News

Пожары в Сибири: «Зоны без контроля»

Опубликовано: 07/08/2019

Автор: Ольга Подосенова

Площадь лесных пожаров в Сибири превысила 3 миллиона гектаров. Дым от них достиг США и Канады. Помочь сибирским лесам призывают не только граждане и активисты, но и лидеры других государств, мировые и российские звезды.

То, что в Сибири горят леса, давно не новость. Дальний Восток и Приангарье горели весной этого года. В мае-апреле в Иркутской области площадь зафиксированных пожаров в 14 раз превысила показатель за аналогичный период 2018-го. Сообщения о катастрофической ситуации стали вновь появляться с середины июля. Все это время площадь территорий, охваченных пожарами, увеличивалась.

Хроника сибирского «пожаротушения»

22 июля жительница Томска Ольга Козулина создала петицию с призывом к местным и федеральным властям принять усиленные меры по ликвидации лесных пожаров в Сибири. Документ подписали более миллиона человек.

25 июля Нижняя палата Парламента РФ не одобрила протокольное поручение своему профильному комитету об обращении к Правительству с предложением ввести режим ЧС в страдающих от лесных пожаров регионах Сибири.

26 июля дым от пожаров дошёл до Поволжья и юга Казахстана. В Иркутской области аэропорты двух райцентров были закрыты из-за сильных лесных пожаров, а рейсы отменены из-за нулевой видимости.

29 июля, согласно данным дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоза, площадь пожаров составила 3,4 млн га. Как сообщили специалисты Обсерватории Земли NASA, на территории России образовался дымовой «колпак», охватывающий свыше 4,5 млн км. В этот же день первый замглавы МЧС Александр Чуприян заявил, действующие лесные пожары не угрожают населенным пунктам и объектам экономики, а тушение лесных пожаров в труднодоступных районах всегда было убыточным.

Эту позицию поддержал и глава Красноярского края Александр Усс: «Это труднодоступная горимая территория, где пожары происходят ежегодно, и рассматривается как у нас, так и во всем мире как естественное, природное явление».

30 июля дым от сибирских лесных пожаров достиг столицы Монголии Улан-Батора. Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин заявил, что Росгидромет ведёт постоянный мониторинг допустимой концентрации дыма в воздухе. В Красноярск прибыл премьер-министр Медведев и по итогам спецсовещания дал тринадцать поручений разным органам исполнительной власти, в том числе, указал руководству регионов взять ситуацию под личный контроль. Депутат фракции ЛДПР Евгения Боровикова предложила тушить пожары с помощью авиа- и кислородных бомб.

31 июля, по данным NASA, дым от горящих в Сибири лесов достиг территории Аляски и западного побережья Канады. Президент РФ Путин поручил Минобороны России подключиться к тушению пожаров в Сибири. В Красноярский край была направлена авиа группировка.

1 августа президент США Дональд Трамп во время телефонного разговора предложил Владимиру Путину помочь с тушением. В тот же день Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту лесных пожаров в Красноярском крае по статье «Халатность». По предварительной версии следствия, с 22 марта по 1 августа должностные лица Минлесхоза Красноярского края не приняли мер, направленных на ликвидацию возникших лесных пожаров, из-за чего пожары распространились на значительные территории.

2 августа помощь в тушении пожаров предложила Италия, об этом сообщил премьер-министр страны Джузеппе Конте.

3 и 4 августа сотрудники МЧС выбросили на очаги возгорания более 1500 тонн воды. 5 августа МЧС сообщило, что площадь лесных пожаров сократилась на 25%…

«Неестественное явление»

Версий столь катастрофичного распространения пожаров в Сибири выдвинуто не мало. Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин основной причиной возгораний назвал сухие грозы. Одной из возможных причин пожаров официальные лица называют также умышленные поджоги, которые могли начаться в связи с необходимостью сокрытия фактов массовой незаконной рубки леса.

По мнению замначальника центра «Антистихия» МЧС России Сергея Абанина, ситуация с пожарами усугубилась «из-за недостаточных действий местных властей». По словам представителя ведомства, предупреждения и прогнозы развития пожаров доводились до регионов. «Скажем прямо: муниципальные образования и регионы не справились с ситуацией, и она вышла на федеральный уровень реагирования».

Однако, как отмечают эксперты, бездействие с тушением пожаров оправдано российским законодательством: на фоне сокращения темпов роста российской экономики правительство пошло на меры жесткой экономии.

Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии от 8 июля 2014 года «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров», с 2015 года региональные власти могут не тушить лесные пожары в «зонах контроля», если они не угрожают населённым пунктам и если «прогнозируемые затраты на тушение превышают прогнозируемый вред».

Проблема еще и в том, что достоверной информации о масштабах пожаров не было. 5 августа прокурор Главного управления по надзору за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды Роман Федосов заявил об искажениях информации о пожарах: «Недостоверные сведения касались возгораний, расстояний до населенных пунктов и данных о времени ликвидации пожаров. Из-за этого федеральные власти и профильные ведомства не успевали на них адекватно реагировать».

Метеорологи называют пожары «сибирского масштаба» последствием разбалансировки глобального климата. В МЧС указывают на аномальность природных явлений в ряде субъектов. Замглавы МЧС Александр Чуприян обратил внимание, что в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока идут сильнейшие дожди, а по соседству — наивысший класс пожарной опасности и отсутствие осадков. Так, с 28 июля на территории Байкальска (юг Иркутской области) действует режим ЧС из-за повышения уровня рек — из зоны подтопления в регионе эвакуировано почти 1,1 тыс. местных жителей.

Еще одной причиной выхода ситуации с пожарами из под контроля стало сокращение штата лесников в России после принятия нового Лесного кодекса в 2006 г. с 70 тыс. до 12 тыс. человек. И все же большинство экспертов основной проблемой считают «скорбное бесчувствие» и замалчивание проблемы со стороны властей.

Пророков нет в своем Отечестве

«Мы сталкиваемся с экологической катастрофой каждый год, поэтому привыкли. Надо отвыкать», — говорит руководитель международного проекта по природным пожарам Гринпис России Антон Бенеславский. Активисты считают, что ситуация с пожарами получила такой резонанс благодаря местным жителям, которые не боялись говорить о ней, когда «молчали» федеральные СМИ.

По словам активистов, когда площадь возгорания не превышала нескольких десятков гектаров, в Красноярском крае приняли решение не тушить пожары. Одно из таких постановлений датировано 17 июня.

Альтернативную точку зрения тогда высказала бывшая глава Счетной палаты Красноярского края Татьяна Давыденко. По ее словам, отказавшись тушить пожары, власти «хотят скрыть воровство». «Там, где не тушат пожары — это означает, что это кому-то нужно. Значит, нужно скрыть либо воровство леса, либо какую-то еще преступную свою деятельность», — предположила она.

В июне на одной из сессий Заксобрания Давыденко рассказала о теневой экономике лесной отрасли. В докладе речь шла о неуплате налогов, плохом оснащении лесных хозяйств, непрофессионализме рабочих и многих других нарушениях. 11 июля Давыденко отстранили от должности.

Общественный резонанс проблеме придало внимание звезд. Голливудский актер Леонардо ди Каприо опубликовал в Instagram видео, призывающее обратить внимание на беспрецедентные лесные пожары в Сибири, Гренландии и на Аляске. Он сослался на статью в The Guardian, в которой рассказывается, что дым от этих пожаров виден из космоса.

Принять срочные меры к тушению пожаров призывали комик Семен Слепаков, певица Полина Гагарина, рэпер Баста и другие звезды шоу-бизнеса. Видеообращение  подписчикам записал телеведущий Максим Галкин. Он раскритиковал чиновников, отказавшихся тушить леса из-за «экономической нецелесообразности».

Лес как совокупность бревен

Подсчет ущерба от пожаров – особая тема. Пожары не тушат, можно сказать, на законных основаниях, если затраты на их тушение превышают ущерб, который может нанести огонь. Например, в Красноярском крае, как пишет местная пресса, комиссия по чрезвычайным ситуациям приняла решения о прекращении работ по тушению 347 лесных пожаров, зафиксированных в зоне контроля, поскольку прогнозируемые затраты на их тушение составили бы 1,3 млрд рублей, а прогнозируемый ущерб лесному фонду – 60 млн рублей.

Обычно государственные ведомства рассматривают ущерб только как потери деловой древесины. По данным Рослесхоза и МЧС, ежегодный ущерб от лесных пожаров в стране составляет 20 млрд руб., из которых четверть приходится на стоимость утраченной древесины и 75% — на восстановительные работы. О растительном и животном мире, пострадавшем от пожара, тем более об утраченных экосистемных услугах тайги, о том, что сибирские леса – легкие планеты, речи не идет.

По словам создателя ресурса Forest.ru Владимира Захарова, «отсутствие практики учёта экономической отдачи различных составляющих потенциала лесных территорий не даёт возможности в полной мере оценить эффект реализуемых в сфере лесного хозяйства мероприятий, размеры компенсации при расчёте ущерба лесному фонду из-за порубки, загрязнения или изъятии покрытых лесом территорий для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства или охраны природы и другие аналогичные задачи». По мнению эксперта, должен быть разработан и реализован подход, когда само по себе наличие целостного лесного массива является определённой ценностью. Подобный подход помимо рекреационных лесов можно распространить и на резервные леса и на леса особо-охраняемых территорий, где обычные сырьевые «калькуляторы» не актуальны.

Отсутствие угрозы?

Одним из оправданий отказа от тушения пожаров является отсутствие «угрозы населенным пунктам». Не людям, а населенным пунктам.

forest fire Credit: André Bessa

Тем временем, по данным экспертов, в ходе пожаров в атмосферу Земли уже выброшены десятки миллионов тонн двуокиси углерода, ускоряющей глобальные климатические изменения.

Кто оценивает уровень угрозы и по каким критериям? Кто принимает во внимание влияние на нынешнее поколение, на изменение климата из-за чудовищных выбросов углекислого газа, на разрушенные экосистемы, которые, если и восстановятся, то не раньше, чем через 200 лет? В тайге существует очень тонкий баланс между продуцированием кислорода и его использованием. После пожаров болот в тайге станет значительно меньше, из-за этого экосистемы лесов (даже прямо не пострадавших от пожаров) будут восстанавливаться намного медленнее.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) описала пожары в северном полушарии как «беспрецедентные» и предупредила об огромном негативном воздействии, которое они оказывают: «Только в июне в результате этих пожаров в атмосферу было выброшено 50 мегатонн углекислого газа, что эквивалентно общему годовому объему выбросов в Швеции. Это больше, чем было выпущено арктическими пожарами в том же месяце между с 2010 и по 2018 годы вместе взятые».

Эксперты считают лесные пожары прямой угрозой демографии. Населённые пункты на запад от горящих лесов поглотил густой дым. Причем так сильно, что дым от них добрался за тысячи километров до Америки. Люди вынуждены дышать токсичными продуктами горения. Угарный газ воздействует как на органы дыхания, так и на сердечно-сосудистую систему, метаболизм, иммунитет. Пострадавшие также могут страдать от таких проблем, как амнезия, головные боли и потеря памяти. Многие последствия могут проявляться не сразу. Это бомба замедленного действия.

«Будет хуже с каждым годом»

По мнению пресс-секретаря Гринпис России Евгения Усова, начало катастрофе в жизни положила катастрофа на бумаге: когда в 2006-м приняли новый Лесной кодекс, уничтоживший лесную охрану как структуру и как понятие. Классическая государственная лесная охрана, основанная на системе лесных обходов, исчезла.

В декабре 2010 г. в Лесной кодекс были внесены изменения, которые восстановили лесную охрану «на бумаге», возложив её на тех, кто испытывает дефицит соответствующих знаний и ресурсов.

«У нас любят говорить о том, что надо начинать с себя, что корень всех бед в головах и поступках каждого из нас, — пишет Усов. — В какой-то мере это верно. Только вот беда, из этого абстрактного «нас» как-то незаметно выпадают те, кто «рулит» государственными процессами. Как будто само собой разумеется, что разрухи в их головах нет. Но ведь это не так. Разруха там есть… Чем больше полномочий, тем больше и ответственности. Тем больше должно быть знаний и навыков. Знаний и навыков в главной дисциплине современности — экологии».

5 августа МЧС распространил информацию о том, что количество пожаров в Сибири снизилось на 25%. Однако на карте, отражающей положение дел в режиме реального времени, ситуация пока мало изменилась. А сибиряки делятся видео, на котором видно, как вертолёт МЧС, не подозревающий, что за ним следят местные жители, зачерпывает воду из Ангары, пролетает три километра, выливает воду обратно в реку и возвращается за новой партией…

В России ежегодно выгорают миллионы гектаров земли — это площадь, сопоставимая со средней по величине европейской страной, Италией или Германией. Пожары – это ежегодная проблема, масштабы которой увеличиваются год от года.

Пять лет назад было подготовлено «Заключение общественной комиссии по расследованию причин и последствий природных пожаров в России в 2010 г.», авторы которого констатируют, что «для предотвращения катастрофических природных пожаров и минимизации их последствий необходимо: заменить Лесной кодекс 2006 года законодательством, направленным на обеспечение охраны лесов и устойчивое развитие лесного хозяйства; восстановить самостоятельное федеральное лесное ведомство, для которого охрана и воспроизводство лесов были бы главными задачами; резко увеличить расходы на охрану и восстановление лесов; восстановить централизованную систему авиационной охраны лесов». Пока этого не произойдет, общественные интересы и охрана окружающей среды будут «экономически невыгодным занятием», а «зоны контроля» будут оставаться территорией бесконтрольности, где уникальная сибирская тайга эквивалента кубометрам лесоматериалов.