News

Есть такое хобби: нелегальные свалки искать

Даниил Островский

Опубликовано: 19/06/2019

Автор: Георгий Ситников

В Пермском крае разворачивается массовое волонтерское движение по поиску и ликвидации нелегальных свалок. Искать свалки, фотографировать их и отправлять информацию в государственные органы становится модным – похоже на популярную онлайн/оффлайн игру Ingress, где надо ходить и отмечать свое присутствие в разных местах в специальном приложении.

Пермские волонтеры патрулируют места возможного нахождения свалок, сохраняют GPS-координаты и вместе с фотографией свалки отправляют их по электронной почте в муниципалитет. Власти реагируют – например, свалка у гаражей была убрана в течение месяца, а свалку рядом с теплотрассой включили в план ликвидации стихийных свалок на следующий год.

Масштаб проблемы

Сегодня в нашей стране образуется 70-90 млн тонн мусора ежегодно, а в целом в России на полигонах, свалках, в отвалах и хранилищах накопилось свыше 90 млрд тонн отходов. Согласно официальным данным, насчитывается более 1 тыс. полигонов, около 15 тыс. санкционированных свалок, 17 тыс. несанкционированных свалок.

По данным Гринпис, ежегодный прирост площади несанкционированных свалок составляет 0,4 млн гектар. В числе лидеров по их количеству находится Пермский край.

По своим масштабам несанкционированные свалки составляют реальную «конкуренцию» легальным полигонам – в Пермском крае, по данным государственной экологической инспекции, общая площадь легальных полигонов и свалок составляет около 1000 га, а площадь только выявленных несанкционированных – более 200 га при количестве порядка 1500. Как сообщают СМИ, объём мусора, утилизируемого нелегально, составил почти треть от того, что вывозится на легальные полигоны.

По данным Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, практически половину из структуры отходов составляют твёрдые коммунальные отходы (ТКО). Иначе говоря, это отходы, производимые непосредственно населением – бытовой мусор – остатки продуктов, упаковки, старая мебель и предметы обихода. Там же могут попадаться и опасные отходы: батарейки, лампочки, старая техника или лекарственные препараты.

Свалка у теплотрассы_Пермь Credit: Георгий Ситников

Загрязнение окружающей среды таким отходами является самым слабоконтролируемым, поскольку потенциальные «загрязнители» – это практически всё население.

Естественно, в «группу риска» в первую очередь входят жители частного сектора, дачники и отдыхающие – ведь для них обычно нет специальных мест для сбора отходов. А если даже и есть, не каждый сочтёт нужным ими воспользоваться.

В качестве основной проблемы загрязнение окружающей среды такими отходами выделяется ещё и потому, что приводит к деградации почв: к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

А рекультивация – гораздо более трудоёмкий и затратный процесс, чем загрязнение.

Ещё одна скрытая угроза незаконных свалок – проникновение вредных веществ в грунтовые воды: по данным исследователей, каждая тонна ТКО содержит около 80 кг водорастворимых веществ. Для жителей городов с централизованным водоснабжением это прямой угрозы не несёт, а вот население частного сектора, колодцы которого питаются из самого верхнего горизонта, находится под прямой угрозой.

Впрочем, страдает и воздух. Каждый, кто проходил мимо полигона или свалки, знает их специфический запах, а в большом количестве свалочный газ может причинить серьёзный вред здоровью. Газ, выделяемый стихийными свалками, – тот же самый по составу, только концентрация меньше. Но, например, сероводород – основной его токсичный компонент – становится заметен только при опасной для организма человека концентрации.

Если стихийные свалки столь опасны, почему они воспринимаются многими людьми как нечто само собой разумеющееся? Ответ заключается в причинах их появления. Причины в первую очередь социальные и финансовые – это нежелание людей платить за легальную утилизацию мусора.

Часто это может быть и банальная лень – контейнеры стоят далеко, и содержимое мусорного ведра оказывается в ближайшем овраге. Про многочисленных отдыхающих на природе и любителей «шашлыка» и говорить не приходится – последствия их пребывания хорошо заметны на берегах рек и других водоёмов.

Когда нет контроля

Казалось бы, если масштабы проблемы столь велики, а вред природе значителен – значит стихийные свалки, и, конечно же, их виновники должны быть под постоянным прицелом надзорных органов.

Тем не менее, эффективных механизмов борьбы с этим явлением до сих пор нет.

Дело в том, что ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок мусора несут, в первую очередь, муниципалитеты. Однако муниципальный экологический контроль не предусмотрен действующим законодательством, а ресурсы весьма скудны.

Конечно, проводятся плановые рейды, но в зоне риска – практически вся зона жилой застройки и традиционных мест для «отдыха на природе».

Для снижения вреда от несанкционированных свалок, по нашему опыту, эффективно применять два инструмента – ответственность за их появление и своевременную ликвидацию.

Но для этого нужно оперативно выявлять такие свалки и виновников их образования.

Общественные инспекции

Здесь на помощь в ликвидации этой экологической проблемы приходит гражданское общество в виде волонтёров, которые занимаются общественным контролем. Стать таким волонтёром может буквально каждый – для этого нужно всего лишь иметь телефон с фотокамерой и GPS и периодически патрулировать места возможного появления свалок.

субботник_2018 Credit: Георгий Ситников

Как рассказал один из волонтёров экологического движения города Перми, студент Антон, деятельность по поиску свалок стала для него своеобразным хобби, которое приносит пользу обществу: «Такой способ контроля за незаконными свалками, как составление жалоб в местные органы власти используется многими общественными организациями. Но, на самом деле, не важно, от чьего лица направлена жалоба, важно сделать это как можно скорее. Тем выше шанс, что свалка будет ликвидирована. Ведь её наличие вызывает цепную реакцию – люди видят, что лежит куча мусора, и бросают туда ещё».

Тем не менее, один из минусов общественного контроля – отсутствие реальных полномочий, например, по посещению закрытых объектов, которые тоже могут использоваться для несанкционированного складирования отходов.

Несмотря на то, что работа общественных экологических инспекторов предусмотрена экологическим законодательством (закон предусматривает получение удостоверений от Росприроднадзора), фактически возможности обычных граждан такие же – собирать информацию об экологических нарушениях и отправлять в компетентные органы.

Поэтому даже без формализации института общественного контроля каждый активный гражданин может стать своего рода «экологическим инспектором» – найти незаконную свалку и добиться её ликвидации. Тем более что практика показывает хотя и не стопроцентный, но весьма высокий уровень отклика органов власти на такие гражданские инициативы.

Надо ли убирать самим?

В последнее время большую известность приобрели волонтерские акции по уборке мусора – например, «Сделаем!», которая показала в 2018 году колоссальные результаты. В акции приняли участие 228 тыс. волонтеров из 300 городов (67 регионов) страны, было проведено 5,6 тыс. уборок. Волонтеры собрали 19,2 тыс. куб. м смешанных отходов и 986 куб. м. вторсырья (стекло, металл, пластик).

Ещё одна цель привлекать людей к уборкам незаконных свалок – образовательная, чтобы эта проблема осознавалась человеком. Таким образом, у участников субботников формируется ценность охраны окружающей среды.

Субботник_болото_2014 Credit: Георгий Ситников

Однако волонтёры не могут всё время убирать мусор за нарушителями, тем более что с органов власти ответственность за незаконные свалки тоже никто не снимал.

По мнению пермской организацией «За защиту зверей», участие волонтёров в ликвидации свалок оправдано, когда проблема не решается иными способами – спорная территория, отсутствие средств в бюджете, высокая социальная значимость загрязнённых объектов. Например, волонтеры организации уже 10 лет проводят ежегодную очистку ООПТ «Утиное болото».

В 2008 году одна из волонтеров обратила внимание на обилие мусора на территории местного болота, которое является уникальным природным объектом, и где гнездится утка кряква. Тогда волонтёры-зоозащитники вывезли с болота более 2 «Камазов» мусора. Субботник получил широкое освещение в СМИ, «За защиту зверей» обратилась за поддержкой в районную администрацию, чтобы она выделила транспорт для вывоза мусора. И после этого, в 2009 году решением городской думы этому месту был присвоен статус особо охраняемой природной территории местного значения. По мнению активистов организации, этому способствовали волонтерская активность и широкое освещение проблемы в СМИ. Сейчас субботники продолжаются, и к ним присоединяются местные школы и жители близлежащих домов.

Власть согласна

Эффективность институтов гражданского общества в различных направлениях охраны природы отмечается и представителями власти. Например, как сообщил в интервью «Парламентской газете» глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин, повышение эффективности государственной политики в сфере охраны окружающей среды невозможно без активного участия общественных экологических организаций. «Сегодня крайне важно привлекать институты развития гражданского общества к вопросам экологического просвещения и формирования экокультуры населения», – сказал сенатор.

В своём докладе начальник государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края В.Г. Лазепный отметил, что одним из существующих способов выявления несанкционированных свалок является передача гражданами информации в контролирующие органы. Так, пермская общественная организация «Экоинспекция», акцентирующая внимание на выявлении экологических правонарушений, неоднократно награждалась за свою работу местными, региональными и федеральными природоохранными ведомствами.

Общественный экологический контроль можно считать эффективной формой вовлечения граждан в деятельность по охране окружающей среды, а также эффективным методом развития партнёрских отношений с органами власти.

 

Статья подготовлена в рамках проекта «Качественная журналистика для экологических активистов в России и ЕС». Проект реализуется при поддержке  Гражданского Форума ЕС-Россия и его доноров.

Содержание статьи является ответственностью автора и не может отражать точку зрения доноров.