Energy Observer: «катамаран будущего» покинул Санкт-Петербург и держит курс на Шпицберген

70431-energy-observer-arrival-in-hamburg-r-1200-900 Фото: Energy Observer, Antoine Drancey

В Петербурге судно пробыло 4 дня – с 17 по 20 июня.

Всего предполагается сделать 101 остановку в 50 странах мира на 5 континентах. Путешествие совершается под высоким патронажем Президента Французской Республики Эммануила Макрона.

Energy Observer называют плавучей лабораторией. Его цель – тестирование в экстремальных условиях перспективных инновационных технологий в области возобновляемой энергетики, которые затем будут применяться в судостроении и конструировании наземного транспорта.

Судно представляет собой капитально модернизированный гоночный катамаран – самое быстрое парусное судно, совершившее кругосветное плавание в 1994 году. На заводе Сен-Мало во Франции ему полностью заменили «начинку», а длину судна увеличили на 6 м – до 30,5 м (ширина при этом осталась прежней – 12,8 м). Стоила такая модернизация порядка 500 тыс. евро.

Теперь Energy Observer питается от трех источников энергии: водорода, ветра и солнца.

51427-boat-interior-r-1200-900 Фото: Energy Observer, Jeremy Bidon

Что интересно, водород вырабатывается непосредственно на борту судна, прямо из морской воды. Перед этим вода проходит очистку, чтобы различные примеси, которые могут в ней оказаться, не повредили оборудование. Затем водород отделяется от кислорода и сохраняется в газообразном состоянии в двух баках по 4322 л каждый, а кислород выбрасывается в воздух.

Стоит отметить, что водород – это один из самых распространенных химических элементов во вселенной. Из него возможно производить колоссальное количество энергии: в четыре раза больше, чем из угля, в три раза больше, чем из дизеля, и в два с половиной раза больше, чем из природного газа.

Для хранения электроэнергии используются литий-ионные аккумуляторы. От них и питается электролизер, расщепляющий воду на кислород и водород. А само электричество вырабатывается за счёт работы солнечных панелей суммарной площадью 170 кв. м и совокупной мощностью в 21 КВт, а также двух ветряных турбин по 1 КВт каждая.

Если один источник энергии выйдет из строя, его можно заменить другими.

Кстати, питьевую воду на корабле также можно получать прямо из-за борта – помимо фильтров на Energy Observer установлена система дистилляции. Правда, пока команда предпочитает закупать питьевую воду на берегу.

Стоки с катамарана также фильтруются, а твердые отходы собираются раздельно и сдаются на переработку на суше.

51428-cockpit-r-1200-900 Капитан судна Викторьен Эруссард (Victorien Erussard) за штурвалом. Фото: Energy Observer, Jeremy Bidon

Как результат: плавание проходит без ущерба для окружающей среды – никаких выбросов и шумового загрязнения. Это и было одной из задач реализации проекта – доказать, что навигация без ущерба для природы ­– уже не утопия. Другая – доказать, что использование ВИЭ в судоходстве стало более рентабельным, чем использование ископаемых источников энергии. Есть и третья цель – сбор и распространение информации о наиболее прогрессивных эко-практиках, применяемых в посещаемых странах. Причем, не только в области энергетики или мореплавания, но и, например, в строительстве или сельском хозяйстве.

«Экологический переход следует рассматривать как обещание лучшего мира. Во время этой уникальной «Одиссеи» мы хотим заставить людей мечтать, повысить их осведомленность, доказать, что люди могут жить в гармонии с природой, и что борьба с глобальным потеплением может открыть некоторые двери для новой экономической экспансии», – рассказывает лидер экспедиции Жером Делафоса.

Беллона