и сельскохозяйственных выжиганий в целом недооценено, – говорит Антон Бенеславский, эксперт Российского отделения Гринпис. – В настоящее время мы наблюдаем, как изменение климата приводит к тому, что природные пожары становятся более и более интенсивными и частыми, их влияние на климат через выбросы углекислого газа, сажи и деградацию ландшафтов и почв растет – это замкнутый круг, который необходимо разорвать и для этого внести серьезные изменения в привычные способы хозяйствования и землепользования».

По оценкам экспертов, в случае повышения средней глобальной температуры более чем на 2 градуса по Цельсию плодородные земли превратятся в пустыни, произойдет разрушение построенной в районе вечной мерзлоты инфраструктуры, а засухи и экстремальные погодные явления приведут к неурожаю. Производство зерновых и соевых упадет на 80%. Ожидается сокращение урожая зерновых культур – и соответствующий рост цен на эти культуры. Цены на злаковые к 2050 году могут вырасти на 29%, подсчитали авторы доклада.

Кроме того, повышенное содержание в атмосфере CO2 негативно влияет на качество продуктов питания, уменьшая их питательную ценность. Уже сейчас, по подсчетам ученых, 1,5 млрд людей не получают с пищей необходимые организму микроэлементы вроде железа или цинка. Данные, доступные с 1961 года, показывают, что поставки растительных масел и мяса на душу населения увеличились более чем вдвое, а запас пищевых калорий на душу населения увеличился примерно на треть. Однако 821 млн человек по-прежнему недоедают. При этом 25-30% всех производимых продуктов питания не доходят до потребителя, а то и просто идут на свалку.

По оценкам Nature, количество выделяемого углерода от потребляемого килограмма курицы в 6 раз выше, чем у сои; у молока – в 15 раз, у говядины – в 73 раза. Один килограмм говяжьего белка имеет углеродную стоимость, составляющую 1250 кг. Это эквивалентно годовой поездке на новом автомобиле или одному пассажиру, летящему из Лондона в Нью-Йорк и обратно.

В статье, опубликованной в британском журнале Food Policy, говорится, что килограмм говяжьего белка, выращенного на британской горной ферме, почва которой богата углеродом, «содержит» 643 кг СО2, а килограмм белка ягненка – 749 кг.

Исследования британских ученых показывают, что наряду с миллионами гектаров пастбищ, более половины посевных площадей Великобритании используется для выращивания кормов для скота, а не еды для человека. Если бы этим пастбищам было разрешено вернуться к естественным экосистемам, а земля, используемая в настоящее время для выращивания корма для скота, использовалась для зерна, бобов, фруктов, орехов и овощей для людей, это позволило бы накормить их и при этом поглотить огромное количество углерода. И фермерство в этой стране могло бы прокормить всех, без необходимости импорта.

150 стран уже сделали землепользование и природные ресурсы приоритетами своих национальных климатических планов. Природные решения (nature-based solutions) позволят поглощать до 37% углекислого газа и являются одними из наиболее перспективных путей предотвращения климатической катастрофы. Но разумное использование земли, включая преобразование методов ведения сельского хозяйства, защиту первичных лесов, прекращение обезлесения, сохранение водно-болотных угодий и поддержание здоровых почв, должно идти рука об руку с другими мерами, такими как ликвидация ископаемого топлива, прекращение субсидий (в том числе на индустриальное лобби) и внесение структурных изменений в наши общества для будущего с нулевым выбросом углерода. Серьезные изменения невозможны без усилий со стороны политиков. Вместо этого правительства почти везде вкладывают государственные деньги в разрушение планеты, пишут эксперты.

«Страны Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии кроме того, что очень уязвимы к последствиям изменения климата, сильно зависят от сельского хозяйства, – говорит Ольга Бойко, координатор сети CAN EECCA. – Участившиеся засухи и паводки, резкие скачки температуры оказывают огромное влияние на урожайность и, как следствие, на благосостояние людей и местную экономику. Новый доклад МГЭИК раскрывает многие возможности для предотвращения катастрофических изменений климата в области сельского хозяйства, напоминая и о том, что в первую очередь необходимо решить ключевую проблему – прекратить сжигать ископаемое топливо и переходить на возобновляемую энергию. Это всего лишь вопрос времени, которого осталось совсем немного».

Значение потепления на 2 градуса по Цельсию является максимально допустимым, в прописанном участниками Парижском соглашении, среди которых была и Россия. Между 1,5 и 2 градусами риски ряда неблагоприятных последствий для хозяйственных и природных систем и человека достоверно возрастут. Как следует из доклада, дополнительно 10 млн человек в прибрежных зонах окажутся в состоянии риска, если потеплеет на 2, а не 1,5 градуса. Будет в большей степени будет протаивать многолетняя мерзлота, это скажется на прочности фундаментов зданий. Это коснется России и Арктики. Сокращение площади льдов освободит Северный морской путь, с другой стороны под угрозой окажутся арктические экосистемы.

«Необходимо сохранение и естественное восстановление всех лесов планеты, включая бореальные, и восстановление водно-болотных угодий, которые наряду с лесами являются важным фактором углеродного цикла, – говорит Ольга Сенова из Климатического секретариата Российского социально-экологического союза. – Правила учета парниковых газов в деятельности по землепользованию должны быть прозрачными и не допускать двойного толкования. В России важно принятие отдельной цели по лесам, исключение из хозяйственного использования наиболее ценных малонарушенных лесов и развитие устойчивого лесопользования на уже освоенных территориях».

Эксперты МГЭИК надеются, что их рекомендации могут помочь странам-участницам Парижского соглашения избежать хотя бы худшего сценария. Несмотря на обилие в документе неутешительных для человечества фактов, доклад действительно вселяет надежду, что есть большие возможности для устранения ущерба. Ученые говорят, что мы должны немедленно изменить способ управления землей, беречь леса, есть меньше мяса, чтобы остановить климатический кризис. Посадка деревьев на сельскохозяйственных угодьях – агролесоводство, улучшение управления почвой и сокращение количества пищевых отходов, – это беспроигрышные решения, которые могут повысить продуктивность земель и сократить выбросы.